Две пациентки и один врач

Ольга Новикова 2
К врачу-эндокринологу ( не ко мне – сразу говорю во избежание обвинений в субъективности) первично обратилась женщина сорока лет. Пациентка.
Пришла – честь по чести – по записи, по талончику, как полагается.
Отворила дверь в кабинет, спросила «можно?», врач, не поднимая головы, сказал: «Подождите, пожалуйста», но ответа пациентка слушать не стала - вошла и, остановившись посреди кабинета спросила:
- Кто из вас врач?
Врач, которая была занята занесением в электронную карту данных предыдущего больного( если на этом этапе карту просто закрыть, данные не сохранятся – прим. автора), не сразу ответила, и пациентка повторила, повышая голос:
- Кто врач, я спрашиваю!
- Вот врач, - сказала медсестра, указывая на врача, Врач тоже подняла голову:
- Я врач. Здравствуйте.
Пациентка села на стул рядом со столом врача и сказала:
- Я хочу провериться. Дайте мне направление на УЗИ и гормоны.
- Вы не можете сами назначать себе обследование, - сказала врач, одновременно открывая электронную карту, чтобы посмотреть анамнез пациентки. – Какие у вас жалобы?
Пациентка лихорадочно принялась придумывать, что её беспокоит. Наконец. Сообразила:
- Горло болит.
- Можно конкретнее? – спросила врач. – Где именно, в какое время, какой характер боли? Колет, давит, острая боль, режущая? Боль при глотании? Вы чувствуете её внутри или снаружи?
- Просто болит – и всё. Дайте мне направление.
Тут немножко отступлю для пояснения: страховая компания, действительно, оплачивает большинство исследований, но – на минуточку – только в том случае, если они назначены по показаниям, то есть врач должен заподозрить заболевание, определить клинический диагностический минимум, и он будет покрыт страховкой. Исследования, назначенные «чтоб було» страховая компания оплачивать не станет – ну, то есть, сначала оплатит, а потом, при выборочной проверке штрафанёт врача на всю сумму, чтоб неповадно было. Да и даже не касаясь этих товарно-денежных отношений, зачем вообще проводить ненужные исследования?
- Боль в горле – не признак патологии щитовидной железы, - спокойно сказала врач.
- «Не признак», - передразнила больная, нарочно коверкая голос. - Сидите тут, в экран уставились!
Что вы вообще можете понимать с таким отношением!
У врача начало медленно, но верно подниматься давление.
- Послушайте, - сдержано сказала она. – Я же не в компьютерные игры играю, я смотрю вашу же карту.
- Чего на неё смотреть! Трудно два слова на бумажке написать? Дайте мне направления – и я уйду.
- Послушайте, я всё-таки врач, а не секретарь у вас, чтобы писать направления под вашу диктовку, - начала заводиться врач. – Если я сочту нужным назначить обследования, я их назначу. Пока что я пытаюсь вас опросить, а вы отвечать не хотите. Вы жалуетесь на боль, я спросила о её характере.
- Боль, как боль. Какая вам разница, какой характер?
- По характеру боли можно понять, что и почему болит.
- Я же вам сказала, что щитовидка. Дайте мне направления.
- Встаньте, я посмотрю вашу железу.
Пациентка встала. От прикосновения рук врача её аж передёрнуло. Скривив лицо, она терпела, стараясь отстраниться, кряхтя и охая.
- Щитовидка не изменена, - сказала врач. – Почему вы считаете, что проблема в ней. Боль в горле, скорее, требует визита к ЛОР-врачу.
- Вам всем лишь бы от себя отпихнуть! – сказала, как сплюнула, пациентка. – Так что, не дашь сраную бумажку? – она перешла на «ты» и уже не следила за выбором слов.
- Я пока что не нашла оснований для дальнейшего исследования, - проговорила врач, которую уже слегка потряхивало, - но, если вам это, действительно, так принципиально важно…
- Ну, блин, снизошла, - пациентка выхватила направление и устремилась к двери. – Спасибо! – снова кривляясь, поклонилась она и, выйдя, хлобыстнула дверью о косяк, громогласно заявив на весь коридор:
- Овца, блин!
Вот, собственно, весь коротенький репортаж об очень рядовой, очень обычной ситуации.
И тут же другая ситуация, произошедшая с тем же врачом в тот же день – знаете. Есть в медицине такой закон парности случаев…
. Другая пациентка. Ситуация очень, в принципе похожая, но…
- Здравствуйте. Можно?
- Подождите, пожалуйста, - сказала врач, не поднимая головы.
- Извините, - дверь закрылась.
Закончив с предыдущей картой, врач подошла к двери:
- Здравствуйте. Пожалуйста, проходите вон на тот стул.
- Спасибо.
Прошла и села. Села и врач. Открыла электронную карту:
- Что случилось?
- Доктор, уже можно говорить? Я не отвлекаю?
- Нет-нет, я просто посмотрела в вашей карте записи о прошлых посещениях врачей, - врач повернулась к пациентке лицом. – Слушаю вас.
- Понимаете… собственно, ничего не случилось. Я чувствую комок в горле, и мне почему-то кажется, что проблема в щитовидной железе.
- Можно поподробнее. Когда появился этот комок, как вы его ощущаете?
- В основном, когда волнуюсь.
- Вы знаете, это – довольно частое явление, к заболеваниям щитовидной железы отношения не имеет. Давайте, я взгляну железу.
Пальпируется щитовидная железа довольно жёстко, прижимаясь к хрящам гортани – это неприятно, в какой-то момент пациентка закашливается – кашляла бы врачу в лицо, но на них обеих маски.
- Извините, пожалуйста, - тем не менее, говорит она.
- Ничего страшного, я же давлю. Неприятно. Понимаю. Но ничего не поделаешь, иначе прощупать, как следует, не получится.Ещё секундочку потерпите.Ну вот, всё.
- Ну, и что там?
- Да ничего, всё в порядке. И признаков нарушения функции у вас тоже нет, их обычно хорошо видно. Всё хорошо.
Она мнётся.
- Доктор… Я такая мнительная. А тут ещё по телевизору наговорили... Я вот сейчас уйду, а потом опять буду думать. Нельзя ли УЗИ всё-таки сделать?
- Вообще-то, показаний не вижу, страховая не оплатит УЗИ по желанию. Вот если бы вы сами платно прошли… - вижу, что лицо дамы затуманилось. Она простовата на вид, одета, что называется, «бедненько, но чистенько» – явно оплата УЗИ для неё существенный удар по бюджету.
- Ну, ладно, если вы так беспокоитесь, мы страховой что-нибудь наврём, - врач уже улыбается и шутит с ней. – А если наврём с три короба, то и анализы сделаем, чтобы вы уж совсем успокоились.
В голове врача уже сложилась подходящая комбинация, которая не противоречит здравому смыслу и оправдает назначение УЗИ. Она выписывает направления:
- Вы знаете, я могу из кабинета записать вас на нужное время. Когда вам удобно?
- Ой, как хорошо – не надо в регистратуре стоять. Да в любое время, доктор, я подстроюсь.
- Десятого в восемь-тридцать?
- Очень хорошо, спасибо.
- Результат будет через неделю, зайдите – я взгляну.
- Конечно.
- Можете не записываться – это быстро. Я взгляну и скажу, надо будет что-то делать или нет. Или, знаете что? Вдруг анализ сделают позже – у нас это бывает. Чтобы зря не ходить, позвоните мне. Вот телефон. Я вас записала на листочке – возьмите.
- Спасибо большое, доктор.
Они расстаются вполне довольные друг другом.
Мораль проста: как аукнется, так и откликнется.