Идеология и система идеологической работы

Владимир Лукичев
В.А. Лукичев "Идеология и система идеологической работы"

Идеология.
Про идеологию много написано правильного и не очень, но еще больше супер- и псевдонаучной зауми, которая очень эффективно запутывает суть проблемы.

Цель данного материала – помочь идеологу уверенно стоять на твердой теоретической почве, чтобы не путался в мелочах, и мог дать достойный отпор любому демагогу. Материал дается достаточно схематично, но ценность любой схемы в том, что, отвлекаясь от подробностей, наглядно видны общие закономерности становления и развития того или иного объекта исследования.

Маркс - «История есть не что иное, как деятельность, преследующего свои цели человека». Вот из этого и будем исходить.

Потребности.

Человек существо деятельное, находится в определенных природных и социальных условиях. Базовая потребность, как у любого живого существа – выживание, самосохранение. Для этого возникает необходимость преобразования окружающей среды в формы пригодные для жизни. Развитие человека порождает всё новые потребности, усложняющиеся количественно и качественно, которые, в свою очередь, формируют независимо от желания человека, новый веер потребностей. Высшие потребности – познание, творчество, гуманизм. Вместе с ними появляются ложные, псевдопотребности, которые в настоящее время продуцируются и внедряются правящим классом намеренно для отвлечения от проблем реальной жизни. По сути, происходит своеобразная реинкарнация «хлеба и зрелищ!»

Движущей силой удовлетворения потребностей выступает интерес.

Интерес.

Интерес (не любопытство!) – центральная категория при изучении идеологии. Разберем подробнее. Интерес – это объективное отношение к действительности. Человек осознает существующие препятствия для удовлетворения потребностей.

Появляются мотивы, желания, помыслы, идеи изменить эти препятствия в свою пользу. АКТИВНОСТЬ человека (группы, этноса, класса, государства) приобретает направленность, вектор действия. Интерес является своеобразным энергетическим запалом действия и определения его вектора.

Определяется идеальная модель будущего - ЦЕЛЬ, для достижения которой вырабатывается комплекс способов, приемов, исполнителей. Привлекательная цель – мощнейший фактор сплочения социального субъекта.

Ценности.

Выделяются ЦЕННОСТИ, т.е. наиболее значимые для самосохранения и построения будущего предметы, мысли, теории, доктрины, символы, способы действия и пр. (Более подробно в статье «Культура как поле социально-классовой борьбы»).

Становление этих составляющих означает появление идеологии как таковой – особой сферы знания и действия. В достаточно зрелом виде, идеология появилась в Европе примерно к середине 19 века, хотя отдельные ее элементы уходят в незапамятные времена.

Вся жизнь социума – бесконечный многоуровневый конфликт интересов личных, групповых, классовых, государственных, геополитических, национальных... В классовом обществе правящий класс свои субъективные интересы выдает за общенародные, которые народные массы должны защищать как свои кровные, что и происходит.

Идеологическая борьба – это борьба за коренные интересы, а поскольку интересы формируются экономическим строем, значит, это должна быть борьба за смену строя, общественно-экономической формации. Другого пути природа не придумала, в силу отсутствия такового.

Основные приемы борьбы:

- подмена коренных интересов, целей, ценностей одного класса интересами другого класса, и ситуативными (вроде Крым наш), или просто ложными… Диапазон велик и постоянно пополняется;

- камуфляж своих живодерских интересов в различные формы – религиозные, националистические, абстрактно-гуманистические, экологические и пр.;

- неустанное шельмование значимых ценностей, целей социального оппонента;

- искажение, фальсификация истории. Самый действенный способ из этой обоймы – полуправда.

Лучшая оборона – действовать на опережение.

Особенности любой идеологии. Идеология и наука.

Любая идеология неизбежно содержит в себе социальную мифологию, некоторые преувеличения в свою пользу и наоборот. Идеология, поскольку ее суть – побуждение к действию, должна содержать в себе мощный заряд эмоционально-образного воздействия.

Необходимость постоянного воздействия, при систематической смене и поиске новых форм, поскольку старые формы через определенное время не воспринимаются. (Почему сейчас так популярен Платошкин? Он сказал что-то новое? Нет. Просто сменилась форма подачи материала, что вроде задушевного разговора. Хотя его избыточно-настойчивые призывы идти голосовать, напоминают попа Гапона.)

Маркс определял идеологию как ложное, иллюзорное сознание. И не зря, в то время борьба за умы масс шла с помощью религии, социальной мифологии, традиций, обычаев, предрассудков и не могло быть иначе. Но без элементов науки все равно было не обойтись. Чтобы защищать свои коренные интересы, особенно нарождающейся буржуазии, необходима наука. Не зря один из французских просветителей-энциклопедистов Вольтер прямо сказал в адрес церкви – «раздавите гадину!».

Общество бурно усложнялось, дифференцировалось, требовалось научное управление. Идеология не исключение. Величайшие прозрения классиков марксизма впервые вооружили наукой пролетариат, наиболее прогрессивный класс.

Одна из причин временного поражения социализма в нашей стране – глубокое отставание теоретического обеспечения принятия политических решений плюс вражина, руководившая идеологией и заведомо направлявшая ее в тупик.Хороший урок! Не забыть бы его.


СИСТЕМА ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Немного теории.

Любое общество обладает сложной структурой – взаимодействием больших групп людей, связанных общими коренными интересами. Реализация социальных интересов требует их осознания, защиты и проведения в жизнь. Комплекс этих задач и составляет содержание идеологической работы.

Системная организация общества предопределяет и системную организацию идеологии во всех ее проявлениях. Система является взаимосвязанным целым, в основе которого лежит системообразующее начало (принцип). В нашем случае, таким началом является борьба за социализм.

Сложные динамические системы, к которым относится идеология, состоят из уровней и элементов с устойчивыми связями между ними. Уровни и элементы - относительно неделимые части системы. Иногда их называют подсистемами, так как они обладают всеми системными признаками, но подчиненными центральной системе.

Уровни делятся на высшие и низшие, объединенные связями субординации, соподчинения (низшие уровни подчинены высшим) по вертикали. Уровни состоят из примерно однотипных элементов, объединённых связями координации, по горизонтали.

Идеология как система.

Важнейшая особенность идеологии – в принципе не может развиваться стихийно. Это может быть только результатом целенаправленной сознательной работы людей, обладающих определенными навыками и уровнем подготовки.

Система идеологической работы включает в себя как минимум три уровня: теоретический; научно-практический; непосредственная агитация и пропаганда.

Четко выраженной границы между уровнями не имеется, но всё-таки у каждого имеется своя специфика.

Теоретический уровень

Это высший уровень, центральное ядро всей системы идеологической работы. Теоретический уровень предполагает на основе глубокого теоретического анализа:

- Определение стратегии и тактики на перспективу и текущий момент;

- Разработку и корректирование основополагающих документов партии, или иного руководящего органа;

- Разработку рекомендаций, материалов методического плана для организации практической работы;

- Обоснование принятия знаковых политических решений;

- Изучение и разработка современных политтехнологий;

- Изучение социальной структуры современной РФ: а) что представляет современный рабочий класс, тенденции его развития, участия в революционной борьбе; б) формы взаимодействия с нашими союзниками, противниками, индифферентным болотом;

- Культура в современной политической и классовой борьбе. Сейчас выходит на первый план;

- Система ценностей - обоснование, распространение, защита.

Перечислены некоторые направления теоретической работы. Современность полностью подтверждает известный тезис: нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Кто исполнители: нужен поиск, много, очень много подготовленных людей, которые сейчас не у дел и не собираются нести в аудитории бред современного "обществознания".

Научно-практический уровень

Содержание деятельности:

- непосредственная организация идеологической работы:

а) выпуск газеты. Обычная ошибка – не учитывается, что газета – это сложный организм, со своей СЕТЬЮ (КОРРЕСПОНДЕНТАМИ на местах) сбора информации и профессиональными журналистами.

Иначе газета теряет свой смысл, превращаясь в газету одного автора, или информационный листок о партийной жизни, или идут просто перепечатки интересных материалов из разных источников. Газета начинает выполнять свое предназначение только во время выборов разного уровня.

б) обучение. Теоретически-обучающая работа коммунистического движения в РФ идет очень интенсивно, перечислим некоторые центры - "Фонд рабочая академия", «Красный университет»,"Красное ТВ", "Рабочий университет им. Хлебникова", "Красная школа" (Самара), "Коломенский куст", ж-л "Политическое просвещение" выпускается КПРФ, имеется много интересного, глубокого материала и пр. и пр. Было бы неплохо, точнее необходимо, объединить всё в единый центр, по крайней мере, вести работу в этом направлении. А может, на данном этапе так и надо?

в) обеспечение материалами разного уровня обязательно актуальными и на бумажных носителях обкомов, райкомов, первичек;

г) участие в различных "круглых столах", дискуссиях, выступления в любой аудитории (на ТВ, радио и пр.). Небольшая ремарка. Идеологи времен КПСС являлись РЕТРАНСЛЯТОРАМИ материалов, спущенных сверху. Кто лучше организует, заставит изучать материалы очередного съезда, тот и молодец.

В настоящее время на местах приходится проявлять творческий подход, нет выхода! Старый опыт не работает. Необходим постоянно действующий семинар по обмену опытом. В каждом региональном отделении имеется человек, прямо или косвенно отвечающий за идеологию. Это уже готовая команда в рамках всей партии, которую надо объединить, творчески использовать и распространять наработанный опыт.

Агитация и пропаганда

Непосредственная работа с разной аудиторией:

- распространение газет, листовок, агитматериалов;

- организация и проведение митингов, праздничных мероприятий, пикетов, акций протеста…;

- использование любой возможности для выступления, даже в агрессивно-враждебной аудитории;

- по возможности – помощь (участие) в организации забастовок…

Идеология требует постоянного обновления, развития. - Самая большая проблема на сегодняшний день...
                Лукичев В.А. Благовещенск-на-Амуре   2019г. октябрь.