Деградация церкви. Но ты исцели рану уныния...

Константин Рыжков
Хочу излечить рану твоего уныния и рассеять мысли, собирающие это облако скорби.
Что, в самом деле, смущает твой дух, почему ты печалишься и скорбишь?
Потому, что сурова и мрачна эта (духовная) буря?
Потому, что все превратила она в безлунную ночь и день ото дня все более усиливается, причиняя тяжкие кораблекрушения?
Потому, что растет гибель вселенной?
Знаю это и я, да и никто не будет прекословить этому.
Если желаешь, я изображу даже тебе и картину того, что теперь происходит, чтобы сделать для тебя более ясными настоящие печальные события.

***
Мы видим, что море бурно вздымается от самого дна; одни корабельщики плавают по поверхности вод мертвые, другие ушли на дно; корабельные доски развязываются, паруса разрываются, мачты разламываются, весла повыпадали из рук гребцов, кормчие сидят, вместо рулей, на палубах, обнимают руками колена и только рыдают, громко кричат, плачут и сетуют о своем безысходном положении.
Они не видят ни неба, ни моря, а повсюду лишь такую глубокую, беспросветную и мрачную тьму, что она не дозволяет им замечать даже и находящихся вблизи, слышится шумное рокотание волн.
И морские животные отовсюду устремляются на пловцов.

***
Но до коих пор, впрочем, гнаться нам за недостижимым?
Какое бы подобие не нашел я для настоящих бедствий, слово слабеет перед ними и умолкает.
Впрочем, хотя я и вижу все это, я все-таки не отчаиваюсь в надежде на лучшие обстоятельства, памятуя о Том Кормчем всего этого, который не искусством одерживает верх над бурей, но одним мановением прекращает волнение моря.
Если же Он делает это не с самого начала и не тотчас, то потому, что таков у Него обычай: не прекращает опасностей вначале, а тогда уже, когда они усилятся и дойдут до последних пределов, и когда большинство потеряет уже всякую надежду; тогда-то Он, наконец, совершает чудесное и неожиданное, проявляя и собственное Свое могущество и приучая к терпению подвергающихся опасностям.
Итак, не падай духом.

***
Ведь одно только страшно, одно искушение, именно только грех – и я не перестаю до сих пор напоминать тебе это слово, все же остальное – басня!
Укажешь ли ты на козни или на ненависть, или на коварство, на ложные доносы или бранные речи и обвинения, на лишение имуществ или изгнания, или заостренные ножи, или морскую бездну, или войну всей вселенной?
Каково бы все это ни было, оно и временно и скоропреходяще, и имеет место в отношении к смертному телу и нисколько не вредит трезвой душе.
Поэтому и блаженный Павел, желая показать ничтожество радостей и печалей, приключающихся в настоящей жизни, разъяснил все одним изречением: “ибо видимое временно” (2 Кор. 4:18).

***
Итак, зачем тебе бояться временного, протекающего подобно речным потокам?
Потому что таково настоящее - все равно, будет ли оно радостно или печально.
Другой же пророк все человеческое счастье сравнил не с травой даже, а с другим, более ничтожным веществом, назвав все вместе цветом травы.
И счел этим цветом не часть только счастья, например, только богатство, или только роскошь, или обладание властью, или почести, но все, что у людей считается славным, обняв одним именем “славы”, уподобил затем траве, сказав: всяка слава человека, яко цвет травный “всякая плоть – трава, и все красота ее как цвет полевой” (Ис. 40:6).

***
Однако ужасно и тяжело, скажешь, несчастье.
Но смотри, как и оно, в свою очередь, приравнивается пророком к другому образу - и относись с презрением и к нему.
Именно, уподобляя бранные речи, оскорбления, укоризны, насмешки со стороны врагов и злые замыслы изветшавшей одежде и изъеденной молью шерсти, пророк говорил: “Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь”, потому что состарятся как одежда, и будут изъедены, как шерсть молью (Ис. 51:7-8).

***
Итак, пусть не смущает тебя ничто из того, что происходит.
Перестань звать на помощь то того, то другого, и гнаться за тенями (а такова человеческая помощь), но призывай непрестанно Иисуса, Которому ты служишь, чтобы Он только благоизволил – и все бедствия прекратятся в один миг.
Если же ты призывала, а бедствие не устранено, то таков у Бога обычай: не сначала (я повторю то, сказал выше) удаляет бедствия, но когда они достигнут наибольшей высоты, когда усилятся, когда враждующие изольют почти всю свою злость – тогда, наконец, все сразу изменяет в состояние тишины и производит неожиданные перемены.
Он может произвести не только те блага, каких мы ожидаем и надеемся (получить), но и гораздо большие и бесконечно ценнейшие.
Поэтому и Павел говорит: “а Тому, Кто может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем” (Еф. 3-20).

***
Разве Он не мог, в самом деле, сначала же не допустить трем отрокам подвергнуться искушению (Дан. 3)?
Мог, но не пожелал, чтобы доставить им через это большую выгоду.
С этой целью Он допустил и то, чтобы они были преданы в руки иноплеменников, и чтобы печь была разожжена до несказанной степени, и чтобы гнев царский пылал сильнее печи, и чтобы крепко связаны были их руки и ноги, и чтобы, наконец, ввергнуты они были в огонь; и когда все, созерцавши их, отчаялись в их спасении, тогда-то нежданно и вопреки всякой надежде проявилось чудное дело превосходнейшего Художника – Бога, и просияло с превосходною силою.
Именно - огонь связывался, а узники разрешались; печь сделалась храмом молитвы, источником и росою, и стала почетнее царских дворцов – и над огнем, этой всепожирающей силой, которая преодолевает и железо, и камни, и побеждает всякое вещество, одержала верх природа волос.
И здесь стоял согласный хор святых, призывавших всю тварь, и небесную и земную, к дивному песнопению: они пели, воссылая благодарственные гимны
за то, что были связаны,
за то, что – насколько это зависело от врагов – были сжигаемы,
за то, что были изгнаны из отечества,
за то, что стали пленниками,
за то, что были лишены свободы,
за то, что сделались не имеющими городов, бесприютными и переселенцами,
за то, что жили в чужой и иноплеменной земле,
- таково свойство благодарной души.
И вот, когда и злодеяния врагов были кончены (что еще могли бы они предпринять после смерти?), и добродетель борцов проявилась во всей своей полноте, когда сплетен был для них венец, собраны были награды, и ничего уже не осталось больше для их прославления – тогда-то именно бедствия и устраняются.
И тот, кто возжег печь и предал отроков столь великой муке, начинает дивно прославлять этих святых борцов и делается вестником необычайного чуда Божия, посылает во все стороны вселенной письма, полные хваления, повествуя в них о случившемся.
И делается таким образом достоверным вестником чудес дивнотворца Бога, потому что если он сам (прежде) был врагом и неприятелем, то писанное им не возбуждало уже к себе подозрения и у врагов.

***
Видишь искусство Бога? Видишь Его мудрость? Видишь, что Он совершает не то, что согласно с обычными мнениями и ожиданиями? Видишь его человеколюбие и попечительность?
Поэтому не смущайся и не тревожься, но пребывай постоянно, благодаря Бога за все, славословь Его, призывай, проси, умоляй, и хотя бы наступили бесчисленные смятения и волнения, или происходили пред глазами твоими бури, пусть ничто это не смущает тебя.
Господь ведь у нас не сообразуется с затруднительностью обстоятельств, даже если все впадает в состояние крайней гибели, так как Ему возможно поднять упавших, вывести на дорогу заблудших, исправить подпавших соблазну, исполненных бесчисленных грехов освободить от них и сделать праведными, оживотворить лишенных жизни, восстановить еще с большим блеском то, что разрушено до основания и обветшало.
В самом деле, если Он делает так, что рождается то, чего не было, и дарует бытие тому, что нигде вовсе не проявлялось, то гораздо скорее Он исправит существующее уже и происшедшее?!

***
Но, скажешь, много погибающих, много соблазняющихся!?
Много и подобного часто уже случалось; но впоследствии все однако получало соответствующее исправление, исключая тех, кто упорно пребывал в неисцелимой болезни и после перемены обстоятельств.

***
Зачем ты смущаешься и грустишь?
Христа распинали и требовали освобождения разбойника Вараввы, развращенный народ кричал, что лучше должен быть спасен человекоубийца, чем Спаситель и Благодетель.
Скольких людей, ты думаешь, это тогда соблазнило?
Скольких это тогда погубило?
Но лучше следует повести речь с более ранних событий.

***
Этот Распятый не тотчас ли по Своем рождении сделался переселенцем и беглецом, и со всем Своим домом, находясь еще в колыбели, переселялся в чужую землю, отводимый в страну иноплеменников, отделенную от Его родины столь большим пространством пути?
И вот по этой причине явились потоки крови, беззаконные убийства и заклание; все только что явившееся на свет поколение убивалось, как бы в бою на войне; дети (Вифлеема), отрываемые от сосцов, предавались закланию, когда еще было молоко в гортани, вонзался меч через горло и шею.
Что тяжелее этого печального события?
И это делал искавший убить Христа; и долготерпеливый Бог терпел, когда дерзко измышлялось такое ужасное злодеяние, когда лилось столько крови – терпел, хотя мог бы воспрепятствовать, показывая столь великое долготерпение вследствие тайных и мудрых своих планов.

***
Когда затем Христос возвратился из страны иноплеменников и вырос, против Него начала возбуждаться вражда отовсюду.
Сначала недоброжелательствовали и завидовали ученики Иоанна, хотя сам Иоанн относился с почтением к делу Его, и говорили, что “Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит и все идут к Нему” (Ин. 3:26); это были слова людей, находившихся в состоянии раздражения, одержимых завистью и изнуряемых этой болезнью.
Потому-то один из учеников, сказавших эти слова, даже спорил с неким иудеем и состязался об очищении, крещение сравнивая с крещением, крещение Иоанново – с крещением учеников Христа.
“Тогда, - говорится, - у Иоанновых учеников произошел спор с неким Иудеем об очищении” (Ин. 3:25).

***
Когда опять Христос начал творить знамения, сколько было злословия?
Одни называли Его самарянином и беснующимся, говоря, что “Ты Самарянин и бес в Тебе” (Ин. 8:48), другие – обманщиком, говоря: “нет, Он не от Бога, но обольщает народ” (Ин. 7:12), иные – волшебником, говоря, что “изгоняет бесов силою князя бесовского” Вельзевула (Мф. 9:34), и это повторяли постоянно.
Называли врагом Богу и любящим есть и служить чреву, любящим пить вино и другом людей порочных и разращенных: “Пришел, - говорится,- Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам” (Лк. 7:34).
Когда же беседовал с блудницей, называли Его лжепророком: “Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина” говорит с Ним (Лк. 7:39); и ежедневно изощряли зубы против Него.
И не иудеи только так враждовали против Него, но и те сами, которые, казалось, были братьями Его, не относились к Нему искренне, и из среды домашних была возбуждена против него вражда. Как растленны были и они, это усматривай из слов, которые сказал евангелист: “Ибо и братья Его не веровали в Него” (Ин. 7:5).

***
Если затем ты вспоминаешь, что многие соблазняются и вводятся в заблуждение теперь, то (спрошу тебя): сколько, думаешь ты, из учеников Его соблазнились во время креста?
Один предал, другие убежали, третий отрекся, и когда все отстали – был ведом только один связанный.
Сколько, ты думаешь, соблазнилось в то время из тех, которые недавно зрели Его творящим знамения, воскрешающим мертвых, очищающим прокаженных, изгоняющим бесов, источающим хлебы и совершающим другие чудеса, (соблазнились при виде того), как Его только вели связанным, когда Его окружали ничтожные воины и священники иудейские следовали за Ним, производя шум и смятение, при виде того, что все враги только, захватив Его, держали в свой среде, и что предатель присутствует при этом и торжествует?
А что, когда Его бичевали? И, вероятно, при этом присутствовало бесчисленное множество людей, потому что был славный праздник, который собирал всех, а городом, принявшим это зрелище беззакония, была столица, и происходило это в самый полдень.

***
Итак, сколько людей, ты думаешь, присутствовало тогда и соблазнялось, видя, как Он был связан, подвергнут бичеванию, обливался кровью, испытывался судилищем игемона, и при этом не было никого из Его учеников?
А что, когда совершались над ним разнообразные издевательства, следовавшие непрерывно одно за другим, когда то увенчивали Его тернием, то облекали в хламиду, то давали в руки трость, то, падая, поклонялись Ему, проявляя все виды издевательства и осмеяния?
Сколько людей, ты думаешь, соблазнялось, сколько приходило в смущение, сколько приводилось в замешательство, когда били Его по ланите и говорили: “Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?” (Мф.26:68).
Когда водили Его туда и сюда, истратили весь день на остроты и ругательства, на издевательство и осмеяние, и это – в середине иудейского зрелища?
А что, когда раб архиерея ударял Его?
А что, когда воины разделяли Его одежды? А когда Он, обнаженный, был вознесен на крест со следами бичей на спине и был распинаем?
Ведь даже и тогда эти дикие звери не смягчались, но делались еще более бешеными, и злодеяния усугублялись, и издевательства усиливались.

***
Одни говорили: “Разрушающий храм и в три дня Созидающий” (Мф.27:40).
Другие говорили: “Других спасал, а Себя Само не может спасти” (Мф.27:42)?
Иные говорили: “Если Ты Сын Божий, сойди с креста, и уверуем в Тебя” (Мф.27:40, 42).
А что, когда напитав губку желчью и уксусом, оскорбляли Его?
А что, когда разбойники поносили Его?
А что (о чем я и прежде говорил: о том страшном и беззаконнейшем деле), когда говорили, что более достойно требовать освобождения не Его, а того разбойника, вора и виновника бесчисленных убийств, и, получив от судьи право выбора, предпочли Варавву, желая не только распять Христа, но и запятнать Его дурной славой? Думали, что отсюда можно сделать вывод, что Он был хуже разбойника и так беззаконен, что Его не могли спасти ни человеколюбие, ни достоинство праздника. Ведь все они делали ради того, чтобы переменить мнение о Нем в дурную сторону, потому-то и распяли вместе с Ним и двух разбойников.
Но истина не осталась скрытой, просияла даже сильнее.

***
И в присвоении царской власти обвиняли Его, говоря: “Всякий, делающий себя царем, не друг кесарю” (Ин.19-12), - на Того, Кто не имел, где преклонить главу, возводя обвинение в желании царской власти.
И в богохульстве давали Ему ложное обвинение: первосвященник разодрал свои одежды, говоря: “Он богохульствует! на что еще нам свидетелей?” (Мф.26:65).
А смерть какова? Разве не насильственная? Разве не смерть осужденных? Не смерть проклятых? Разве не самая постыдная? Разве не смерть самых последних беззаконников, недостойных даже испустить и дыхание на земле?
А устройство погребения не совершается ли в качестве милости? Некто, придя, испрашивал себе Его тело. Таким образом, даже и погребающий Его не был из числа близких, облагодетельствованных Им, из числа учеников, насладившихся столь полной близостью к Нему и вкусивших спасения, так как все они сделались беглецами, все убежали.
А та худая молва, которую распустили по воскресении, сказав, что пришли ученики Его и “украли Его” (Мф.28:13), сколь многих соблазнила, сколь многих вела в обман? Эта молва тогда находила доверие, и хотя она была ложна и куплена за деньги, все же возымела силу в сознании некоторых после печатей, после столь великой очевидности истины.
Народ же и не знал учения о воскресении.
Это и неудивительно, когда и сами ученики не верили - тогда они и не знали, говорится, “что Ему надлежало воскреснуть из мертвых” (Ин.20:9).
Итак, сколько, думаешь, соблазнилось в те дни?
Но долготерпеливый Бог переносил, все устраивая по Своей неизглаголанной мудрости.

***
Потом, после трех дней, ученики опять скрываются, прячутся, становятся изгнанниками, пребывают в трепете и постоянно меняют место за местом, чтобы укрыться, и после пятидесяти дней начав показываться и творить знамения, даже и тогда не пользовались безопасностью.
Но и среди более слабых происходило множество соблазнов, когда ученики были подвергаемы плетям, когда церковь была потрясаема, когда ученики изгонялись, когда враги во многих местах делались сильными и производили смятения.
Так, когда благодаря знамениям ученики приобрели большее дерзновение, тогда опять смерть Стефана причинила тяжелое преследование, рассеяла всех и ввергла церковь в смятение; ученики опять в страхе, опять в бегстве, опять в тревоге.

***
И все же дела церкви постоянно росли, процветали через знамения, светлели вследствие (положенных в их основание) начал.
Один был спущен через окно и таким образом избежал рук начальника; других вывел ангел и таким образом освободил от уз; иных, изгоняемых теми, которые обладали могуществом, принимали и услуживали им всяким образом торговцы и ремесленники, торгующие пурпуром женщины, приготовляющие палатки и кожевники, живущие на самых окраинах городов, подле самого берега моря.
А часто ученики Христовы даже не осмеливались и показываться в середине городов; если же они сами и осмеливались, то не дерзали оказывавшие им гостеприимство.

 ***
Так-то текли дела посреди искушений, посреди успокоений, и раньше соблазненные впоследствии поправлялись, заблудшие приводились опять на путь и разрушенное до основания устраивалось еще лучше.
Поэтому когда св. Павел просил, чтобы проповедь распространялась только среди тишины, всемудрый и все прекрасно устраивающий Бог не сделал по воле ученика, не внял ему, несмотря и на частые его просьбы, но сказал:
“Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи” (2 Кор.12:9).



  ИСТОЧНИК: Святитель Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде. Письмо 1.


  ПРИЛОЖЕНИЕ:


"Вот о чём я вас прошу, что вам заповедаю:
  пусть небо упадёт на землю или земля поднимется к небу и весь мир обрушится,
  как он и должен рухнуть (завтра ли, сегодня  ли — это уже дело Божие, а не наше);
  тело наше пусть сгорит, пусть изжарят его;
  все земные вещи пусть заберут у нас (нет им места в будущем, отдайте их, они не ваши) —
  берегите и заботьтесь только о душе и Христе —
  лишь это вам необходимо,
  никто не сможет отнять их у вас против вашей воли.

  ***
  Храните их и не потеряйте.
  И ныне, братья мои, какого знамения ожидаем?
  Мы не ждём ничего, кроме того, чтобы ярче солнца
  воссиял на небе всесвятой Крест
  и воссиял во славе Божией,
  с тысячами тысяч и мириадами мириад Ангелов,
  сладчайший Господь наш и Бог Иисус Христос.

  ***
  Господь воскресит весь мир, и хороший будет подобен Ангелу,
  а плохой – диаволу.
  Первыми среди них будут дети сатаны, те иудеи,
  которые не только не поверили Христу нашему, но и распяли его.
  Тогда они увидят великую славу Христа нашего,
  поверят и поклонятся ему, но вера эта ничем уже им не поможет.

  ***
  Вера нужна сейчас.
  Поэтому, братья мои, счастливы и трижды благословенны те,
  кто верит сейчас.
  Горе неверующим, лучше бы они совсем не родились на свет."


  Святой Косма Эталийский