Демократия

Михаил Вильевич Орешкин
ДЕМОКРАТИЯ
Много болтающих о демократии.
Но любому явлению надо дать чёткое, не  расплывчатое определение. Если этого не сделать, то всякого рода полуграмотные авторы, восхваляя демократию или, напротив, ругая это явление, непонятно что восхваляют и не понятно что ругают. То есть пишут ни-о-чём!!!
А ведь тут действительно есть о чём поговорить…
Итак:
«Понятие демократия (греч. demos народ и kratos сила, власть), т.е. народовластие, безусловно, вам знакомо. Но очевидно, что такого объяснения еще недостаточно для полного понимания демократии».
Источник:
Звучит интересно. Говорят, демократия зародилась в Афинах:
Демократия афинского полиса
Автор текста пишет: «Признаки демократии мы находим в самой глубокой древности. Некоторые ученые-этнографы утверждают, что жизнь многих древних родов и племен строилась на началах равноправия, выборности вождей и т.п. Однако наивысшего расцвета древняя демократия достигла в Афинах древнегреческом городе государстве (полисе).
Верховная власть в полисе принадлежала всем взрослым свободным мужчинам, обладавшим правами афинских граждан. Они собирались на народные собрания, которые происходили на Пниксе, скальной террасе в западной части города, и решали все важные государственные дела. При этом соблюдались три главных принципа принцип “исегории” (свободы слова), принцип “исотемии” (равенства в занятии должностей) и принцип “исопомии” (равенства перед законом). Народное собрание также избирало должностных лиц, которые должны были следить за исполнением его решений. Делалось это, как правило, по жребию, поскольку господствовало мнение, что исполнять государственные обязанности может любой гражданин. Этот порядок не касался только руководства вооруженными силами. Стратегов (так называли полководцев) определяли путем выборов каждого кандидата в отдельности.
Если законы и решения принимались народным собранием, то исполнительная власть принадлежала Совету пятисот (он также определялся по жребию). Совет готовил проекты постановлений, выносимые на народное собрание, организовывал общественные работы, контролировал финансовые дела, заботился о боеспособности афинского войска, принимал иностранных послов. Члены Совета проводили на заседаниях целый день, а треть из них оставалась у государственного руля и на ночь. Ежедневно из состава членов Совета по жребию избирался его председатель, которому вручались ключи от государственной сокровищницы и печать, а также предоставлялось право председательствовать на народном собрании, если оно происходило в этот день».
Источник:
И вот что интересно: вот  откуда это богатство знания? Чья фантазия всё это породила? И главное – зачем?
Кстати, для того, чтобы 10000 (десять тысяч) греческих, афинских «патрициев» занимались игрой в демократию, требовалось (как минимум!), чтобы на каждого из них приходилось по 10 человек (вещей говорящих) рабов! То есть для обеспечения Афинской демократии требовалось не менее 100000 (ста тысяч!!!) бесправных рабов. Хорош же прообраз демократии!!!
А ведь стой поры мало что изменилось. Для того чтобы функционировала экономика США им нужны территории (плюс к своей) в 5-10 раз превышающие их территорию. Это как раз полмира Земшара. Вот и несут они демократию. Всему миру. Как это делали древние римляне:
РИМСКИЙ ОДНОПОЛЮСНЫЙ МИР - ПРООБРАЗ ГЕГЕМОНИИ США

Определения же, проверенные временем и специалистами своего дела, даются в словарях и энциклопедиях. Так заглянем туда:
Краткий философский словарь:
ДЕМОКРАТИЯ - слово  «демократия» имеет несколько  значений:
1. Форма устройства  организации общества, основанной на равноправном участии ее  членов в управлении и принятии в ней решений по большинству.
2. Форма организации  государственной власти, которая включает в себя следующие принципы: а) выборность и сменяемость  высших государственных органов и должностных лиц; б) их  подотчетность и подконтрольность перед избирателями и перед  избравшими или учредившими их  органами; в) гласность в деятельности  государственных органов и их  ответственность; г) принятие решений большинством голосов, подчинение меньшинства большинству; д)  равноправие всех граждан, гарантированность их прав.
3. Метод  осуществления государственной власти - государственный  (политический) режим. Демократический  режим предполагает признание и  реальное обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, наличие развитой системы  разделения властей, равенство всех перед законом, свободу деятельности  политических и иных организаций, отсутствие государственной  монополии на идеологию. 4.  Демократические формы осуществления  власти: а) непосредственная  демократия; б) представительная  демократия. Непосредственная демократия характеризуется личным участием граждан в осуществлении  государственной власти (выборы,  референдум). Представительная демократия — это форма участия граждан в  управлении государством через  избранные ими органы, через своих избранных представителей - депутатов.
Источник: Простой незатейливый вопрос: а где вы это видели?
Кстати:
«Наиболее показательные аргументы против демократии мы находим у Платона в 8 книге его «Государства». Вкратце они сводятся к тому, что при демократии граждане перестают почитать законы, как писаные, так и неписаные, крайнее отчуждение друг от друга, эгоизм; заканчивается же все это тем, что крайняя свобода оборачивается крайним рабством; произвол толпы переходит в произвол одного, демократия превращается в свою диалектическую противоположность - тиранию (см. 8 книгу «Государства»). Причем, развивая эти мысли, Платон приводит очень меткие и язвительные описания тех или иных сторон демократического общества. Так, он пишет, например, что «граждан, послушных властям, там смешивают с грязью, как ничего не стоящих добровольных рабов, зато правителей, похожих на подвластных, и подвластных, похожих на правителей, там восхваляют и почитают»; что там «молодые начинают подражать взрослым и состязаться с ними в рассуждениях и в делах, а старшие, приспособляясь к молодым, и подражая им, то и дело острят и балагурят». Любопытно также его ироничное восклицание: «А насколько здесь свободнее, чем в других местах участь животных, подвластных человеку … прямо-таки по пословице «Собаки - это хозяйки».
Источник: И наконец, воспользуемся таким фундаментальным источником:
Философский энциклопедический словарь (1983)
ДЕМОКРАТИЯ
В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ДЕМОКРАТИЯ
ДЕМОКРАТИЯ (греч. - народовластие, от - народ и - власть), форма гос.-политич. устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на принципах равенства и свободы. Термин «Д.» употребляется также применительно к организации и деятельности отд. политич. и социальных институтов, напр. партийная Д., производств. Д.
Д. как форма гос.-политич. устройства возникла вместе с возникновением государства, заменившего первобытнообщинное родовое и племенное самоуправление. В отличие от иных форм гос. устройства, при Д. официально признаётся власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона, осуществляется выборность осн. органов государства и т. п. Различают непосредств. и представит. Д. В первом случае осн. решения принимаются непосредственно избирателями (напр., на нар. собраниях, посредством референдумов), во втором выборными учреждениями (напр., парламентами). Но в условиях эксплуататорского общества демократич. формы и институты неизбежно остаются ограниченными и формальными, а посредством Д. как формы государства осуществляется господство того класса, в руках которого находятся средства производства и политич. власть. Наиболее развитый историч, тип Д. в эксплуататорском обществе - бурж. Д. - является формой диктатуры буржуазии.
Подлинно науч. понимание Д. впервые было разработано классиками марксизма-ленинизма. Анализируя суть бурж. Д., марксизм-ленинизм прежде всего выявляет её классовое содержание, подчёркивая, что какое бы развитие ни получили демократич. институты и гражд. права, до тех пор, пока существует частная собственность на средства производства и эксплуатация труда, пока политич. власть находится в руках буржуазии, Д. неизбежно ограниченна и лицемерна. Ограниченна по- . тому, что не распространяется на самое главное - на условия материальной жизни людей, где продолжает существовать вопиющее неравенство и эксплуатация одних социальных классов и групп другими; лицемерна потому, что при ней сохраняются все противоречия между провозглашаемыми лозунгами и действительностью.
Раскрыв суть бурж. Д. как формы классового господства капиталистов, марксизм-ленинизм выделяет гл. особенность, отличающую её от др. форм эксплуататорских государств: в бурж. демократич. республике власть капитала осуществляется не прямо, а косвенно. Наличие всеобщего избират. права, парламента и ответственного перед ним правительства, суда присяжных, системы органов местного самоуправления, официально провозглашаемая неприкосновенность личности и жилища, свобода печати и собраний - всё это создаёт видимость «самодержавия народа». На деле же за демократич. оболочкой скрывается власть крупного капитала.
Но ограниченный классовый характер бурж. Д. не означает, что её институты не могут быть использованы рабочим классом. Демократич. принципы, права, институты - результат борьбы нар. масс. Как бы ограниченны и формальны в условиях капитализма они ни были, рабочий класс использует их для защиты своих экономич. и политич. интересов, для самоорганизации и воспитания трудящихся масс. Хотя при демократич. республике государство остаётся машиной для угнетения одного класса другим, орудием диктатуры буржуазии, это не значит, что форма угнетения безразлична рабочему классу. Чем больше прав и свобод завоёвывает пролетариат, тем лучше условия для его организации в революц. партию, для пропаганды идей науч. коммунизма и включения широких нар. масс в борьбу против власти капитала, тем шире возможности использовать демократич. институты капиталистич. государства, иметь свою прессу, добиваться избрания своих представителей в органы местного самоуправления, посылать депутатов в парламент. Поэтому рабочий класс борется за сохранение и развитие Д. В условиях совр. революц. эпохи перехода от капитализма к социализму борьба за Д. становится составной частью борьбы за социализм.
Бурж. Д. - огромный прогресс по сравнению с гос.- политич. организацией ср.-век. общества. Но она была и остаётся формой классового господства буржуазии, чего не понимали в полной мере К. Каутский и др. лидеры 2-го Интернационала, отстаивавшие идею т. н. чистой Д. и полагавшие, что на основе такой, безотносительной к её классовому содержанию, Д. пролетариат способен решить стоящие перед ним революц. задачи. Но история опровергла эти концепции. Если использование трудящимися демократич. прав и институтов действительно грозит затронуть осн. экономич. интересы и политич. власть буржуазии, последняя отказывается от ею же созданной законности, грубо попирает Д. и прибегает к прямому насилию.
С возникновением Сов. государства появился новый исто-рич. тип Д. - социалистическая Д. Социализм впервые возвращает понятию Д. его истинный смысл, наполняет демократия, принципы реальным со-держанием. Но это происходит но в результате одного лишь революц. перехода власти к рабочему классу и его союзникам. Становление и развитие социалистич. Д. достаточно длит. процесс. Осн. принципы социалистич. демократизма были сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом и вошли в теорию науч. коммунизма как часть учения о социалистич. государстве. В. И. Ленин не только всесторонне развил это учение, но и непосредственно руководил строительством социалистич. Д. Принципы Д. нового типа стали реальностью во мн. странах. Социалистич. Д. превратилась в сложившееся явление. Развитие социалистич. Д. нашло развёрнутое воплощение в Конституции СССР.
Для социалистич. Д. характерны след. особенности. Будучи качественно новым по своему классовому содержанию политич. явлением, она наследует всё лучшее из демократич. завоеваний трудящихся, приспосабливает их к новым условиям, существенно обновляет и обогащает.
Наряду с творч. использованием наследия прошлого социализм создаёт совершенно новые, неизвестные ранее принципы и формы Д. Возможности для этого заложены в самой природе социалистич. строя. Так, господство обществ. собственности на средства производства означает, что объектом демократич. управления и контроля становятся экономика и культура, крые в условиях совр. гос.-монополистич. капитализма лишь частично регулируются бурж. государством.
Коренная особенность социалистич. Д. состоит также в том, что она постоянно развивается и совершенствуется. С построением развитого социалистич. общества и по мере дальнейшего продвижения к коммунизму рождаются новые средства и методы участия трудящихся в делах общества. Неуклонный рост обществ. богатства расширяет социальные права трудящихся, а развитие культуры, идейного и нравств. сознания народа создаёт предпосылки для всё более широкого использования политич. свобод.
Народовластие в политич. системе социализма обеспечивается сочетанием методов представит. и непосредств. Д. В СССР принцип нар. представительства воплощён в Советах нар. депутатов, которые составляют снизу доверху единую систему органов власти, управляющую делами госва. Методы непосредств. Д. используются при социализме в масштабах, которые в прошлом были немыслимы. Это - всенар. обсуждение проектов важнейших законов, деятельность парт., профсоюзных, комсомольских и др. обществ. организаций, система нар. контроля, хозяйств. кооперативов, творч. союзов, различных обществ (по профессиям, по интересам, по месту жительства, по ведомств. принадлежности и т. п.), через которые граждане широко участвуют в решении политич., производств. и бытовых вопросов.
Руководящей силой этих организаций социалистич. общества является коммунистич. партия. Руководство обществом со стороны коммунистич. партии обеспечивает гл. условие подлинного демократизма гос. власти - соответствие её политики интересам всего народа. В условиях развитого социалистич. общества в СССР сложилось социально-политич. и идейное единство всего народа. Тождество коренных интересов сов. людей не отрицает, однако, многообразия специфич. интересов различных социальных, нац., возрастных, проф. и иных групп населения. Выступая в роли выразителя общих интересов всего сов. народа, партия в то же время учитывает и согласовывает специфич. интересы различных групп населения, обеспечивает их удовлетворение в русле единой политики. Руководство со стороны партии гарантирует и др. принципиально важное условие демократизма гос. власти - соответствие её политики интересам прогрессивного развития общества. Строя свою деятельность на основе марксистско-ленинской теории, КПСС добивается не только макс. удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся, но и постоянного движения к целям, указанным науч. коммунизмом.
Один из коренных принципов Д. - равноправие. При капитализме реализация этого принципа ограничивалась лишь формальным равенством граждан перед законо.м. Передача средств производства в обществ. собственность вызвала коренной переворот во всей системе обществ. отношений. Были ликвидированы условия для эксплуатации человека человеком и тем самым создан единственно надёжный и реальный фундамент для равноправия. Политич. равноправие граждан социалистич. общества наглядно проявляется в том, что участвовать в делах государства могут все граждане, независимо от расовой и нац. принадлежности, пола, вероисповедания, образования, оседлости, социального происхождения, имуществ. положения и прошлой деятельности. Гигантский прогресс достигнут и в преодолении различных видов социального неравенства, утверждении равенства наций, равноправия мужчин и женщин.
Социалистич. Д. создаёт условия для свободы личности. Конституциями социалистич. стран, др. законами наряду с широкими социально-экономич. правами провозглашена свобода слова, печати, собраний, свобода совести, неприкосновенность жилища, тайна переписки и др. гражд. свободы. Причём эти неотъемлемые элементы Д. не просто декларируются, а реально гарантируются переходом в руки народа средств производства, всех обществ. богатств, самим укладом жизни при социализме. В социалистич. странах права и свободы граждан неотделимы от их обязанностей.
Социалистич. Д. при коммунизме перерастёт в систему общественного самоуправления коммунистического, что, однако, не означает упразднения демократич. принципов и институтов. Наоборот, в коммунистич. обществе они должны получить дальнейшее развитие, а отомрёт лишь государство как инструмент политич. власти и та форма Д., которая с ним связана.
Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; Маркс К., Гражд. война во Франции, там же, т. 17; его же, Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», там же, т. 18; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его ж е, Об авторитете, там же, т. 18; Ленин В. И., Государство и революция, ПСС, т. 33; его же, Марксизм о государстве, там же, т. 33; его же, Тезисы и доклад о бурж. Д. и диктатуре пролетариата, там же, т. 37; его же. Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же; его ж е, О социалистич. Д., Сб., М., 1977; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Проблемы Д. в совр. мире, М., 1967; Марксистсколенинская общая теория государства и права. Осн. институты и понятия, М., 1970; Г и н д е в П., Д. и обществ. прогресс, пер. с болг., М., 1972; Шахназаров Г. X., Социалистич. Д. Некоторые вопросы теории, М, 1972; Кузьмин Э. Л., Государство и Д. Критика антимарксистских теорий, М., 1975; Денисов А. И., Общая система социалистич. Д., М., 1975; Социализм и Д., М., 1976; Д. и право в развитом социалистич. обществе, М., 1979; Советская Д. в период развитого социализма, M., 19792; Революция и Д. Между-нар. дискуссия марксистов, Прага, 1980; Социалистич. Д.: конституционные основы, М., 1980; К е p и м о в Д. А., Д. развитого социализма, М., 1980.
Г. X. Шахназаров.
Источник: Ну, и чем это хуже  сказок о Древней Греции?
ГРЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ВЕЛИЧИЕ, СЛАВА, ГИБЕЛЬ