Любимый кинофильм

Артемий Слезкин
Каждый из нас хоть раз в жизни бывал в кино. Кто-то ходит на киносеансы изредка, от случая к случаю, кто-то ходит туда как на работу, то есть на все премьеры. И мало кто, наверное, задумывается, что все мы, люди, – участники грандиозного кинофильма, фильма-шедевра, название которому «Человеческая жизнь». Да-да, мы все «снимаемся» в уникальном фильме с уникальным сценарием, ибо жизнь каждого неповторима, как неповторима в истории личность каждого человека, живущего на Земле.

Кадр за кадром

Взглянем на кинопленку. Что она собой представляет? Отдельные кадры, идущие друг за другом, причем на соседствующих кадрах изменения едва заметны: вот, например, актер в кадре поднимает руку. Соседний кадр – рука чуть-чуть выше, еще кадр – рука еще выше, наконец, на двадцатом кадре рука касается шляпы, которую через …дцать кадров актер снимает. Итого – от начала подъема руки до снятия шляпы – скажем, 100 кадров. А на экране этот маловажный эпизод занимает всего четыре секунды.

Что наша жизнь, как не чередование кадров-дней и кадров-ночей? Есть кадры хорошие, приятные, есть – похуже, есть – совсем плохие. Но все они – наша неповторимая жизнь, которую, хочешь не хочешь, нужно жить. Жизнь идет своим чередом, кадр за кадром, и эти соседствующие кадры мало отличаются друг от друга: утром мы просыпаемся, встаем с постели, чистим зубы, умываемся, завтракаем. Потом – дела: ясли, учеба, работа, домохозяйство. Затем – ужин, снова зубы, снова постель. И так – изо дня в день, из года в год. Работает кинокамера жизни, снимая самый любимый наш фильм. Еще бы! Ведь мы любим себя, любим свою жизнь!

Хотя кадры похожи друг на друга, каждый прожитый день – неповторим. Мы сами строим свою жизнь, стремясь к счастью. И через 100 кадров-дней, глядишь, что-то в нашей жизни кардинально меняется. Мы находим более интересную работу, кто-то обретает свою «половинку», а кто-то со своей «половинкой» впускает в мир новую жизнь. Поступление в институт, сдача крупного проекта, покупка квартиры/машины – да мало ли на кинопленке таких поворотов сюжета?

Выше мы говорили, что киноэпизод длиной в 100 кадров на экране занимает 4 секунды. Так и в нашей жизни: что такое, скажем, неделя на фоне 70 лет, отпущенных человеку? Пшик, исчезающе малый туман, кратенький эпизодик, который спустя 20 кадров-дней улетучивается из памяти. Однако все зависит, под каким углом посмотреть этот кусочек фильма. Может, именно в эту неделю мы совершим то, что будет влиять потом на все наше последующее существование. Эти семь дней, семь кадров окажутся, возможно, кульминационными в кинокартине жизни.

Не правильно ли, исходя из этих размышлений, к каждому отпущенному дню относиться крайне внимательно, стараясь на всем его протяжении сделать что-то по-настоящему важное, доброе: помочь ближнему в его беде, помириться с женой, испросить прощения у друга, перетерпеть благодушно постигшую скорбь. Ведь на самом деле это – ключевые кадры нашей жизни, ибо человеческие отношения важнее всех материальных приобретений.

Слово – режиссеру!

Чтобы фильм получился хорошим, нужен грамотный режиссер. Собственно, именно от него все зависит: актеры на съемочной площадке не творят произвол, не делают, что захочется, а подчиняются указаниям режиссера. Да, важна игра актера, важна «фактурность», «натуральность» игры. Однако лишь режиссер видит «картинку» в целом, а актеры – лишь его инструменты. Послушливые инструменты.

Так кто же режиссирует нашу с вами жизнь? Хороший вопрос. Большинство, почесав затылок, ответят просто: как кто? Да я сам себе режиссер. Я сам живу, как хочу, как вижу правильным и верным. Э-э, как-то туго в это верится. Почему? Дело в том, что все мы – немощны, слабы. Очень часто нами движет не собственное хотение, а зависимости. Мы зависим от тарелки, от кошелька, от очередей, от лекарств, от справок и других «бумажек», от начальства, от родных, от своей нужности или ненужности кому-то. Как-нибудь задумайтесь на досуге: а от чего я НЕ завишу? Что НЕ владеет мною?

Взять, к примеру, деньги. Мы все от них зависим. Но одно дело, когда МЫ владеем деньгами. Другое дело – когда деньги имеют власть над нами, то есть вертят нами, как хотят, когда мы готовы на все, даже на воровство, на подлог, на подлость, предательство, только бы получить вожделенные бумажки, да побольше. Не рабство ли это самое настоящее?

Что говорить, велик человек, обходящийся малым, не гоняющийся за купюрами, а довольствующийся тем, что имеет, даже если имеет скудно, и – благодарный за это. Велик человек, богатый душой, то есть исполненный благородства, великодушия и милосердия! Это богатство, доступное всем, но которое не купишь ни за какие деньги; его можно только выстрадать собственным сердцем, взрастить в себе, с помощью Божией. Если получится, считайте, что вы приобрели истинное счастье.

Вот вам такой еще довод: очень многие видят в наличии приличных денег верный источник счастья. Увы! Даже имея тугой бумажник, можно быть несчастным: неразделенная любовь, измены мужа, крах жизненных устоев, потеря в ней ориентиров, тяжелая болезнь, утрата любимых. Однако многие видят свое счастье именно в материальном благополучии. Это мираж. Почему? Потому что все материальное в этом мире непостоянно, потому что конечно. То есть – имеет предел своего существования. И потому насыщение материальным, в конечном итоге, не приносит человеку, созданному для вечности, полного удовлетворения. К тому же в нашем зыбком мире можно одномоментно все потерять: деньги, здоровье, работу, не говоря уже о том, что близкие и любимые фатально отнимаются у нас смертью.

А страсти? А пристрастия? Я не говорю о «классике»: алкоголь/табак/наркотики. Разве мы не зависим от своей зависти? От ревности? От гнева? От обжорства? От обмана? От тщеславия? От хамства? От клеветы и осуждения направо и налево? Еще как зависим!

А кумиры? Мы, по нашей немощи, нуждаемся, как ни крути, в неком внешнем руководстве. Нам нужен близкий сердцу ориентир поступательного движения по жизни, нужен «маяк», на который бы мы держали курс и которым бы оправдывали себя в своих слабостях (страстях). Так кто же сегодня является для миллионов таким маяком? Поп-короли, звезды киноэкрана и музыки, спортсмены, блоггеры, инстраграмщики с миллионами подписчиков. И что, все эти «небожители» ведут себя паиньками? Куда там! Слава, богатство, власть над душами поклонников настолько опьяняют многих из них, что они пускаются во все тяжкие, только бы не потерять внимание почтенной публики. Кого из них не возьми, узнаешь: два-три-четыре брака за спиной, брошенные дети, загулы, измены, скандалы, крепкая дружба с крепким напитками или еще чем похлеще. Короче, не жизнь, а сплошной трэшь.

И вот эти властители дум для многих неустойчивых и малоопытных сегодня – образец для подражания. Не оттого ли мы имеем сегодня вал разводов, сломанных судеб, отчаяния и суицида? От того тоже.

Видите, сколько у нас режиссеров. Вот мы говорили, что мы немощны и слабы и потому нами легко манипулировать в худшую сторону. Можно хорохориться, конечно: я сам творю свою киноэпопею и никто мне не указ! Это пока ты здоров. А если, не дай Бог, рак? Или коронавирус в тяжелой форме? Или еще что-нибудь в этом роде? Где твои кумиры, ау? Где твои «леваки», ревность, зависть, подлость? Ты в отчаянии, потому что привык во всем полагаться на себя. А «себя-то» и дал сбой, дал течь. Что же тебе, тонуть?

О добром и вечном

Ну что, давайте поговорим о хорошем, добром, светлом? В минуты крайнего напряжения жизни, в болезни, в лютой печали, на краю всего мы волей-неволей вспоминаем о Режиссере, о Котором в монотонной череде кадров как-то не задумывались. И вот взгляд с новым, свежим вниманием касается икон, поставленным в шкаф как произведения искусства, вот рука тянется достать с шеи нательный крестик, вот губы раздвигаются, чтобы произнести неумелые слова молитвы, вот мы бочком-бочком, неловко, впервые заглядываем в православных храм... Как говорится, «у последней черты мы вспоминаем о Боге».

Мне симпатичен известный сатирик и юморист Михаил Задорнов. Это очень умный, тонкий человек, который весь свой талант в последние годы жизни вбухал в пропаганду неоязычества. Вроде, и шутил со сцены, и смеял зрителей, но обязательно что-то такое неоязыческое ввернет. И сам истово верил в то, что говорил. А он, повторюсь, очень умный человек, хорошо разбирающийся в «предмете». И что же? Рак мозга. За неделю до смерти он принимает Православие. Что это значит? Как умный человек, понял, что за чертой земной жизни игрушки с неоязычеством его не спасут. Славянские идолы, которым он посвятил столько кадров своей жизни, ему не помогут. А спасти его может только Господь Бог. И он всей душей, я надеюсь, принимает этого Бога. Кается.

Хороший пример, правда? Нам нужен не бутафорский, а Настоящий Режиссер нашей жизни, Который видит «картину» в целом, видит всю нашу жизнь «от» и «до», и Который в силах двигать нас в спасительном для нас направлении. Нам нужен Иисус Христос. Нам нужна Церковь Православная, созданная и возглавляемая Христом. Христос – Идеал для нас, ибо Он – Истина. А Истина, как известно, одна. Христос – Тот самый Маяк, держа курс на Который, мы можем найти Истинное Счастье.

Во Христе мы обретаем истинную свободу. Внешне, да, мы так же зависимы – от тарелки, от денег, от очередей. Но если внутреннее пространство души заполнено Богом, эти зависимости не имеют над нами никакой власти. Почему? Все просто: земное, материальное, тленное – это горизонталь, которая стелется параллельно земной поверхности и упирается в железобетонную стену смерти. А жизнь с Богом – это вертикаль, устремленная в Небеса. И этой вертикали нет конца, как нет конца Богу и божественному в нас.

Все лишнее, все, что мешает нашему общению с Богом, отпадает шелухой, уходит на задний план жизни и ни мало нас не греет. Зато все, что связано со служением Христу и Церкви Его, приобретает великую ценность. Что говорить, жизнь верующего преображается, переплавляется, давая на выходе чистое золото боговедения и искреннего покаяния.

Мы говорили, что жизнь – это череда кадров-дней. Так вот, если мы жить будем Богом, с Богом и в Боге, то каждый день наш будет наполнен вечностью. Каждый отснятый кадр не будет пропадать бесследно в пучине прошлого, а будет «взлетать», чтобы монтироваться в бесконечный блаженный «фильм» на небесах.

Как же нужно жить, чтобы любимый фильм всей нашей жизни принес нам счастье? Жить в согласии с совестью, жертвенно, ради Христа, любить людей, милосердствовать, прощать, терпеть, не роптать. Быть свободным – в богопознании, богопоклонении, богопочитании, богопрославлении и богоблагодарении. И тогда у нас все получится – получится жить настоящей, полноценной жизнью, ибо полноценная жизнь, как хороший кинофильм, оставляющий добрый след в душе, – это истинное призвание человека, призвание к вечности…