Закипающее молоко

Галина Айзенштадт
  "Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса",- писал Тургенев в 1862 году драматургу Случевскому, объясняя появление произведения "Отцы и дети".- Эстетическое чувство заставило меня взять имена хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему:если сливки плохи, что же молоко?".
  "Сливками" он считал семью Кирсановых - отца, дядю, Аркадия Кирсанова, - друга Базарова, нового типа представителя молодого поколения, нигилиста, решительно отрицавшего образ жизни этих "сливок", в сущности неплохих людей, живших традиционной жизнью и бытом своих предков, искренне не понимавших, чего "не хватает" этому суровому и даже грубому человеку.
  Сам Тургенев видел в них "слабость и вялость или ограниченность", но образ Базарова был настолько необычен и нов, что в сущности заставлял говорить главным образом о нем, а многих молодых людей подражать ему, даже в "привычке" спать на гвоздях, чтобы закалять свой дух.
  В обществе заговорили о конфликте отцов и детей, но в более широком, а не частном смысле,- как о конфликте поколений.
  Конфликт этот в сущности неизбежен в любую эпоху. Ее острота или отсутствие таковой во многом зависит от зрелости общества и его социального устройства.
  "Дети" времен Октябрьской революции весьма бурно участвовали в событиях не только ее, но и гражданской войны, весьма одержимо низвергая "отцов", их образ жизни, идеалы, быт.
  Они с энтузиазмом строили новую жизнь.
  Но вот парадокс:по новому пути их повели именно "отцы"!
  Существовал ли конфликт отцов и детей в советском обществе?
  Временами он вспыхивал, но управляемо идеологический, когда проводились компании борьбы с "врагами народов", и "детей" - пионеров и комсомольцев, студентов - заставляли осуждать не только чьих-то отцов, но и своих родных, если они "становились врагами".
  Но в подавляющем большинстве советские "дети" гордились "отцами" - строителями новой жизни, новой страны, брали с них пример.
  Все шло по накатанному, надежному, проверенному пути, и гордость и заверения о том, что растет надежная смена старших товарищей, строителей коммунизма,  не сходили с экрана телевизора и страниц СМИ.
  После распада СССР этот опыт продолжили внедрять в Беларуси, настолько он казался успешным и безальтернативным. Просто изменили название комсомольской организации  на Всебелорусский союз молодежи, а название пионерской оставили прежнее.
  Они существуют и поныне, но играют ли  какую-либо существенную роль в жизни республики и самих "детей"? В лучшем случае, самую минимальную, если вообще играют хоть какую-то.
  В событиях, сотрясающих Беларусь с августа прошлого года, их вообще не слыхать и не видать.
  В России пошли по другому пути. Там, как минимум, раза три пытались создать "новые" молодежные организации, какое-то время они даже были на виду, проводили какие-то мероприятия, но потом исчезали с горизонта.
  Другие времена - другие песни. В стране изменился общественный строй.
 Раньше  страной руководил "коллективный  организатор" - КПСС, и клятву на  верность давали ей, то есть официальной, "коллективной" идеологии.
  С появлением президента страны стало принято давать различные обещания уже ему персонально, спрашивать у него советы, обращаться с просьбами.
  Появились президентские фонды, откуда, если будешь "хорошим", можешь получить гранты.
  В общем, казалось, и в новых условиях все пошло, как и в советском прошлом, по накатанной дорожке, и никакого конфликта между "отцами и детьми" нет и не предвидится.
  Между тем, в самих обществах -российском и белорусском - с 2010, а еще заметнее с 2015 года,- стала истощаться так называемая эра стабильности.
  Планы белорусских пятилеток, путинские амбициозные проекты по поднятию жизненного уровня населения оставались все чаще на бумаге.
  В то же время  современные "сливки" общества,- в самом худшем понимании этого слова, когда речь идет лишь об "умении жить", "делать деньги",- особенно российских,- поражали воображение  не только размерами возрастающего, как на дрожжах, богатства, но и своим вызывающим образом жизни, в которой дозволено все.
  Распад браков, женитьба на партнершах, по возрасту годящихся  в дочки и внучки, многочисленные любовницы, для которых покупаются дома, квартиры и даже яхты и самолеты.
  И при этом, сломав все нравственные правила и обязанности традиционного брака, который всегда ценился в России и Беларуси, ходят в церковь и, как ни в чем не бывало, истово крестятся.
  Дети, внуки превращаются в мешающих наслаждаться жизнью обузу.
  "Параллельная" жизнь требует огромных средств. "Так откуда дровишки"?
  Из госказны, вестимо.
  Ранее об этом если и говорили, то шепотом. Все новости ранее узнавали лишь по гостелевидению, а кто же там скажет, что имярек - вор и коррупционер, особенно ели он близок к самому "главному"?
  Но с развитием интернета прятать что-либо стало почти невозможно. Почти все события освещаются в реальном времени.
  А кто больше всего сидит в интернете? Молодежь. Она и реагирует на  все громче всех.
  Странно, что белорусские и российские власти удивлены этим. И не нашли ничего лучшего, как начать сражаться с ней:пугать, арестовывать, избивать, сажать в тюрьму.
  А также призывать родителей и учителей воздействовать на детей.
  Нынешние поколение подростков и юношеской молодежи  живут в совершенно ином мире, нежели даже их родители.
  Для них совершенно непонятно, почему один и тот же человек пришел к власти еще тогда, когда они еще не родились, и продолжает возглавлять страну и теперь, когда они уже выросли, и скоро станут совсем взрослыми.
  И хочет править вечно, до своей естественной кончины.
  Интересы отцов и детей все больше расходятся.  Как здесь не быть конфликту поколений?
  На его фоне тургеневский кажется действительно более семейным, чем поколенческим.
  Молоко все больше закипает...