8. 1 Состояние мира при рождении Иисуса

Лариса Болотова
                Из книги «Великие Посвящённые»  Эдуарда Шюре:

 (Стр. 341) «Настал для мира торжественный час; небо нашей планеты было мрачно и полно зловещих предзнаменований. Несмотря на усилия посвящённых, многобожие вызвало в Азии, Африке и Европе упадок цивилизации».

                То есть Моисею не удалось внедрить единобожие для всех народов. Почему произошёл упадок цивилизации? Влияние планет? Приход душ с низших миров? Многобожие, существование разных религий разъединяет людей.

«Этот упадок не коснулся высокой космогонии Орфея, так великолепно воспетой, хотя и суженной  Гомером. Виновата была в том природа человека, которой так трудно удержаться на определённой интеллектуальной высоте.

                С чем это связано? Воспитание? Нет  передачи знаний? Отсутствие учителей?

«Для великих умов древности боги были не что иное, как поэтическое выражение иерархических сил природы, говорящий образ её внутреннего бытия, боги эти жили всегда в сознание человека, как символы космических сил. Но в мысли посвящённых это многообразие богов или сил природы было проникнуто идеей единого Бога или чистого Духа».

                От чего зависит понимание людей, то есть восприятие знаний? Влияют ли условия жизни человека на это? Благополучная жизнь – нет борьбы, нет целей, нет стремлений, нет развития, всё есть. Как избежать? Ввели деньги, стремление к богатству. Так ли это? Борьба - стимул для развития. Поэтому всякой идеи существует противоположная идея. В чём заключается борьба? Человек узнаёт две противоположных идеи. Он может выбрать какую-то одну из них и развивать её дальше, а может не согласиться ни с одной из них и выработать свою. Всё это происходит в результате сложнейшей борьбы в сознании человека. Затрагивает ли эта борьба чувства человека?

«Главной целью святилища Мемфиса, Дельфов и Элевзиса было научить этому божественному единству, и тем теософским идеям и той нравственной дисциплине, которые необходимы для усвоения единства.

Но ученики Орфея, Пифагора и Платона не выдержали и отступили перед напором эгоизма политиканов, перед ничтожеством софистов и перед  страстями толпы. Общественное и политическое растление Греции было последствием порчи её религии, морали и сознания. Аполлон – это лучезарное выражение божественной красоты и неземного мира – замолк. Погибло вдохновение, замолчали оракулы, не стало истинных поэтов: Минерва – Мудрость и Провидение – скрылась за покрывалом от народа, который исказил мистерии и оскорблял своих мудрецов и богов, любуясь фарсами во вкусе Аристофана, которые разыгрывались в театрах Вакха. И даже сами мистерии пришли в упадок, ибо к элевзинским празднествам получили доступ и сикофанты, и куртизанки».

                Под лежащий камень вода не течёт. Затух начальный импульс, начальная идея, ушли те, кто мог его поддержать.  Почему? Воздействие противоположных идей (сил). Миром правят Силы. А человек облекает эти силы в разные формы, которым даёт различные названия, так возникли Бог и Дьявол. Две  формы противоположных сил.

«Когда душа тупеет, религия делается идолопоклоннической; когда мысль склоняется к материализму, философия падает до скептицизма. Вот почему появился Лукиан Самосатский (софист, 125 г по Р. Х.), которого можно сравнить с зарождающимся микробом на трупе язычества, высмеивающим древние мифы, которые Карнеад Киренский (215 г. до Р. Х.) исказил, не поняв их истинного происхождения».

                Были ли те, кто правильно передал историю жизни Иисуса?

««Жизнь Иисуса»  Ренана обязана своим блестящим успехом высоким художественным качеством этой книги, а также и смелости автора, который первый решился сделать из жизни Христа проблему человеческой психологии. Разрешил ли он её? Несмотря на огромный успех книги, общее мнение серьёзных критиков высказалось в отрицательном смысле. Иисус Ренана начинает свой жизненный путь кротким мечтателем и моралистом, полным энтузиазма и наивности; кончает он его сильным чудотворцем, потерявшим чувство реальности. «Несмотря на все усилия историка, - говорит Сабатье, - в Иисусе Ренана виден переход здорового ума к безумию. Он всё время колеблется между расчётами  честолюбца и мечтами просветлённого. И выходит так, что он превращается в Мессию, не желая и даже почти не зная того.  Он соглашается на это наименование лишь по желанию апостолов и народа. С такой слабой верой, ни один истинный пророк не мог бы основать новой религии и изменить душу земли. Жизнь Иисуса Ренана есть планетная система, освещённая бледным солнцем без животворящего магнетизма и без творческого огня».

Каким образом Иисус  сделался Мессией – вот существенный вопрос для верного понимания Христа, а как раз от этого вопроса Ренан и уклонился. Это понял Ф. Кейм, Жизнь Иисуса которого (Das Leben Jesu. Цюрих 1875 г.) наиболее замечательна после книги Ренана. Она освещает вопрос тем светом, который можно извлечь из истории и из текстов экзотерических. Но вопрос этот   неразрешим без интуиции и без эзотерического предания.

Руководимый этим эзотерическим светом, который является внутренним светочем всех религий и центральной истинной каждой плодотворной философии, я (Эдуард Шюре) решил восстановить жизнь Иисуса в её общих линиях, не теряя из вида и предыдущих трудов исторической критики. Мне  не к чему определять здесь, что я понимаю под эзотерической точкой зрения или религиозно-научным синтезом. Вся книга представляет собою развитие этой идеи, и я лишь прибавлю, что взял основой для себя трёх евангелистов: Матфея, Марка и Луку, а Иоанна я беру как средоточие эзотерической  доктрины Христа, допуская при этом и позднейшую редакцию, и символическую тенденцию этого Евангелия.

Четыре Евангелия, которые должны контролировать и подтверждать одно другое, подлинны не в одинаковой степени. Евангелия Матвея и Марка представляются драгоценными в смысле передачи фактов; в них находится всенародные действия и слова. Кроткий Лука даёт предугадывать смысл мистерий под поэтическим покрывалом легенды; это – Евангелие Души Женского Начала и Любви. Св. Иоанн раскрывает сами мистерии. В его Евангелии находятся внутренние глубины доктрины, тайного учения и смысла обетования. Климент Александрийский, один из немногих христианских епископов, обладавший ключом всемирного эзотеризма, верно назвал его Евангелистом Духа. Иоанн обладал глубоким проникновением в раскрытые учителем потусторонние истины и могучей способностью обобщать эти истины».