Часть первая. Шла подготовка к смотру

Александр Бочаров 3
ШЛА ПОДГОТОВКА К СМОТРУ
(Из книги «Под сенью Ясной поляны)

Воспоминания  бывшего художественного руководителя Дома культуры  Бориса Адольфивича Печурчика,  работавшего  на Косой Горе в 196175 годах.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

-Прямо не знаю, с чего начать?..  Прежде всего –  о самом главном. О Доме культуры. Но более точное его название – Дворец культуры! Большое светлое здание, с колоннами и лепными украшениями, живописными потолочными росписями, картинами на стенах и зеркалами, красивой и уютной мебелью.  Не только в зрительном зале, но и  в любом уголке Дворца солнечно и приятно. А косогорский народ – это какой-то особенный и необычный народ. Нет, избави Бог, это не комплемент, а это сущая правда! Косогорцы народ душевный, отзывчивый, талантливый. Одним словом – молодцы! И потому мой период работы в этом Дворце оставил в моём сердце светлое и радостное воспоминание.
Когда здесь к работе, то в Доме культуры в то время всего несколько малочисленных кружков, так как этот Дворец был открыт в канун ноябрьских праздников, всего несколько месяцев назад. Кроме, эстрадного оркестра, в котором был полный состав и которым руководил сам директор Дома культуры Сергей Дмитриевич Соловьёв, остальные только-только набирали силу. Потому я хочу начать своё воспоминание именно с эстрадного кружки оркПоэтому руководителей хоровых коллективовестра. И этот оркестр Сергей Дмитриевич создал , будучи ещё директором клуба им. Ленина, когда Дом культуры только строился, и, буквально, на пустом месте. Вернувшись на Косую Гору из Ленинграда, где он закончил обучение на музыкальном отделении в Высшей школе профсоюзов, где проявил себя как композитор и уже имел записи своих песен в студии грамзаписи «Мелодия» и свой вокально-эстрадно-музыкальный ансамбль, первым делом, он и здесь, начал с эстрады.  Вернулся к своему музыкальному творчеству и к созданию нового музыкального коллектива.
И это было непросто. Не было инструментов, как и самого коллектива, вообще ничего не было! Он начал с нуля – стал добывать инструменты, собирать коллектив, обучать его нотной грамоте и читать музыку с листа, а главное, прививать любовь к музыке не только в самом коллективе, но и у всех косогорцев. И это было сделано всего одним человеком в сравнительно короткое время.
Так что в Доме культуры в то время я уже увидел довольно крепкий творческий коллектив. Впоследствии музыканты этого эстрадного оркестра во всём блеске показали себя, заслужили любовь и признательность людей и участвовали во всех проводимых в Доме культуры мероприятиях. Вскоре в оркестре проявились не только талантливые музыканты, но и певцы-вокалисты. Эстрадный музыкально-вокальный ансамбль стал украшением всех проводимых в посёлке мероприятий, в том числе, торжественно-юбилейных, семейных и молодёжных вечеров отдыха. И даже поддерживал Дом культуры материально: дважды в неделю, по субботам и воскресениям, проводились танцевальные вечера для молодёжи с выступлением эстрадного вокально-музыкального коллектива.  И полюбившихся эстрадных местных певиц и певцов.
В начале своего жизненного пути коллектив Дома культуры имел небольшой, человек в 8 или 10, драматический коллектив и детский драматический кружок. Ими руководила заведующая датским сектором А.С. Славинская. Был также  кружок духовой музыки, что своё начало взял ещё в клубе им. Ленина. Духовой оркестр также проводил свои выступления и участвовал в культурно-массовых мероприятиях на Косой Горе. Был также кружок духовых инструментов, который обслуживал многие мероприятия, проводимые Домом культуры. Руководил этим кружком рабочий доменного цеха  В.В. Крымов. Неплохим был танцевальный коллектив под руководством замечательного профессионала своего дела В.Э. Бэккер. И, ЧТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО,  работал кружок народных инструментов, под руководством энтузиаста самодеятельного творчества  рабочего цеха фитингов Н.Д. Орлова.
Вот и вся художественная самодеятельность в момент моего прихода работать в Доме культуры на Косой Горе. Таким образом, директором и мною, как художественным руководителем, стояла задача оживить работу в имеющихся кружках и создать новые кружки. А это было возможным при самой тесной связи Дворца с цеховыми коллективами Косогорского металлургического завода и других организаций в посёлке, в том числе и с тремя его школами. Нужно было наладить в цехах работу кружков художественной самодеятельности, проводить её смотры. Причём регулярно, постоянно и ежегодно.
Вот к этой, прямо скажем, нелёгкой задачи мы и приступили.  Начали первым делом с завкома профсоюза на КМЗ. Внесли свои соображения и предложения об организации смотров в цехах завода. Завком нас поддержал и, в свою очередь, наметил мероприятия по организации общезаводского смотра. За время моей работы художественным руководителем в Доме культуры в завкоме сменилось пять председателей. Это В.А.Косулин, В.И.Ягудин, Д.И.Кузнецов, В.Р. Гусынин, В.И. Шадский. Но особенно плотно по организации смотров нам пришлось работать  с Дмитрием Ивановичем Кузнецовым. Это хороший, отзывчивый и душевный человек, который сделал очень многое по развитию цеховой художественной самодеятельности.
Почти на каждом заседании завкома ставился на повестку дня вопрос о развитии художественной самодеятельности. В каждом цехе были назначены ответственные лица за её ор0ганизацию. И на следующем заседании они рассказывали о проделанной работе, делились опытом и открывшихся способностях того или иного работника цеха. Вопросы о подготовке цехов завода к общезаводскому смотру был неоднократно в течение года в повестке дня и на заседаниях парткома завода. Секретарём парткома в те времена был Л.Ф. Майданов, а затем его сменил В.М. Рыбак. На этих заседаниях о проделанной работе отчитывался как директор Дома культуры, так и я Часто и нам здесь доставалось, как говорится, на «орехи». Так что отчитываться нам приходилось не только в завкоме, но и в парткоме.
Комсомольская организация заводской молодежи,  а секретарём в которой в то время был будущий тульский писатель Александр Харченко, тоже ставила этот вопрос одним из главных в своей работе. Начальники цехов тоже не желали ударить в грязь лицом и на своих цеховых собраниях и совещаниях тоже очень серьёзно обсуждали этот вопрос. Участие ы смотрах становилось делом престижа каждого трудового коллектива. Эта работа приобрела общепоселковое значение в развитии творческого потенциала всех жителей посёлка. Когда шла подготовка к смотру, то весь творческий коллектив Дома культуры, все руководители кружков, распределялись по цехам, где совершенно безвозмездно помогали в цехах при подготовке к смотру.
Цехов на заводе было много и в каждом  своя самодеятельность. А руководителей кружков в Доме культуры было всего шесть человек. Потому руководителей хоровых коллективов, а хор был обязательно в каждом цехе, и баянистов проходилось приглашать со стороны. Из Тулы. Вопрос о подготовке художественной самодеятельности был настолько серьёзен, что при подведении итогов социалистического соревнования между цеховыми коллективами и отделами завода был специальный пункт: участие коллектива того или иного цеха в общественной работе, то есть в развитии художественной самодеятельности. И если какой-либо трудовой коллектив слабо принимал участие в смотре, занимал не престижные места, то и в соревновании это отмечался как минус.
Когда шла подготовка к смотру, то все помещения в Доме культуры были заполнены до отказа. На сцене занимался один цех, а в гримуборных и во всех его помещениях занимались другие. В какую комнату ни войдёшь везде идут занятия-репетиции. Для развития и подъёма художественной самодеятельности на должную творческую высоту заработали все возможные рычаги: от парткома, завкома, комитета комсомола, дирекции завода и внутрицехового актива. Конечно же, и самого Дома культуры. Возглавившего эту работу. И все усилия стремились к одному – поднять работников завода и всех жителей посёлка для массового участия в художественной самодеятельности, привлечь к раскрытию своих природных талантов и возможностей в самодеятельном творчестве.
(Продолжение следует)
Б. Печурчик,