Послесловие к написанному

Надежда Секретарева
    О дуэли А.С.Пушкина написано очень много, но ведь метод социалистического реализма закончился вместе с системой, взявшей его на вооружение для достижения своих идеологических целей в воспитании масс. Основная идея
- царизм погубил поэта, а его палачами стали агенты царизма - сам царь, бароны Геккерны, графиня Нессельроде, Идалия, граф Бенкендорф, княгиня Белосельская-Белозерская, граф Уваров и жена поэта Наталья Николаевна.
    А если убрать беллетристику, то что останется? Какую интерпретацию событий той жизни могут дать люди, не знающие особенностей быта высшего сословия, и опираясь на творческий метод соцреализма, воспринимая происходившее сквозь призму классовой
борьбы... и никак по-другому.
    А что же было? Дуэль была, как дворянский способ разрешения возникших противоречий у барьера с оружием в руках. Можно как угодно относится к дуэли,
но без понимания ее сути,  получится  неверное ее описание.

    Что же было тем летом в 1836 году? Пушкин с семьей живет на даче, в нескольких домах на одном участке разместилась семья поэта, две сестры Гончаровы, четверо маленьких детей и тетка , фрейлина К.И.Загряжская и ко всему этому огромное количество прислуги.
    Пушкины ведут обычную дачную жизнь, пользуясь дачной свободой, они посещают театры и знакомых, принимают гостей, выезжают на прогулки. Александр Сергеевич работает, Наталья Николаевна занимается хозяйством...

    Через речку напротив дачи стоит кавалергардский полк, лихие красавцы кавалергарды несут службу, охраняют Императрицу, повесничают и будоражат своими проделками дачное общество.

     Барон Жорж де Геккерн, в девичестве Дантес, блистает - красив, дерзок, остроумен, очарователен и неотразим, особый шарм ему придает некая порочность - возникли разговоры по поводу его усыновления и изменения фамилии и Её Величество, императрица проявляет неудовольствие. Но Дантес не унимается, дружит с Идалией, бродит ночью по дачному участку графини Бобринской, ухаживает за княжной Барятинской, не отходит от Екатерины Гончаровой и смотрит на Наталью Николаевну, испытывая к ней по словам Софии Николаевны смешные припадки чувств... получает взыскания по службе, но он хороший товарищ.

     В сентябре дачное общество собирается возвращаться в город, готовиться к сезону приемов и балов. 15 сентября возвращается в Царское Село Император. 17 сентября С.Н. Карамзина пишет письмо об озабоченности Пушкина, о взглядах Дантеса на Наталью Николаевну... трансляция началась, скорее по недомыслию, чем по злому умыслу.

     В октябре папаша, барон Геккерн видит, что положение Дантеса неблагоприятно - величества недовольны, по службе взыскания,Наталья Николаевна отказала,
 княжна Барятинская отказала... Барон Геккерн вступает на поле боя за любовь
 Дантеса, составляет ноту Наталье Николаевне, которую переписывает Дантес, а барон вручает ее лично в руки. Но этого мало. Надо удалить Наталью Николаевну,
но как? Скомпрометировать по-гусарски? Нельзя, опасно - это может ещё больше усилить недовольство Императрицы и прощай, карьера.

     И возникает мысль удалить Наталью Николаевну неопасным способом, - анонимное письмо, в котором будет намек на царя, возникнет скандал в семье не шуточный и муж отправит жену домой к маме в деревню. А для верности, чтобы поэт не смог проигнорировать анонимку, разослать письмо по друзьям-приятелям... а тут еще возникли отношения Дантеса с Екатериной чреватые женитьбой "на ручке от метлы", если Н.Н. уедет, то вместе с ней уедут и сестры... и карьера Дантеса будет в безопасности.

     Но. Поэт провел расследование и установил, что автором был барон Геккерн.
И иного выхода кроме дуэли из возникшего положения - нет.
     Да, барон Геккерн сделал всё возможное совместно с друзьями поэта и дуэль
была предотвращена. Но не остановлена. Да, Дантес женился на Екатерине... но анонимное письмо оставалось не отомщенным.

      А дальше... сплетни, слухи переносимые через пространства и границы, доводимые до сведения поэта и кавалергарда с добавлениями и разъяснениями, подталкивали противников к барьеру, чему способствовали друзья, семья Карамзиных-Вяземских, взявшая сторону Дантеса и отворачивающая свое лицо от дома Пушкиных.

     Пушкин всё оставил в письмах и их черновиках к графу Бенкендорфу и барону Геккерну. Исправлять Александра Сергеевича, додумывать за него, сочинять лакейски  похабные версии , по-моему, надо уже прекратить.

      Дуэль произошла, потому что не могла не произойти