"Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса",- писал Тургенев в 1862 году драматургу Случевскому, объясняя появление произведения "Отцы и дети".- Эстетическое чувство заставило меня взять имена хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему:если сливки плохи, что же молоко?".
"Сливками" он считал семью Кирсановых - отца, дядю, Аркадия Кирсанова, - друга Базарова, нового типа представителя молодого поколения, нигилиста, решительно отрицавшего образ жизни этих "сливок", в сущности неплохих людей, живших традиционной жизнью и бытом своих предков, искренне не понимавших, чего "не хватает" этому суровому и даже грубому человеку.
Сам Тургенев видел в них "слабость и вялость или ограниченность", но образ Базарова был настолько необычен и нов, что в сущности заставлял говорить главным образом о нем, а многих молодых людей подражать ему, даже в "привычке" спать на гвоздях, чтобы закалять свой дух.
В обществе заговорили о конфликте отцов и детей, но в более широком, а не частном смысле,- как о конфликте поколений.
Конфликт этот в сущности неизбежен в любую эпоху. Ее острота или отсутствие таковой во многом зависит от зрелости общества и его социального устройства.
"Дети" времен Октябрьской революции весьма бурно участвовали в событиях не только ее, но и гражданской войны, весьма одержимо низвергая "отцов", их образ жизни, идеалы, быт.
Они с энтузиазмом строили новую жизнь.
Но вот парадокс:по новому пути их повели именно "отцы"!
Существовал ли конфликт отцов и детей в советском обществе?
Временами он вспыхивал, но управляемо идеологический, когда проводились компании борьбы с "врагами народов", и "детей" - пионеров и комсомольцев, студентов - заставляли осуждать не только чьих-то отцов, но и своих родных, если они "становились врагами".
Но в подавляющем большинстве советские "дети" гордились "отцами" - строителями новой жизни, новой страны, брали с них пример.
Все шло по накатанному, надежному, проверенному пути, и гордость и заверения о том, что растет надежная смена старших товарищей, строителей коммунизма, не сходили с экрана телевизора и страниц СМИ.
После распада СССР этот опыт продолжили внедрять в Беларуси, настолько он казался успешным и безальтернативным. Просто изменили название комсомольской организации на Всебелорусский союз молодежи, а название пионерской оставили прежнее.
Они существуют и поныне, но играют ли какую-либо существенную роль в жизни республики и самих "детей"? В лучшем случае, самую минимальную, если вообще играют хоть какую-то.
В событиях, сотрясающих Беларусь с августа прошлого года, их вообще не слыхать и не видать.
В России пошли по другому пути. Там, как минимум, раза три пытались создать "новые" молодежные организации, какое-то время они даже были на виду, проводили какие-то мероприятия, но потом исчезали с горизонта.
Другие времена - другие песни. В стране изменился общественный строй.
Раньше страной руководил "коллективный организатор" - КПСС, и клятву на верность давали ей, то есть официальной, "коллективной" идеологии.
С появлением президента страны стало принято давать различные обещания уже ему персонально, спрашивать у него советы, обращаться с просьбами.
Появились президентские фонды, откуда, если будешь "хорошим", можешь получить гранты.
В общем, казалось, и в новых условиях все пошло, как и в советском прошлом, по накатанной дорожке, и никакого конфликта между "отцами и детьми" нет и не предвидится.
Между тем, в самих обществах -российском и белорусском - с 2010, а еще заметнее с 2015 года,- стала истощаться так называемая эра стабильности.
Планы белорусских пятилеток, путинские амбициозные проекты по поднятию жизненного уровня населения оставались все чаще на бумаге.
В то же время современные "сливки" общества,- в самом худшем понимании этого слова, когда речь идет лишь об "умении жить", "делать деньги",- особенно российских,- поражали воображение не только размерами возрастающего, как на дрожжах, богатства, но и своим вызывающим образом жизни, в которой дозволено все.
Распад браков, женитьба на партнершах, по возрасту годящихся в дочки и внучки, многочисленные любовницы, для которых покупаются дома, квартиры и даже яхты и самолеты.
И при этом, сломав все нравственные правила и обязанности традиционного брака, который всегда ценился в России и Беларуси, ходят в церковь и, как ни в чем не бывало, истово крестятся.
Дети, внуки превращаются в мешающих наслаждаться жизнью обузу.
"Параллельная" жизнь требует огромных средств. "Так откуда дровишки"?
Из госказны, вестимо.
Ранее об этом если и говорили, то шепотом. Все новости ранее узнавали лишь по гостелевидению, а кто же там скажет, что имярек - вор и коррупционер, особенно ели он близок к самому "главному"?
Но с развитием интернета прятать что-либо стало почти невозможно. Почти все события освещаются в реальном времени.
А кто больше всего сидит в интернете? Молодежь. Она и реагирует на все громче всех.
Странно, что белорусские и российские власти удивлены этим. И не нашли ничего лучшего, как начать сражаться с ней:пугать, арестовывать, избивать, сажать в тюрьму.
А также призывать родителей и учителей воздействовать на детей.
Нынешние поколение подростков и юношеской молодежи живут в совершенно ином мире, нежели даже их родители.
Для них совершенно непонятно, почему один и тот же человек пришел к власти еще тогда, когда они еще не родились, и продолжает возглавлять страну и теперь, когда они уже выросли, и скоро станут совсем взрослыми.
И хочет править вечно, до своей естественной кончины.
Интересы отцов и детей все больше расходятся. Как здесь не быть конфликту поколений?
На его фоне тургеневский кажется действительно более семейным, чем поколенческим.
Молоко все больше закипает...