На границе с Сербией

Холод Павел
вспомнился интересный случай из прежней жизни, не хотелось бы, чтобы он забылся. это было лет примерно восемь назад, мы организовывали поездку для белорусско-украинской делегации пограничников в Болгарию и Сербию. сначала мы вместе с пограничниками посетили Софию, а через пару дней отправились на автобусе в Белград.

а перед отправлением из Минска мой тогдашний начальник Деян, сам родом из Сербии, сказал: "главный пограничник Сербии - мой хороший друг, вас примут по высшему разряду". в тот момент я как-то не придал значения его словам: ну друг и друг.

в общем посетили мы Софию и отправились в сторону границы с Сербией. на сербской стороне нас встретили тамошние пограничники, отвели нас прямо там в приграничный ресторан и велели ждать, пока к нам не присоединится их начальник.

скоро к пункту пропуска подъехал кортеж, из которого вышел невысокий, плотно сложенный человек в военном мундире, судя по погонам не иначе как генерал - как оказалось, тот самый шеф сербской погранслужбы.

а до границы с Болгарией, чтоб вы понимали, ехать из Белграда километров триста пятьдесят, то есть в общей сложности часа под четыре. и обратно, понятное дело, столько же.

потом, когда нас как следует накормили (а некоторых так даже и напоили) мы выдвинулись в Белград. и я, когда мы шли к нашему автобусу, поинтересовался у начальника сербских пограничников, зачем он поехал нас встречать в такую даль: аж на самую границу с Болгарией. ведь можно было вполне нас встретить и непосредственно в Белграде.

услышав мой вопрос, генерал взял меня за плечи, посмотрел в глаза и сказал с удивлением: "как я мог вас не встретить, Деян ведь мой друг!" помню, я тогда очень удивился и подумал, что для сербов друг - явно не пустое слово.

самое интересное, что самого Деяна с нами даже не было, а уровень делегации хоть и был выше среднего, но всё же не настолько высоким, чтобы сам глава сербской пограничной полиции мчался через всю страну нас встречать. и тем не менее он счёл своим долгом это сделать.

эта история меня тогда очень впечатлила, и я подумал, что будь у моего начальника в друзьях сам президент Сербии, он бы тоже поехал нас встречать на границу с Болгарией. просто потому, что для сербов "друг" значит гораздо больше, чем "президент".

PS. и это в общем правильно, потому что друг это навсегда, а президент - только на четыре года. во всяком случае в Сербии.