Сказка про Олененка и Медвежонка

Константин Матаков
                ***

Казалось, в лесу наступила весна. Медвежонок первый почувствовал это, потому что вода стала капать ему на голову, и он проснулся. Вылез из берлоги, и увидел утренний серый мир тающего снега. Скука была неимоверная. Очень хотелось есть, но есть было нечего. Медвежонок побрел по хлюпающему снегу, пытаясь обходить большие лужи. Еще не совсем проснувшись, он столкнулся вдруг с олененком. От столкновения оба упали, причем упали в лужицы растаявшего снега. От этого обоим было противно.
- Ну и погода наступила, - прервал молчание медвежонок.
- Как я не люблю эти зимние оттепели! Как будто весна, но вовсе и не весна, и потом все это как замерзнет, - ноги будут разъезжаться.
- Ага. Я даже проснулся, - подумал, что весна наступила.. А это все равно зима.. И как мне теперь заснуть?
- Вернись в берлогу – там и заснешь.
- Нет, ее стало заливать водой.
- Тогда найди другую берлогу.
- Другие все заняты.
- Можем пойти ко мне. У меня в глубине леса есть чудесный шалаш из сена и веток.
- А места там хватит?
- Должно хватить.
- Спасибо тебе, Олененок. А то я и не знал уже, где спать и что есть..
И они пошли, и в это время сверху стал моросить дождь. Оба стали ворчать, и быстро побежали к шалашу Олененка. Спрятавшись там, они долго дрожали. «Нет, эта погода не наступила, она навалилась» - произнес Олененок.
- Навалилась?
- Да. Как будто небо придавило меня. И этот снег, и вода. Словно вместе со снегом растаяла душа. И теперь у меня внутри – одна грязная вода. Она вместо души, она вместо крови, она даже в моей голове вместо мозга.
- Не пугай меня!
- Это не вода хлюпает и журчит у нас под ногами, - она хлюпает и журчит во мне. Она словно собрала всю грязь с нашего леса, и теперь это грязь каждое мгновение приходит мне на ум.
- Так не думай об этой грязи! Думай о том, что скоро будет настоящая весна, например. А потом лето – тогда мы все будем радоваться.
- Наверно. Настоящая весна, говоришь? Когда вокруг ненастоящая зима, сложно поверить в настоящую весну, которая придет ей на смену. Может и весна будет такая же поддельная?
- Всякое бывает, но ведь, в конце концов, бывает и настоящая зима, и настоящая весна.
- Какой ты оптимист, Медвежонок. Только вот как объяснить: какая весна настоящая?
- Ну, это когда тепло, трава зеленеет, листья распускаются, птицы поют..
- Это у нас. А на севере в это время по-прежнему снег, а на юге – трава всегда зеленая. Выходит, что настоящая весна – везде разная.
- Так я про нас и говорил!
- Да, конечно.. Ты непременно веришь, что наступит настоящая весна с травой и птицами. А вдруг не наступит? Вдруг однажды все пойдет по-другому?
- Почему пойдет? Все не может пойти по-другому! Настоящая весна должна наступить!
- Почему должна? Вот возьмет и не наступит. И будет весна как зима, или как лето. И что мы тогда будем называть настоящей весной? Твоя «настоящая весна» в этом случае станет просто красивой легендой, которую все слышали, но никто не видел.
- Ну не все же легенда.
- Что, например?
- Вот ты, Олененок.
- Я?
- Да. Ты же сейчас на самом деле существуешь в моей голове!
- Нет. Я существую вот здесь, где сейчас стою. Как я еще параллельно с этим могу быть в твоей голове? Разве можно существовать в двух местах одновременно? И разве я могу вместиться в твоей медвежьей голове?
- Это только так говорится, что в голове. А на самом деле ты – в моем сознании. А сознание не находится в каком-то месте. Значит, в действительности ты только в одном месте – в этом шалаше.
- А сознание – это, что – не действительность? Разве оно призрак?
- Нет, оно не призрак. Призрак – это скорее эти хлюпающие отвратительные лужи.
- О да, они как миф, сочиненный нашим сознанием.
- А сознание – не миф.
- Может, оно миф самого себя?
- Не знаю, не думал об этом. Я же в берлоге спал.
- И снилось что-нибудь?
- Вроде бы ничего. Но я про тебя сейчас подумал. Если ты - то, что я воспринимаю, то ты и там, и тут, в моем сознании.
- Объясни, как ты различаешь «там» и «тут», если я только в твоем сознании? Ты можешь различить два экземпляра - один в твоей голове, а другой - вне твоей головы? Ведь я-вне-твоей-головы - это и есть представление в твоей голове. И потом - если я то, что ты воспринимаешь, то, значит, я существую лишь в твоем восприятии? Тогда я и есть легенда! Но у меня возражения: я не хочу быть твоей легендой!
- Так ты и не легенда. И, по-моему, ты все перепутал. Ты вне моей головы – это не только мое представление, - это еще и на самом деле. И это дано в моем сознании. Ты ведешь себя не так, как мне хочется. Я мог бы сочинить легенду «тебя», и делать с тобой что угодно. Но с тобой-в-этом-шалаше все иначе: например, ты можешь внезапно подойти, и наступить копытом мне на лапу, и мне будет больно. Это никак не вытекает из моей легенды, но это может произойти – только потому, что ты этого захотел. Значит, ты существуешь на самом деле.
- Медвежонок, но.. Тогда можно сказать, что и настоящая весна, которая приходит на смену настоящей зиме – это сочиненная кем-то легенда. Потому что все предсказуемо: значит, события управляемы. Но вот если бы весна не наступила после зимы – тогда неуправляемость событий показывала бы, что все происходит на самом деле.
- Но мы же не управляем сменой времен года..
- Раз можем предсказывать эту смену – значит, обладаем ключом управления событиями.. Или думаем, что у нас есть этот ключ. Но я хотел о другом сказать. Ты утверждаешь, будто непредсказуемость моего поведения доказывает, что я есть на самом деле, а не только в твоем сознании. Но ведь и во сне события развиваются непредсказуемо – однако они все равно остаются внутри сна и не существуют на самом деле. Ты же не управляешь снами, и не можешь заставить течь сны, как тебе вздумается?
- Да, я не могу заставить себя видеть такие сны, какие я хочу. Но сон отличается от реальности.
- Чем же?
- Вот именно этим. В реальности весна наступает вслед за зимой, а после весны следует лето. А во сне может быть как угодно.
- Но я же говорил тебе: вдруг однажды весна не наступит после зимы. Говорят, так бывало – когда-то очень давно. И, что же, - это будет нужно считать сном?
- Нет.
- Но как тогда различить?
- Реальность тоже бывает беспорядочна. Но в ней можно объяснить, почему случился беспорядок, - например, весна не наступила. А во сне объяснить нельзя, почему одни образы неожиданно сменились другими.
- Но ведь сны тоже как-то объясняют.
- Да, но не находясь внутри сна. А внутри сна – ничего не объяснишь.
- Думаешь, в реальности можно все объяснить?
- Нет, не думаю. Вот, например, я слышал, что где-то наш лес выходит одной стороной к реке. Однако я никогда не разговаривал с теми, кто на этом берегу бывал.
- И я не разговаривал.
- Может, пойдем, - поищем эту реку?
- Сейчас дождь, а мы и так промокли. Давай завтра?
Завтра наступило, и дождя уже не было, но в остальном ничего не изменилось. Было мокро и тоскливо. Настроение было ужасным и у медвежонка, и у олененка. Они не знали куда идти, и просто брели по лесу. На душе у обоих было до того скверно, что однажды они чуть не подрались. После этого разговаривать друг с другом им не хотелось. В конце концов, они потеряли друг друга из виду. Олененок брел неведомо куда, смотря себе под ноги, и долго не замечал, что делает это в одиночестве. Он спохватился только тогда, когда за ближайшими деревьями показался обрыв, которого раньше никогда не видел. «Не помню, где это.. Нет, здесь не спуститься», – подумалось Олененку. И тут он поднял голову, и понял, что медвежонка рядом нет. Он стал звать его из всех сил. Но никто не отзывался. Куда бежать? Где искать? Все-таки Олененок решил спуститься с обрыва – вдруг Медвежонок тоже вышел к нему? Или упал?! Вскоре Олененок нашел размокшую тропинку, по которой спустился вниз, и.. остановился. Внизу действительно текла темная река: она была неширокой, и вода радостно журчала в ней. «Медвежонок» - закричал Олененок. «Где же этот косолапик?» - в отчаянии воскликнул он. Не владея собой, Олененок подошел к воде: ему почему-то страшно захотелось пить. Вода была вкусная, и Олененок не хотел от нее отрываться. Когда же это произошло, то он увидел в воде.. Медвежонка! Тот спокойно смотрел на него, не двигаясь. «Медвежонок, как ты оказался в воде?! Ты, что, утонул?!» - закричал Олененок. Но никто не отвечал. Олененок посмотрел по сторонам, чтобы позвать на помощь, но никого не было, даже птиц не было видно. Когда он снова заглянул в воду реки, Медвежонок был на том же месте. Олененок даже немного зашел в воду, - было совсем неглубоко, и никакого медведя не видно. Т.е. Медвежонок был виден, когда Олененок смотрел на воду, но в самой воде его не было. Так Олененок понял, что это только отражение. Наконец, до него дошло: «Я смотрю в эту воду, и все время вижу Медвежонка. Но никакого Медвежонка в реке нет. И почему я не вижу себя? Да потому что Медвежонок – это и есть отражение меня! Что же это значит?! Что я и есть Медвежонок? Какая-то глупость получается. Вроде зари днем. Или горячего снега. Какая-то не такая эта река. Неужели волшебная?». Затем он произнес совсем уж бессмысленные слова, обращаясь к воде или к отражению в ней, - это было непонятно: «я дарю себя тебе. я дарю тебя себе. я дарю тебя тебе. я дарю себя себе».
После этих слов Олененок почувствовал, как сзади его кто-то толкает. Он оглянул, и увидел белого пушистого зайца. Доброго здоровья, - сказал заяц.
- Здравствуй, Заяц.
- Прости, что потревожил тебя. Просто я мимо пробегал, а ты тут спишь, весь мокрый, - дождь-то целую ночь лил. Я подумал, - замерзнешь еще. Вот и разбудил.
- Разбудил?! Как же это.. А где река, где Медвежонок-который-проснулся?
- Ты же прекрасно знаешь, что в нашем лесу нет никакой реки, а есть только ручей. И все медведи еще спят, и будут спать довольно долго.
- Но я видел медвежонка, и гулял с ним. А потом он пропал. А я вышел к реке, и видел в ней свое отражение, но оно почему-то было Медвежонком. Я даже подумал, что медвежонок – это я.. А теперь получается – это был сон, и ты меня просто разбудил?
- Получается.
- Но что же это было? Почему в конце сна я сначала потерял медвежонка, а потом как будто стал им? Что все это значит?
- Откуда я знаю.. Мое дело – заячье. Помню только, что ты постоянно жаловался, что у тебя нет друзей. Вот и вообразил во сне..
- Что вообразил?
- Друга.
- Медвежонка?
- Ну да.
- И что же мне теперь делать?   
- Да ничего. Я думаю, надо бежать в какое-нибудь укрытие, - спасаться от дождя.
- А у тебя есть что-нибудь на примете?
- Есть.
- Тогда побежали?
- Побежали.