Ески-Кермен

Галина Литвинова 5
Автобус временами сносило с дороги. Он одинокой темной точкой пробирался по местами переметенному снегом, покрытому гололедицей пути. Пробирался, казалось, на… край света… Мы - отважные экскурсанты, притихшие, отдавшие свои судьбы в руки провидения и, доверившись мастерству водителя, слушали бодрый голос экскурсовода: Обратите внимание, мы оказались перед причудливыми скалами, вытянутыми с севера на юг. Словно корабль плывут они среди полей и уютных долин… Ветер с завыванием ударял в стекла автобуса, забрасывая его лохмотьями снега, будто насмехаясь над словами нашего гида. Время года (конец декабря) и погодные условия совсем не подходили для экскурсионных маршрутов. Тем острее воспринималась тематика поездки - пещерный город Эски-Кермен…

     Городище Эски-Кермен расположено на хорошо укрепленном самой природой месте. Плато обрывается в долины почти отвесно и неприступно.

     Под теми же порывами ветра, поднимаясь к главным воротам города, на половине пути на склоне встречаем храм Трех всадников. Он высечен в отделившейся от основного массива округлой каменной глыбе! Не зная, что еще нас ждет впереди, мы удивляемся-поражаемся титаническому труду древних мастеров-каменотесов.

     На внутренней стене храма сохранилась фреска с изображением трех всадников в развевающихся плащах: средний из них, Георгий-Победоносец, поражает копьем змея-дракона. Под изображением - полустертая надпись: "Высечена церковь и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов".

     Внутрь храма нам пройти не удается. Мы можем лишь заглянуть сквозь проемы железной решетки. Храм на зимнее время закрыт от современных вандалов.

     Вместе с экскурсоводом пытаемся представить, как воины, перед отправлением в поход, входят в одну дверь, и, получив благословение, выходят в другую. А в это время продолжает идти служба в память о погребенных.

     Дорога зигзагами-маршами круто поднимается выше в гору. На последнем повороте открывается узкий коридор, вырубленный в скале. Здесь когда-то были ворота.
     Мы узнаем, что все укрепления разрушены еще в раннем средневековье. По предположению исследователей, первый разгром города произошел в конце VIII века. По-видимому, Эски-Кермен являлся одним из очагов восстания против хазар в 787 г. Подавив восстание, вероятно, хазары разрушили систему обороны и город какое-то время продолжал существовать как незащищенное открытое селение.
 
     Время превратило город в груды камней, покрытые землей и зарослями, пощадив лишь многочисленные пещеры.   
 
     При входе в город, справа расположен пещерный храм необычной формы (татары называли его "судилищем"); он разделен на четыре полукружия, отделенных друг от друга высеченными в массиве скалы колоннами. На этот раз каменные стены Эски-Кермена холодны, безлюдны и безмолвны. Но в более благоприятные дни, по словам того же экскурсовода, добравшись на вершину и посетив "судилище", можно увидеть одинокого монаха, усердно читающего молитвы, многочисленных паломников или любопытных и вездесущих туристов.

     Одно из уникальных сооружений Эски-Кермена - осадный колодец. Это важнейшая часть системы обороны города. В толще скалы вырублена круто уходящая вглубь лестница. Мы не рискуем спускаться вниз по узеньким, скользким, припорошенным снегом ступеням, охотно поверив экскурсоводу на слово: Вниз ведут шесть маршей из 95 ступеней. Каждый марш заканчивается площадкой, освещенной окном. Сама же лестница переходит в галерею длиной около 10 м, где с потолка просачивалась вода. В раннее время существования города ее накапливалось до 70 кубометров, так что водой были залиты оба нижних марша лестницы. По-видимому, нападавшие сделали пролом в стене, в результате колодец утратил свое значение.

     В мирное время город пользовался водопроводом из керамических труб, подводивших воду на эту вершину за четыре километра от родников соседней возвышенности! Что такое возможно в принципе, нашему современнику, проживающему в Крыму, избалованному цивилизацией и, тем не менее, на себе испытывающему катастрофическую нехватку водных ресурсов Крыма, верится с трудом.

     На юго-восточном участке плато сохранились фрагменты проходивших вдоль обрыва стен. Когда-то стена окружала город по всему краю плато, отсекая с севера примерно треть, оставшуюся не застроенной. Предположительно, этот участок использовался в военный период для относительно безопасного пребывания населения, а в мирное время - для рынка. Этой особенностью обладают почти все пещерные города.

     С северной стороны плато Эски-Кермена заканчивается мысом, отделенным от общего массива узкой расщелиной. Здесь сохранились остатки участка обороны. С площадки "дозорного комплекса" видны подступы к городищу и открывается величественный вид на весь район предгорья.

     Зимнее Солнце давно перевалило на запад. Оно никак не хотело порадовать нас своим теплом и занималось лишь тем, что помогало скалистым мысам отбрасывать молчаливые и угрюмые тени с востока…

     Мы оставляем эти, уже покинутые когда-то, каменные стены, каждый по-своему, додумывая и представляя события давно минувших дней.
     Городище провожает нас холодным, молчаливым, но в то же время красноречивым взглядом. Сможем ли мы когда-нибудь разгадать язык этого безмолвия?

Галина Орлова-Романова
Февраль 2003 г.