Мисс Томпсон. Дочь капитана

Владимир Врубель
Однажды мне повезло купить подшивку газеты «The New York Times» с 1851 по 2009 год. Узнав, сколько я заплатил за неё, жена мою радость не разделила, но что поделаешь, женскому уму иногда недоступно понять мужчин.

И вот, дорогие читатели, я снова отвлёкся от своего генерального курса - истории Российского военно-морского флота. Иногда чувствую себя идущим переменными галсами, когда меня начинает заносить совсем в другую сторону, но успокаивает, что не теряю главного направления – иду в бейдевинд.

В американской газете нашёл короткое упоминание того, о чём собираюсь рассказать. Пришлось начать поиски, и теперь сообщаю, что я откопал.

В июле 1850 года небольшое британское общество в Адене бурно обсуждало события на пришедшем в порт паруснике «Rainbow». Но сначала немного о самом Адене.
Когда-то в древности этот порт был процветающим центром торговли между Африкой, Индией и Китаем. Потом всё пришло в упадок.

В 1833 году  капитану Стаффорду Беттесворту Хейнсу, находившемуся на службе в Ост-Индской компании, приказали обследовать остров Сокотра как возможную угольную станцию для пароходов, которые только начали широко использоваться.
 
Купить у султана Махры остров не удалось, англичане попытались захватить его силой, но из этого тоже ничего не вышло.

Тогда Хейнс убедил правительство в Бомбее, что лучше занять Аден как менее укреплённый, но зато вполне удобный, чтобы использовать его в качестве угольной станции для кораблей, шедших в Индию и обратно.

Предлог для нападения придумали очень быстро, не хочу особенно долго расписывать эту историю, короче говоря, 19 января 1839 года британская морская пехота, высаженная с кораблей, захватила Аден, представлявший собой деревню среди когда-то величественных развалин. Её населяли 600 арабов, евреев и сомалийцев.
 
Аден был первым пополнением Британской империи за период правления королевы Виктории, вступившей в 1837 году на престол. Правление Ост-Индской компании назначило Хейнса, которому присвоили звание кэптена (капитана 1 ранга),  политическим агентом (главой администрации) в Адене.

В 1850 году благодаря усилиям Хейнса, руководившего расширением крепости с гарнизоном из трёх тысяч сипаев, население возросло до двадцати тысяч человек.
Пятнадцать лет, без отпусков, работал Хейнс, способствуя возрождению Адена как процветающего города, а окончил свою жизнь 16 июня 1860 года в гавани Бомбея на корабле, который должен был доставить его в Англию.

Это случилось через неделю после того как его выпустили из долговой тюрьмы, где он пробыл шесть лет. Нужно быть аккуратным с деньгами. Хейнс перерасходовал на обустройство жизни людей в Адене двадцать тысяч фунтов казённых денег.

Губернатор Бомбея не принял никаких объяснений и потребовал вернуть в казну деньги. У кэптена такой суммы и близко не было. Тогда его отправили в долговую тюрьму.

Новый губернатор Бомбея  сэр Джордж Клерк сжалился над несчастным офицером и приказал его выпустить из тюрьмы. В Британской империи за казёнными деньгами всегда смотрели строго. Думаю, что многие, кто мелькают у нас на телевидении, в Англии давно бы сидели за решёткой.

Когда парусник «Rainbow» вошёл в гавань, на его борт поднялись таможенники. Шестнадцатилетняя дочь капитана судна по фамилии Томпсон попросила их срочно передать её письмо кэптену Хейнсу.

Прочитав письмо девушки, Хейнс немедленно направил на судно вооружённых солдат под командой офицера, который арестовал второго помощника и двух матросов. Их отвели в тюрьму.

Оказалось, что за десять суток до прихода в Аден капитан «Rainbow» Томпсон скончался. Капитана должен был заменить первый помощник, но тот допился до белой горячки, и его пришлось запереть в каюте.

Второй помощник капитана, к которому перешло командование кораблём, оказался редкостным негодяем. В первый же день своего командования судном он попытался изнасиловать девушку, находившуюся в шоковом состоянии после смерти отца.

Дочь капитана была очень умной, любознательной, не боялась никакой работы. Отец научил её премудростям кораблевождения, матросы относились к ней хорошо, потому что она отличалась добрым характером, помогала морякам.

Девушка оказала отчаянное сопротивление насильнику, вырвалась и побежала к матросам, которых попросила собраться на палубе. Им она рассказала о поступке второго помощника и попросила у них защиты.

Её эмоциональный рассказ, растерзанная одежда произвели большое впечатление на матросов, кроме двух, которые встали на сторону помощника.

Эти двое убеждали остальной экипаж, что кроме второго помощника никто не знает навигации,  и без него им никогда не добраться до любого порта, поэтому не стоит из-за девчонки ссориться со штурманом.

Но девушка напомнила морякам, сколько часов она провела на мостике вместе с отцом, который обучал её искусству навигации, и сказала, что она самостоятельно сможет привести судно в Аден. Ей поверили.

Воспользовавшись эмоциональным порывом, негодованием моряков по поводу второго помощника и его защитников, мисс Томпсон, как привыкли называть девушку матросы, убедила их выбросить за борт всё спиртное, кроме одной бочки со спиртом, в которую по её просьбе погрузили тело капитана, чтобы похоронить его на берегу.

Мисс Томпсон обещала, что не подведёт моряков, если они будут выполнять её команды как капитана. Матросы согласились.

Шестнадцатилетняя мисс Томпсон дневала и ночевала на мостике. Она поставила там раскладушку, чтобы спать около ноктоуза (ящика, в котором расположен судовой компас и некоторые другие навигационные инструменты).

  Её по очереди постоянно охраняли три матроса.  Второго помощника и его двух союзников предупредили, что если они приблизятся к девушке, их выбросят за борт. Мисс Томпсон благополучно привела судно в порт.

Дальнейшая судьба участников этой истории мне неизвестна.