Две встречи с законом

Рыжов Александр Геннадьевич
(из конспекта проповеди, послушать можно на СаундКлауд)


Вступление

Один проповедник (Стивен Коул) говорил длинный цикл проповедей по посланию Римлянам, всего он сказал 108 проповедей по этому посланию. И когда этот брат начал проповедовать по Рим.7 (по этой главе он произнес 6 проповедей, я себе позволю сказать только две, может быть, три), он сказал: «Я надеялся, что Христос придет раньше, чем мне придется проповедовать по седьмой главе послания Римлянам. Но этого не случилось».

Готовя проповедь, я боролся с сильным искушением пропустить первую половину седьмой главы либо сказать о ней только несколько слов и перейти ко второй половине, где есть очень-очень важный практический вывод из учения Павла, но потом я вспомнил, что файлик, в котором я собираю свои проповеди по этому посланию, называется «Евангелие в послании Римлянам», и цель, с которой я начинал этот цикл проповедей –

• рассмотреть понимание Павлом Евангелия или благовествования Христа,
• сказать о нескольких угрозах для нашего понимания Евангелия, о чем Павел и говорит в этом послании.

Одна из этих угроз – превращать благодать в повод к распутству (об этом, например, в Рим.3:8 и 6:1), вторая, противоположная первой – законничество, об этом будет, например, в начале десятой главы: «…имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим.10:2-3).

И чтобы позже сказать о неправильном понимании и использовании закона, надо не пропустить первую половину седьмой главы и сказать о правильном понимании закона. В одной этой проповеди я успею порассуждать об этом в сжатом формате, но я надеюсь, вы продолжите рассуждения и исследования.

В первых пяти главах Павел показывает, что законом мы не оправдаемся, нужен Христос. Сейчас идет раздел об освящении, и здесь Павел объясняет, что законом мы не освятимся, опять нужен Христос. Но сразу добавлю: освобождая от закона, Христос не делает нас беззаконниками, об этом мы сегодня порассуждаем.

В конце шестой главы Павел объяснял первую истину из 6:14 («Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью»), а именно, что верующие больше не находятся под осуждающей властью закона. А в седьмой главе он объясняет вторую истину этого стиха: верующий теперь находится под благодатью. Но интересно, что делая это, он в седьмой главе 23 раза упоминает закон, из них 8 раз в первых шести стихах.

Поэтому в названии и самой проповеди, и основных пунктов моей проповеди тоже есть это слово. Проповедь моя называется «Две встречи с законом». Первый пункт называется «Первая встреча с законом», второй пункт называется «Вторая встреча с законом». Есть у них и продолжения названий или подзаголовки, но о них я не скажу сразу, чтобы интереснее было слушать.


А. Первая встреча с законом. Закон – плохой муж

Первая встреча с законом у нас происходит еще до встречи со Христом. Сказано в других текстах Нового Завета, что закон дан для беззаконников и он детоводитель ко Христу. Но здесь Павел говорит удивительную вещь: христиане умерли для закона телом Христовым и освободились от него (стихи 4 и 6).

Как именно и почему случилось так, что мы умерли для закона, я хочу сказать отдельную проповедь (но еще не уверен, решусь ли), здесь такая яркая мысль, для изложени которой надо время и она перетянет на себя основное внимание, а сейчас я буду просто говорить о нашей смерти для закона как о факте.

В нашей стране мужчине нельзя быть одновременно женатым на двух женщинах и нельзя женщине быть одновременно замужем за двумя мужчинами. Мы можем быть женаты в один момент времени или на законе, или на Христе. Это значит, что мы спасаемся или через закон, или через Христа. Мы хотим угодить или безличной системе правил, или Христу. Начало седьмой главы про то, что у нашей души может быть один муж, один путь спасения. И это значит, что возвращаясь к закону как к основанию жизни, мы оставляем Христа.

Верующие, которые видят свою надежду на оправдание в своем отношении к закону, несчастливы в своем браке с законом. Если представить себе закон в виде мужа, то это будет идеальный мужчина, но далекий от идела муж (да, подзаголовок первого пункта моей проповеди: «Закон – плохой муж»). Это будет муж-перфекционист, который сам все делает идеально и требует от жены, чтобы она тоже делала все идельно.

У него все расписано, он принципиальный, требовательный и наблюдательный. Он из тех, кто берет белый платок и проводит им над дверным наличником, проверяя, нет ли там пыли. Жена такого мужа быстро придет в отчаяние от своей неспособности угодить ему и если она не знала о своей неряшливости и бесхозяйственности, узнает.

«Все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал.3:10).

В третьем стихе Рим.7 изображена картина, при которой в результате смерти мужа жена снова выходит замуж. А дальше говорится об освобождении от закона и соединении со Христом. Если такой требовательный и жесткий муж, которого я описал чуть раньше, вдруг умрет, то очень может быть, что жена выдохнет облегченно.

«Чтобы принадлежать другому» (ст.4). Допустим, через некоторое время она встречает любящего, доброго и заботливого мужчину. Они женятся. Она по-прежнему убирает в доме и готовит еду, но делает это с радостью из любви, а не для того, чтобы подчиняться требованиям придирчивого тирана.

Аналогия несостоятельна в том смысле, что закон не умер. Мы умерли для закона. Но нам больше не нужно выполнять его требования как основание нашего принятия Богом. Христос выполнил все требования. Мотив послушания Богу теперь – радостная благодарность, дела любви.

Первый важный вывод из этого текста, который нужен будет для понимания других частей послания: закон сам по себе не задуман Богом как муж для нашей души. Закон сам по себе не даст счастья душе и сил для правильной жизни.

Брак с законом бесплодный и бездетный, от него не рождаются плоды святости и обращенных душ: «страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти» (ст.5).


Б. Вторая встреча с законом. Закон – хороший друг хорошего мужа

Представьте себе девушку, которая много настрадалась в школе от строгого учителя. Наконец она выросла, окончила школу, быстро вышла замуж и при знакомстве с семьей и друзьями мужа вдруг встречает… того самого учителя. Она вздрагивает и переводит взгляд на мужа – оказывается, ее муж очень дружен с ним. И ей придется теперь как-то по-новому строить отношения со строгим учителем, узнавать его ближе и разбираться, почему муж так ценит общение с ним. Если она любит мужа, она должна понять и полюбить тех, кого он любит.

В Библии есть немало парадоксов. И вот один из них: мы не под законом, но под законом. Или другая формулировка: мы не должны исполнять закон, но мы должны исполнять закон. Я приведу некоторые тексты:

• «умерли для закона телом Христовым… ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него…» (Рим.7:4-6). Христианин умер для закона и освободился от него, т.е. он не под законом. И прямо об этом сказано в 6:14: «вы не под законом, но под благодатью».
• «чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим.8:4). Хотя христианин освободился от закона, но он выполняет его требования (так написано в других переводах).
• «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона» (1Кор.9:20-21). Христианин находится под законом Христа.
• «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим.3:31).

Да, в прочитанных текстах слово «закон» не везде значит одно и то же, но общая идея здесь такова: если кто-то понял (а уже при Павле были те, кто понял именно так) учение о благодати как освобождение от ограничений, то при более близком знакомстве с Христом им тоже предстоит вздрогнуть и обнаружить, что Христос за ограничения, Христос против греха. 

Я попробовал найти иллюстрацию, чтобы объяснить совокупный смысл этих библейских текстов.

Если парень из мира уверует, станет членом церкви и через время женится на девушке из верующей семьи, то у него гарантированно появится очень много родственников в церкви, причем, скорее всего, в самых разных городах и деревнях. Кстати, именно это произошло со мной.

Да, закон – плохой муж, но он – хороший друг хорошего мужа (и это подзаголовок второго пункта проповеди). Наша связь с законом после обращения ко Христу теперь не такая непосредственная, как тогда, когда закон был нашим детоводителем ко Христу – мы не состоим в браке с законом, мы в браке со Христом.

Но Христос любит закон. «Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем» (Пс.118:97) – будьте уверены, что в наибольшей степени эти слова относятся к Иисусу. Закон Божий записан у Него в сердце (Пс.39:8-9; Евр.10:7).

И вступая в союз со Христом, мы связываем себя со всем, что у Него есть, в том числе и с законом. Поэтому наша связь с законом происходит через союз со Христом, это связь веры. У нас с Иисусом один Дух – и Он делает нас способными любить то, что любит Иисус.

Наступил новый завет (ст.6: «в обновлении духа, а не по ветхой букве»). Это когда закон записан в сердце, и как компьютер выполняет записанную на жестком диске программу, так человек поступает по заповедям, когда эти заповеди записаны у него Святым Духом в сердце.

Закон силы не дает и до совершенства дела не доводит («закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» Евр.7:19). В другом месте Павел говорит про время под законом: «когда еще мы были немощны» (5:6). А вот Христос действует изнутри: «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (8:2); «если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (8:10).

Один брат нечаянно подслушал разговор папы с сыном. Сын спросил: «Папа, а что такое благодать?» Мне именно такого вопроса дети еще не задавали. Брат, который стал свидетелем этого разговора, невольно начал прислушиваться к нему с повышенным вниманием.

Ему было интересно, как папа объяснит, что такое благодать, пятилетнему малышу. Папа сказал: «Я тебе не расскажу, а покажу, что такое благодать». И они подошли к турнику.

«Допрыгни до самой высокой перекладины», – сказал папа. Мальчик попрыгал – ничего не вышло. «А теперь ты прыгни, а я добавлю благодати», – сказал отец. Мальчик прыгнул, руки отца подхватили его и через мгновенье он... стоял на перекладине. Мальчик завизжал от восторга и заявил папе, что без благодати больше жить не согласен.

В четвертом стихе написано «да приносим плод Богу» (ст.4). Вы еще помните, что брак с законом бездетный и бесплодный? А в союзе со Христом мы обязательно принесем плоды. Плод Духа, плод святости.

В Ис.54:1 неплодный и нерождающий Израиль призван к радости, т.е. теперь он принесет плод святости и наконец станет успешно благовествовать язычникам, и – внимание! – об этом говорит первый же стих после Ис.53. В четвертом стихе Ис.54 сказано о вдовстве Израиля, т.е. его муж умер, а кто муж Израиля? Бог. Об этой смерти и говорит Ис.53. А в следующем пятом стихе Бог снова назван супругом Израиля. Если Бог позволит, я скажу об этом отдельную проповедь.

В предпоследнем стихе прошлой главы (Рим.6) написано про плод святости, и я остановлюсь на нем чуть подробнее. Закон без благодати и Христа научит и покажет, что такое грех и святость. Но еще научит и тому, как именно в нас проявляется тот или иной грех.

Джеймс Бойс (Romans: The Reign of Grace [Baker], pp. 742-743) рассказывает историю, которая случилась с ним, когда он был в шестом классе. Директор школы зашел к нему в класс на перемене и сказал, что слышал о том, что некоторые ученики приносили в школу петарды. Он предупредил об опасности петард и сказал, что любой, кого поймают с петардами в школе, будет исключен. Ну, у Бойса не было петард, и он даже не думал о них до этого. Но когда ты начинаешь о них думать, то появляются разные интересные мысли и планы. И он вспомнил, что у одного из его друзей были петарды.

Прямо на перемене они сбегали к нему домой, взяли петарды и вернулись в школу. Они зашли в темный конец коридора и зажгли петарду. Они планировали потушить фитиль, прежде чем она взорвется. Но зажженный фитиль обжег пальцы мальчика, который держал петарду. Он уронил ее, и она взорвалось с ужасающим грохотом, а эхо умножило этот грохот во много раз. Прежде чем мальчики успели убежать из этого коридора, в светлом его конце появился директор. Позже, когда Бойс сидел в кабинете директора со своими родителями, он слышал, как директор снова и снова повторял: «Я только что сказал им не приносить в школу петарды. Я просто не могу в это поверить».

Так действует закон. Он называет грех грехом и оживляет его в нас: «я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай» (7:7).   

Закон – это микроскоп, который помогает найти больные клетки, но микроскопом клетки не вылечить. Закон – это фонарик, который помогает увидеть пятна на одежде, но фонариком пятна не вывести. Закон – это маяк, который показывает кораблю путь к берегу, но маяк не перенесет моряков на берег.

Христос лечит, Христос очищает, Христос переносит.


Заключение

Джон Герстнер (преподаватель истории церкви в Питтсбургской семинарии) проповедовал в одном собрании по посланию Римлянам. Он как раз говорил о законе и о том, как закон разоблачает и осуждает грех. После собрания к нему подошла женщина. Она подняла руку с указательным и большим пальцами на расстоянии в сантиметр друг от друга и сказала: «Брат, ты побудил меня ощутить себя вот такой». Проповедник ответил: «Сестра, это слишком много. Такое самомнение приведет тебя в ад».

Бог дал Свой закон, чтобы лишить нас последнего сантиметра самоправедности и обличить нас в наших грехах, чтобы мы бежали ко Христу.

Павел в начале седьмой главы не говорит прямо слова «муж», «жених», «брак» или «жениться» в отношении Христа. Он говорит в четвертом стихе «чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых». В браке можно быть уверенным в одном: он меняет вас навсегда! Вы перестали принадлежать себе. Прежде чем строить планы, нужно подумать о жене – что ей нравится, что нет. Вы должны помнить о ней при принятии каждого решения. И я смею сказать, что несмотря на эти ограничения женитьба на Свете изменила и мою жизнь к лучшему, и меня самого продолжает изменять.

Союз со Христом точно изменит и вашу жизнь к лучшему. Если вы еще не со Христом, но закон уже обличает вас в грехе, то пытаясь исправиться, вы наверняка намучились. Со Христом все не так, начните принадлежать Ему.

31.01.2021