Писать - как писать

Марат Авазович Аваз-Нурзеф
                1



Пис;ть – как п;сать: выдаёшь текст, когда просится наружу. Вам, читатель, знакомо это суждение? А я с ним согласен. Думаете, потому, что от почившего недавно Жванецкого, называемого его соплеменниками великим сатириком? Нет, изречение слыхано мной давным-давно. Не со сцены. Не с экрана телевизора. Не от профессионального комика. А серьёзного – и в жизни, и в работе! – человека. И я его поддерживаю. Точнее, её. Ибо верное слово исходило от женщины. И вдруг – не прошло и полвека! – мне захотелось меткую фразу дополнить. И пусть оттого она перестанет быть афоризмом. И пусть превратится в нечто вроде миниатюры.

Да, писАть в некотором роде как пИсать. Но пишущие, как и писающие, бывают разные. Меньшинство ведёт здоровый образ жизни: и ест в меру, и пьёт разумно. Потому так и пишет: не густо, не громко, не много, не вредно, не вонно. Немало увлекающихся "едой" и всякого рода "жидкостями". Среди них за последние пару-тройку десятилетий возросло число особ женского пола. Ныне их так много, а всё бОльшая и бОльшая часть публики так симпатизирует им, что "ЗОЖистам" приходится писать в основном лишь для себя, любимых. И есть "золотые перья": либо штатные работники под крылом у властей предержащих, либо маскирующиеся под "независимых". Эти – и службисты, и "вольноопределяющиеся"! – жаждут жить на широкую ногу, аппетит имеют отменный, принимают и заливают без тормозов. И выводят исправно. То бишь и "кАкают" часто, и "пИсают" поточно. И знают, что "потоку" особенно "пиво" с "рыбой" способствует.

Получилась миниатюра? Не знаю. Слишком много кавычек. Их ведь только оком и узришь. Перед публикой вряд ли изобразишь голосом, мимикой, выражением глаз, жестом. Тем паче – доходчиво и полноценно. Видимо, потому кто-то из выдающихся авторов первой трети прошлого столетия, кажется, поэт-трибун Владимир Маяковский, со свойственной ему безаппеляционностью заявлял нечто типа: «Не нужны мне кавычки! Как я, читая свои стихи перед людьми, буду им эти закорючки показывать!».

Поводом для миниатюры – если хотите, толчком и даже пинком! – с придумывания которой я и приступил к выведению наружу клубящихся в моих внутренностях мыслей, мнений, чувств и воспоминаний, – да, пинком послужила пространная публикация под названием «Аваз Камалов про Ислама Каримова» на сайте Агентства Новостей nuz.uz, которое свою бурную деятельность рекламирует ссылками подписчикам своего Телеграм-канала. Два человека в одном заголовке? Вместе трудились, что ль, на благо Родины и народа? Однако первого – нигде и никогда ранее не встречал. Второй – личность известная, но почившая в сентябре 2016-го.

Далеко не все материалы от nuz.uz открываю по ссылке. Чаще всего довольствуюсь заголовком и аннотацией, если она есть. А тут заинтересовался: Аваз – имя моего родителя, Камалов – фамилия академика, директора Института ботаники АН Узбекской ССР в 1970-х годах.

Оказалось, что Аваз Камалов, засаженный в заголовок вместе с Исламом Каримовым (видимо, "художественная" самодеятельность Агентства) и есть автор публикации. Повторюсь – размашистой. Но так как в ней абзац за абзацем глазу не на чем было задержаться, то и пробежался сверху вниз "по диагонали".
Давненько не делал комментариев на nuz.uz, а тут, увидев, что оба субъекта из заголовка как бы одного поля ягоды, высказался.
Вот моя реакция.
«Не знал я, кто такой Аваз Камалов. Обратил внимание на имя. Открыл данную публикацию: много "воды", и вся вокруг да около течёт. Посмотрел в интернете. Оказывается, А.Камалов – аналитик. Вот два комментария к одной из его статей на Фейсбуке Юрий Ураев:
— Откуда берутся все эти аналитики???
Евгений Романенко:
— Это половым путем передается. Анально. Отсюда и название».

Ссылку на "телегу с водой" вместе со своей вышеприведённой оценкой отправил кое-кому из приятелей, в том числе в Нью-Йорке. И сделал для них добавление:
«В Агенстве Новостей с недавних пор (месяца три уже!) есть чат к каждому материалу – свободная публикация высказываний. Потому они, как водится ныне у молодёжи, в основном тяп-ляп, фразочкой, бранью, смайликом, GIF-картинкой, нередко непристойной. Об элементарной грамотности и говорить не приходится! И всё – тут же проходит. А внутри, под материалом, тексты модерируются. Если я что-то пишу, то только там. Но, как и прежде, мои комментарии целый день висят видными лишь мне. А для публики могут появиться поздно вечером, когда в ленте новостей сам материал уже сидит глубоко, и к нему никто, кроме читателя, интересующегося судьбой своего мнения, не обращается. Бывало, моё высказывание после долгого-долгого "модерирования" бесследно проваливалось в "чёрную дыру".»


                2

То, о чём рассказано и написано выше: "телега" на nuz.uz, мой комментарий к ней, мои сообщения приятелям со ссылкой, мнением и добавлением, – происходило 27 января 2021 года. Мой отзыв так и провисел до утра следующего дня с автоматическим уведомлением от редакции: «Ваш комментарий модерируется». А ближе к обеду исчез. Зато появились два других. Копирую без изменений и правки.

«Каримов Абдулазиз: Очень интересная статья которая объективно описывает Ислама Каримова как личность, всегда любил и с уважением относился к первому президенту и основателю нашей страны. Считаю его одним из самых сильнейших политиков нашей эпохи».

«Рустам: Каримов сложная фигура. С одной стороны дольше всех держался за идею СССР. С другой стороны раньше всех начал дерусификацию. С одной стороны отстаивал экономический суверенитет, с другой стороны при нем угробили огромное число заводов. Один только ТАПОиЧ чего стоит. Автор говорит, что он восхвалял свой народ, с другой стороны, так были закручены гайки, что страна походила на подводную лодку. Более нищим народом были только таджики и то, потому что там была война (опять таки, Каримов вовремя задавил эту гадость). Одно могу сказать, надо создавать институт по изучению политики Каримова. Надо изучать его наследие. Не проклинать, или восхвалять, а понимать».

Я усмехнулся и отправил редакции ироническое замечание, которое, естественно, тут же обрело привычную "шапку": «Ваш комментарий модерируется».
"Модерирование" малюсенького текста длилось день, вечер, ночь, до полудня 29 января.



                3

И вдруг нежданно-негаданно моя "шпилька" была не удалена, а выставлена! К тому же вместе с тремя новыми комментариями! Правдивыми, толковыми! Прям отпад!
Копирую с сохранением даты и времени поступления комментария на модерацию (хотя их может и веб-мастер проставить по указанию руководства). И в той же последовательности, какую устроила редакция (не по времени отправки комментатором, а по своему усмотрению).

«Дима (28.01.2021 At 21:05): Сколько бессмысленных, бесполезных слов и фраз, в стиле научный коммунизм, для пудривания и промывания мозгов».

«Шавкат (28.01.2021 At 11:20): Это умнейший и жестокий диктатор ( глупых диктаторов не бывает). Очень сильно любил власть, а не народ. Нет ни одной семьи, которая прямо или косвенно не пострадала от его правления. Не сам он конечно давил народ, а та правовая система, которую он создал и на которую опирался».

«Марат Аваз-Нурзеф (28.01.2021 At 12:53): Да, мой вчерашний комментарий был несъедобным. Для редакции. Поэтому она, продержав его весь день, вечер и ночь на модерации, потом втихую удалила его. А взамен дала два других. Якобы от читателей. Но я-то знаю, как это делается! По стилю обоих комментариев вижу, что "негры" в самой редакции и сидят. Ну, и ладно…».

«Алик (29.01.2021 At 01:08): Да он любил свой народ. Поэтому народ сидел без газа при том что газ у нас свой. Он любил народ и поэтому треть народа в поисках хлеба насущного уехала на заработки и он назвал их бездельниками которые не хотят работать. Он любил свой народ но «абу сахи «кому принадлежал? Он любил свой народ но старшая дочь за его спиной спиндюрила немало денежек у этого народа. Он любил народ но когда нужно решительно постреливал в его сторону как в фергане. Он любил народ но учителя врачи студенты и дети вкалывали на хлопковых плантациях. И все равно мы его помним уважаем и пусть покоится с миром. Пусть Аллах простит и нам и всем все грехи».



                4

Афоризм: «ПисАть – как пИсать», – я впервые услышал в молодости (мне было всего 43!) от Ирины Михайловны Алябьевой, когда я ей, работавшей в журнале «Звезда Востока», принёс своё сочинение «Несвобода – не жизнь». Через три месяца с небольшим оно увидело свет. Ещё через 26 лет было помещено мной в книгу «Жертвы» – двенадцатой из моих, выпущенных – пока! – компанией “Omniscriptum Group” с головным офисом в Дюссельдорфе (morebooks.de, ISBN 978-3-659-91008-1).

Названное выше произведение имеет в «Жертвах» два авторских примечания, написанные много позже после первого печатного выпуска в журнале (и за без малого 11 лет до виртуальных контактов с германским print on demand). Привожу отрывок из второго, так сказать, послесловия, датированного 7 декабря 2007 года.

«Эссе «Несвобода – не жизнь» было готово где-то в октябре 1990 года. Я обратился к сотруднице отдела публицистики журнала «Звезда Востока» И.М. Алябьевой. По ее указаниям, довел сочинение "до кондиции". И где-то в ноябре оно было принято в февральский номер следующего 1991 года. В те времена было так, номер готовился и сдавался в производство за несколько месяцев до выхода в свет. Тогда "портфель" редакции еще был полон материалами высокого уровня на много номеров вперед. Да и типографская технология того времени требовала такого опережения: компьютеров еще не было, многие о них еще даже не слышали, линотип – наборная машина и т.д. и т.п.
Эссе, действительно, увидело свет в феврале 1991 года. Несколько позже я узнал от И.М. Алябьевой, что материал был принят в производство во многом потому, что еще в октябре уже было известно, что главный редактор Татур Сергей Петрович с началом нового года уйдет ("ушли"!), а на его место уже назначен переезжающий из Москвы Сабит Мадалиев, выпускник Литературного института имени Горького, много лет проживший в Москве с семьей, член Союза писателей СССР.
Когда же новому главному редактору позвонили "сверху", мол, что это вы делаете, куда смотрите, что это за «Несвобода – не жизнь», тот только плечами пожал, мол, я тут совершенно ни при чем.
Ирина Михайловна вскоре эмигрировала в Ленинград. Сабит Мадалиев проработал четыре года, и его в конце концов всё-таки тоже "ушли", хотя времена вроде бы изменились, уже не было ни КП, ни ЦК, журнал кое-как, но держался на самофинансировании, однако хозяин в республике, теперь уже в т.н. независимом государстве, был тот же, бывший Первый секретарь, бывший "верный ленинец"».


                5


Почти весь 2017-й я выкладывался в борьбе против установления в Москве памятника Исламу Каримову. Было немало обращений в разные инстанции, вплоть до президента России. Много сделал публикаций на Проза.Ру. Написал книгу «Жизнь – только миг между прошлым и будущим» и издал её в Германии (можно посмотреть и заказать на morebooks.de по ISBN 978-3-330-33761-9). Тщетно! Но не удивительно! Странно лишь то, что ни один россиянин, ни один москвич ни звуком не обмолвился хотя бы в коментах. Кроме чиновников, of course! Один вроде бы понял. Другой что-то пообещал. Третий раз за разом выдавал отписки. Четвёртый чушь собачью нёс. Пятый надел маску пещерного человека, глухого и немого (молчал и даже не мычал!). Десятый…

Приведу отрывок из одной из глав книги, которая (глава) имеется и в моём письме «В Правительство Москвы о Памятнике Узбекистану» (http://proza.ru/2017/02/18/1107).
«Заслуг ПП перед Узбекистаном я и не могу отнять, и не хочу. Одна из них – важнейшая! – была без иронии отмечена выше: ПП поставил и держал заслон перед исламским фундаментализмом. Это – благо и для моей страны, и для соседнего Казахстана, и для других республик бывшей Средней Азии, и для России. За этот заслон и за то, что ПП без малого 30 лет правил Узбекистаном, был его Первым Президентом, его имя заслуживает увековечивания, в том числе и в Москве.
Белокаменная, как говорится, уже подсуетилась. На такие дела она поворотлива и быстра: уже есть сквер имени ПП. Решила и монумент ему там возвести…
Нет! Только ему – нельзя! Да хотя бы потому, что за десятилетия его властвования страна сверху донизу пропиталась невиданной досель коррупцией, словно влагой губка, забытая в лоханке с водой. Почему здесь он оказался бессильным? Или именно в коррупции черпал свою мощь и непобедимость, как Антей у матушки Геи?
Не буду распространяться на эту тему. Читайте «Смятение праведных» Алишера Навои и будете иметь достаточно полное представление о проблеме: хапужничество, жадность и ненасытность человека, унаследованные им в генах от дикого зверя, но за тысячелетия эволюции многажды усиленные и изощренные благодаря сознанию, ничуть не изменились за пять с лишним веков, утекших после Великого Поэта. И посему скажу коротко [прописными буквами, так как курсив здесь не принимается. – МАН]: ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО, МЗДОИМСТВО И ЛИХОИМСТВО ЗИЖДУТСЯ НА КРЮЧКОТВОРСТВЕ, ВОЛОКИТСТВЕ, НАЧЕТНИЧЕСТВЕ, ЛИЦЕМЕРИИ, ХАНЖЕСТВЕ, ХИТРОСТИ, ПЛУТОВСТВЕ, ПРОНЫРЛИВОСТИ, КОВАРСТВЕ, ПОДЛОСТЯХ, КУМОВСТВЕ, СЕМЕЙСТВЕННОСТИ, НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ, ЛЖИВОСТИ, УГОЛОВЩИНЕ, ДВОЙНЫХ СТАНДАРТАХ. Вот этому пышному букету – и не все еще его составляющие названы! – и будет, прежде всего, памятником персональный памятник ПП».



                6

Книга «Жертвы», о которой было сказано выше (начало главы 4) имеет своего рода подзаголовок:
«Война в коллективе. Взгляд из Ташкента. Годы 1987-90.
Перестройка Горбачева была обречена.
Проекции на нынешний, 2017-й».

Кое-что из тех проекций, свежих в том относительно недавнем прошлом, а ныне претендующих на свою тогдашнюю прозорливость, продемонстрирую ниже.

«Начался второй год Узбекистана с Ш.М. Мизиёевым во главе. [А до первых 365-ти дней его официально-полномочного президентства было еще 3 месяца. – МАН.]
Он и его Аппарат проявляют бурную деятельность. Всё и вся, что было при прежнем главе государства, реформируется, кардинально меняется. Нет, Ислам Каримов не охаивается. Напротив – возносится выше и выше: отец-освободитель; основатель государства; благодетель всех слоев населения; образец честности, порядочности, гражданственности и патриотизма, возвративший нации отнятые и утраченные духовные и культурные ценности, сделавший Узбекистан прогрессивным, развитым государством, известным и признанным в мире; мавзолей в Самарканде (и возводится мемориальный комплекс); памятник перед резиденцией О; сарой (Белый дворец) в центре Ташкента; международный аэропорт, университет, улицы, площади и культурный фонд имени Ислама Каримова; превращение имени, образа, дел и заветов Первого Президента в идол для всеобщего поклонения, особенно детей, юношества и молодежи.
Аналогии из Истории известны: Владимир Ленин, Мао Цзе-дун, Ким Ир Сен…
Но вся деятельность Шавката Мирзиёева, все указы и постановления, подписанные им в текущем 2017-м, все реформы и новшества молча утверждают и доказывают, что новый лидер считает неприемлемым, неправильным здание государства, построенное прежним правителем страны.
Хитроумный китайский путь, где оставили поклонение Мао, коммунистическую идеологию, а в экономике совершили поворот на 180 градусов и вырвались чуть ли не в мировые чемпионы?
Своим опытом КНР утверждает, казалось бы, невозможное: двойная игра может привести к успеху.
Но Узбекистан – не Китай. Как говорится, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку.
Выскажу только два своих сомнения по поводу кипучей активности новой администрации моей страны: одно в общем виде, другое – конкретное.
1. Когда вся возможная нива: обрабатываемая прежде, залежная, целинная, – перелопачивается и по-другому засеивается (в том числе – новыми, небывалыми культурами) в один посевной сезон (в течение одного календарного года), тогда может не хватить времени, кадров и сил, чтобы уследить за всеми всходами, ухаживать за ними, добиться хорошего урожая, собрать его и использовать с толком.
2. Столько усилий, средств и реформ было затрачено на изменение средней школы по иностранному образцу: в школе – 9 классов, а потом – лицей или колледж! Сколько новых зданий для последних было построено! И теперь, когда эта система устойчиво катилась по проложенным рельсам, объявляется, что отныне народное образование переводится с тех рельсов на другую – новую! – дорогу. А именно: среднее образование будет 11-летним; в 11-м классе ученики будут 5 дней заниматься в школе, а на 6-й день – ходить на предприятие для обучения конкретной профессии. Чтобы те из выпускников школы, которые не попадут в вузы, или не захотят, начали трудовую деятельность с использованием приобретенной в 11-м классе квалификации.
Значит:
а) почти все огромные затраты на реформирование советской средней школы, как говорится, коту под хвост;
б) всё новое – это хорошо забытое старое;
в) 11-летняя политехническая школа – это уже было в истории советского среднего образования, и после 3-х лет эксперимента от него отказались как от не оправдавшего надежд;
г) именно мы, родившиеся в 1946-48 годах, потеряли из-за этого эксперимента один год своей юности;
д) более полувека минуло с того неудачного опыта, а не наступит ли нынешняя мирзиёевская реформа среднего образования на те же самые – хорошо забытые! – советские грабли?

Как бы там ни было, конечно же, всем нам, жителям Узбекистана, очень и очень хочется, чтобы судьба перестройки, затеянная Шавкатом Мирзиёевым, была гораздо удачнее судьбы Перестройки Михаила Сергеевича Горбачева.

11 сентября 2017 г.».



                7

Снимки для иллюстрации к данному эссе нашёл в интернете.
С.П. Татур (октябрь 2009 года) и стопка журнала за 1990 год – последний в работе Сергея Петровича в этом издании. Из Википедии: «С.П. Татур родился 1 августа 1937 года в Ташкенте. Член Союза писателей Узбекистана. Пять лет работал главным редактором журнала «Звезда Востока» и довёл его тираж до 212 тысяч экземпляров. По тиражу «Звезда Востока» в 3-4 раза превосходила соответствующие литературно-художественные журналы Украины, Белоруссии, Казахстана. Автор 150 рассказов, 40 романов и повестей (опубликована из них незначительная часть). Все его произведения так или иначе переплетаются с личной жизнью автора».
Очень интересный рассказ Сергея Петровича о себе можно прочитать на http://tatur.su/family/tatur-sergey-petrovich

По Ирине Михайловне Алябьевой удалось найти только поздравительную открытку в Фейсбуке, на странице Союза журналистов Санкт-Петербурга.


Теплом дохнуло в душу, светом,
Мне с этих радостных вестей,
Ташкент и Питер – два букета,
Нет равных на Земле им всей.

В столицах сих есть правды перья,
Претят гламур им, фальшь и знать,
И, благо, люди есть, что верят:
«Им сердцем Бог велел писать…».


30 января 2021 года.

===============================================

Оказывается, к "телеге" «Аваз Камалов про Ислама Каримова» на nuz.uz появились ещё два комментария. Они, можно считать, – в унисон моему первому, более суток "коптившемуся" ("модерировавшемуся") редакцией "независимого" Агентства Новостей, а потом брошенному в "чёрную дыру" (обо всём написано выше, в главах 1 и 2).
Копирую их, пусть и анонимных, но ещё двух думающих личностей.

«Алишер (29.01.2021 At 17:59): Вы серьезно,насчет самого быстро развивающегося государства? В эпоху Каримова, впрочем, как и сейчас, нашей статистике верить нельзя, причем вообще. А статья вся целиком такая же, как и тот о ком написана».

«Riki (31.01.2021 At 03:44): АВАЗ Камалов в это сам верит?».


31 января 2021 года.