Асы кубанского неба ч. 9

Николай Мринский
На фото - Клубов Александр Фёдорович.

ГЛУШЕНКОВ НИКИФОР ЭММАНУИЛОВИЧ

Родился в 1902 г. в дер. Зубры Горецкого р-на Могилёвского уезда (ныне области)  в семье крестьянина. С 1921 г. в рядах Красной Армии. В 1936 г. окончил военную авиашколу лётчиков. В звании капитана был инструктором по технике пилотирования 107-й истребительной авиаэскадрильи 83-й истребительной авиабригады Белорусского ВО. 16 августа 1936 г. за успехи в боевой и политической подготовке награждён орденом "Знак Почёта". Участник национально-освободительной войны в Испании с 26 марта по 23 августа 1938 г. Командовал 2-й эскадрильей И-16, а затем группой истребителей И-16 на Левантском фронте. Глушенков совершил около 90 боевых вылетов (102 часа боевого налёта). Проведя 14 воздушных боёв, сбил лично и в паре 10 самолётов (7 Fiat CR-32, 1 Ме-109 и 2 He-111 ), в том числе: 14 июня 1938 г. в паре с Н.У. Ливанским уничтожил бомбардировщик "Хейнкель-111". 23 февраля 1939 г. в центральных газетах был опубликован Указ: "За образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за выдающиеся успехи в боевой, политической и технической подготовке соединений, частей и подразделений Рабоче-Крестьянской Красной Армии, наградить командиров, политработников, инженеров, врачей, техников, младших командиров, красноармейцев, рабочих и служащих:.." Среди прочих других людей, награждённых орденом Ленина, был и капитан Н.Э. Глушенков. Спустя 15 месяцев, Указом ПВС Союза ССР от 7 мая 1940 г., ему было присвоено звание ген.-майора авиации. В этом же году он был назначен командующим ВВС Закавказского ВО (в августе 1941 г. был преобразован в Закавказский фронт).

В годы ВОВ Н. Глушенков командовал различными авиасоединениями. По состоянию на декабрь 1941 г. был командующим ВВС ЗКФ. В 1942 г. снят с должности как не справляющийся с обязанностями. Однако, на начало 1943 г. вновь занял эту же самую должность. Иногда и сам поднимался в небо, чтобы вновь, как и несколько лет назад, сразиться с врагом. Об одном из таких поединков, происходившем в марте 1943 г., рассказывала газета "Советская Кубань": "Командующему ВВС ЗКФ ген.-лейтенанту авиации Н. Глушенкову как-то доложили о том, что над аэродромом под Туапсе немецкий лётчик сбросил вымпел с запиской. Из её текста, написанного по-русски, стало ясно, немец вызывает любого нашего пилота сразиться один на один в воздушной схватке. Указывалось время и место встречи - утро следующего дня над Туапсе. - Наверняка провокация, - сделал вывод начштаба ВВС фронта генерал-майор С. Лаврик. - Уверен, как только наш истребитель появится в назначенном районе, на него сразу накинется десяток "Мессеров"... Командующий на минуту задумался и, как бы рассуждая, произнёс: - На такой случай мы тоже можем держать наготове свои истребители. А вот отказаться от поединка - значит дать немецкой пропаганде лишний повод для злословия. - И то верно, - согласился начштаба. - Но кто полетит? - Думаю, желающих сразиться с врагом будет предостаточно. Один кандидат уже есть. Вы, Семён Андреевич, надеюсь не забыли, что в 1936 г. я окончил школу высшего пилотажа. - Вы хотите лететь сами ?!

Но это невозможно, - возразил Лаврик. - Как командующий, Вы не имеете права рисковать собой. И потом, вдруг - поражение? - А вот на это я действительно не имею права, - сказал в ответ Никифор Эммануилович. - Немцы уверены в том, что мы не примем брошенный вызов. Их лётчик наверняка будет преспокойно кувыркаться в небе, как бы демонстрируя своё превосходство вот, мол, я здесь, как и обещал, а где же ваш ас? Прикажите готовить самолёт, товарищ командующий ? - Готовьте... "Мессер" появился в небе над Туапсе точно в назначенное время. Не заставил себя долго ждать и его противник. Стремительная атака Глушенкова со стороны солнца явилась для немца полной неожиданностью: он не успел произвести в ответ ни одного выстрела. Ме-109 задымил. Пытаясь уйти от преследования и одновременно сбить пламя, немецкий пилот отчаянно бросал машину то вверх, то вниз, выделывая каскад фигур высшего пилотажа. Но наш истребитель всё это время "сидел" у него на хвосте. В конце концов немец, осознав бесперспективность своих попыток, выбросился из горящего самолёта с парашютом. Пленного лётчика, на мундире которого красовался Железный Крест, доставили в землянку командующего, куда вскоре прибыл и сам Глушенков. Немецкий ас вытянулся в струнку и через переводчика спросил: - Господин генерал, я хотел бы увидеть лётчика, сбившего мой самолёт! - Он перед вами, - произнёс переводчик. - Как ?! Генерал ?! Но откуда такая практика ведения воздушного боя ? Я не смог сбросить вас с хвоста, как не старался! - Испания, - коротко ответил командующий".

Как выяснилось в ходе допроса, проведением поединка один на один с нашим лётчиком немцами предусматривалось поднять моральный дух своих пилотов: враг нисколько не сомневался в успехе спланированной акции. Но вышло всё не по их плану... За боевые отличия Н.Э. Глушенков был награждён орденом Красного Знамени (8.02.1943), медалями, в том числе "За оборону Кавказа" (1.05.1944), "За боевые заслуги" (3.11.1944), "За победу над Германией" (9.05.1945). После войны Никифор Эммануилович ещё долго продолжал служить в ВВС на командных должностях. В 1946-1952 гг. ген.-л-нт авиации Глушенков занимал пост командующего ВВС Сибирского ВО. После выхода в запас, с марта 1954 и до 1958 г. Н.Э. Глушенков возглавлял военную кафедру РГГМУ (Российский гос. гидрометеорологический университет). Проживал в Ленинграде. Умер 5 января 1960 г.

ГОРБУНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ

Родился 25 мая 1915 г. в селе Стужень Курской губ. Окончил зооветеринарный техникум, а в 1937 г. - Ейское военно-морское авиаучилище (ЕВМАУ). На фронте с 13 августа 1942 г. Воевал на Южном и Северо-Кавказском фронтах на Як-1. К июлю 1943 г. заместитель командира эскадрильи 42-го ГИАП (до февраля 1943 г. - 8 ИАП) гв. ст. лейтенант Горбунов провёл 113 боевых вылетов, 23 штурмовки, в 50 воздушных боях сбил лично 14 и 3 самолёта в группе. 14 марта 1943 г. во время штурмовки уничтожил на земле самолёт-разведчик ("раму"), в бою с вражескими истребителями сбил Ме-109, но был подожжён сам, перелетел на горящей машине на свою территорию, приземлился и, выскочив из кабины, потушил пожар. 14 мая в районе Новороссийска сбил Хш-123 и Ме-109 в одном бою. 3 июня, возглавляя шестёрку Як-1 "встретил более 100 бомбардировщиков Ю-87... на глазах наземных войск нашего участка фронта всю эту армаду противника разогнал", - писал комдив Дзусов в своём приказе. В 1944 г. полк, где воевал Горбунов, участвовал в боевых действиях в Крыму, а с декабря, после перевооружения на Як-9 У, сражался в Польше и Восточной Пруссии. Всего гв. капитан Горбунов сбил 18 самолётов противника лично и 3 в группе. В 1949 г. он окончил ВВА. С февраля 1952 г. сражался в Корее на МиГ-15 бис. Сбил 2 "Сейбр" Ф-86. Заместитель командира 676-го ИАП, подполковник Горбунов был единственным Героем Советского Союза, погибшим в Корее, в воздушном бою 29 июня 1953 г. Высшего почётного звания был удостоен 02.09.1943 г.). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Красной Звезды, медалями.

ГОРЕЛОВ СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ

Родился 23 июня 1920 г. в селе Монастырщина Тульской губ. Окончил Московский химический техникум, а в 1940 г. - Борисоглебское военное авиаучилище летчиков. Начал воевать в июле 1941 г. под Львовом. Летал в составе 165-го ИАП на И-16 и И-153. Первую победу одержал в районе Смоленска, в августе сбив Хш-126. После переучивания на ЛаГГ-3, в составе сводной части, под Ногинском, готовился к параду 7 ноября на Красной площади. С 1942 г. воевал в составе 13-го ИАП (111 ГИАП), прошедшего все главные воздушные сражения Отечественной войны: Сталинград, Кубань, Курск, Днепр, Тернополь. Под Сталинградом воевал на ЛаГГ-3, одержал на нём несколько побед, сам был четырежды сбит. С ноября 1942 г. воевал на Ла-5, позднее - на Ла-5 ФН. Последний, 7-й раз, сбит 6 октября 1943 г. над Букринским плацдармом неожиданно атаковавшим его на предельной скорости "фокке-вульфом". Этот промах был последним. Позднее, поднимаясь в воздух, он всегда чувствовал своё превосходство над противником, был уверен, что найдет верный ход в любой ситуации.

Последние боевые вылеты комэск 111-го ГИАП (10 ГИАД, 10 ИАК, 2 ВА) гв. майор Горелов совершил уже после окончания войны, 12 мая 1945 г. Всего он провел 280 боевых вылетов, более 60 воздушных боев, лично сбил 27 и в группе 6 самолётов противника. Среди сбитых им машин все основные типы боевых самолётов Германии; Ме-109 и Ме-110, Ю-52, Ю-87 и Ю-88, ФВ-189 и ФВ-190, Хш-126 и Хш-129, Хе-111. В 1952 г. он окончил ВВА, а в 1959 г. - академию Генштаба. Командовал полком, дивизией. Летал до 1977 г., последние полеты осуществил на МиГ-25. Освоил большинство типов боевых самолётов, среди них МиГ-9, Як-15, МиГ-15, МиГ-19, Як-25, Як-28, Су-17, МиГ-21... В 1977-1981 гг. был заместителем Главкома ВВС по вузам. В 1989 г. генерал-полковник авиации Горелов вышел в отставку. Заслуженный военный летчик СССР. Жил и работал в Москве. Герой Советского Союза (26.10.44). Награждён 2 орденами Ленина, 7 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й ст., орденом Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.

ГУБАНОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Есть люди, для которых ни один прожитый день, ни одно событие не остаётся бесследными. Время обогащает их, делает опытнее. Именно таким является Алексей Губанов. Он родился 12 марта 1918 г. в Москве, в рабочей семье. Окончив 7 классов, поступил учеником слесаря на авиаремонтный завод, а по вечерам учился в радиотехникуме. Окончив в 1937 г. аэроклуб, Алексей поступил в Борисоглебскую военную школу лётчиков. И уже через год был назначен командиром звена 13-го ИАП. Зимой 1939-1940 гг. лейтенант А.А. Губанов в должности командира звена участвовал в советско-финляндском вооружённом конфликте. На И-15 бис совершил 14 вылетов на штурмовку войск противника. С началом ВОВ - снова на фронте. Вот тут-то и пригодился полученный боевой опыт. Иногда в день приходилось делать по 3-4 вылета. Успех же в воздушном бою приходил тогда редко из-за слабого вооружения "Ишачков". В совершенстве владея техникой пилотирования, отлично зная боевые возможности своего самолёта, А. Губанов всегда старался захватить инициативу, тактически грамотно действовать, мгновенно оценивать обстановку и в ходе боя вносить, если это требуется, изменения в ранее продуманный план. Каждый воздушный бой он осмысливал затем теоретически, делая соответствующие выводы. Настоящим испытанием для Губанова стали бои в небе Сталинграда. Время тогда было горячее. Иногда в день приходилось делать по несколько боевых вылета. И редкий вылет обходился без встречи с воздушным противником. Двухнедельные бои на Сталинградском фронте, начавшиеся в ноябре 1942 г., увенчались блестящей победой советских войск.

Продолжение следует в части  10                http://proza.ru/2021/02/23/1096