Эссе светы

Наталья Мартишина
Как чуть не родилась новая газета

Эссе по картине О.Кипренского.


На картине мы видим четырех человек, тревожный колорит красок, дымящийся вулкан, ствол
дерева, которое закрывает всю почти даль. Если найти центр картины, проведя две диагонали, на пересечении мы видим газету в руках одного из людей. Художники помещают в центр всегда что-то главное. Здесь главное — газета. Лица людей такие: одно воодшевленное, может быть это поэт. Другой похож на художника, они часто носят бороды. Третий с желтой шапочкой  - мореплаватель.  У него трость, он устал в походах. Четвертый, кто держит газету — банкир, ему интересно узнать все новости. На руках у него маленькая породистая собачка. Она смотрит в сторону от вулкана, значит, сейчас вулкан не опасен.

Что могло взволновать этих людей? Что их тревожило в 1831 году, в год написания ккартины? Автор нам хочет что-то сказать своей картиной, привлечь внимание к каким-то событиям, иначе зачем рисовать? Очень интересно, что людей четыре, они итальянцы (в Неаполе), газета на французском языке, пишет о событиях в Польше ( написано Полония) , а хдожник — русский. Четыре страны и четыре человека. Но я не знаю, что бы это значило.
Может, мы слышим их разговор?.

О чем пишут  в газете, господа? Нет ли речей о Везувии? Вон какой дым над ним!
Скоро ли конец света?
В газете никаких новых новостей! Ничего интересного! Вот целая статья о политике.
Живем как на вулкане! Но чтоы это узнать, не надо открывать газету!
Верно! Все новости узнаём из слухов. Вот приехали ко мне гости из России. Там художник Брюллов пишет картину о гибели Помпеи. Вся русская столица только и говорит о картине. На ней такой ужас, просто конец света! Но ведь узнаешь о конце света от гостей, а не из газет!
А разве напишут газеты о том, что наш поэт сочинил новое стихотворение?
А я бы почитал новые рецепты. Это было бы полезно!
Обидно за нашего поэта! Не создать ли нам свою газету? Деньги у двоих из нас есть, и дело это прибыльное! А поэт и художник будут печататься в нашем издании!
Я уже вижу поэтическую страничку в новой газете! Воскликнул поэт.
А я объявлю конкурс на лучший рецепт в нашей газете. Представьте, сколько писем пришлют итальянские хозяйки! А как они  будут раскупать нашу газету!
Вот и первый рецепт: «Суп Четыре Царства»! В супчике курочка, шампиньоны, лучок, укропчик, петрушечка, морковка. Это вкуснятина! Курица, лук,  целиком шампиньоны, морковь, укроп, картошка... Животные, грибы, растения, а бактерии тоже есть, куда же без них!
Раскупать будут, господа, если на первой странице будут ужасные случаи, а на последней будут анекдоты! Вот вчера был кошмарный случай... Эту страничку я буду вести сам!
Неужели газета будет без политики, господа?
Будем продавать политикам места для публикаций в нашей газете!
А я стану рисовать на этих политиков карикатуры! Или портреты, смотря сколько заплатят! Или лучше так: я не стану рисовать карикатуры, и пусть мне за это платят! Иначе нарисую, да ещё как!
Надо и для объявлений оставить побольше места!
Это будет успешное издание! Как мы назовем газету?
Новый Неаполь, Нью-Неаполь!
Но Неаполь уже значит «Новый город»! Дважды новый — это масло масляное!
Тогда просто Ньюполь!

Довольные друзья распрощались до завтра. Художник и поэт ушли, а банкир и мореплаватель остались под деревом.
А я как посмотрю на вулкан, так на душе неспокойно. А если он взорвется завтра? Тут не до газет!
А не кпить ли лучше апельсиновую рощицу где-нибудь в Испании? Подальше от вулкана! А местные газеты пусть про него пишут, что хотят.
Эй, что нового о Везувии? - крикнул банкир разносчику газет.
Дымит все сильнее и сильнее. Русский художник лазал прямо туда и написал картину! На ней точно конец света! Художник предупреждает о грядущих событиях! Все будет рушиться! В Польше начались беспорядки!
Ну, пойдем, купим земли в Испании!
Гав-гав! - подала свой голос собачка.

И два друга пошли покупать себе усадьбы и земли в Испании, подальше от вулкана.. Так и не вышла в свет газета «Ньюполь», а хорошая была бы газета.
Но это не беда.
Новых газет с тех пор выпущено много,все они летают по свету, а Везувий все так же пыхтит.

































О картине В.Васнецова «Красная площадь во второй половине семнадцатого века»



На этой картине изображена Красная площадь, как представил себе художник. Ведь он не жил в те далекие года. Картина написана в 1925 году. Мы были в Третьяковской галерее, в зале Васнецова видели картину «Иван Царевич на сером волке», а этой картины я не помню. Хдожник любил рисовать сказочные сюжеты. И на этой картине — сказка. Мы видим зиму, может быть, скоро будет Рождество или Масленица. Люди очень мелкие, это значит, художник не привлекает внимание ни к кому из них. Торговцы, стражники, гуляющий народ, конные забавы, играющие дети.  На заднем плане расположены палатки продавцов возможно там устроили ярмарку. Но все это так мелко и далеко, что вряд ли важны людские характеры.

Справа мы видим Кремль за которым в далеке  собор Василия Блаженного. Кремль белый, не красный, это было в те годы. Кремль оснащён большим кирпичным забором, на одной из крепостей расположены две пушки, это сделано для самообороны.  Небо закрывает большое пространство картины. В небе много облаков.

В нашем городе жил художник Константин Юон,  него есть картина «Парад на Красной площади в ноябре 41 года». И там нарисовано все с той же точки, интересно сравнить, что было и что стало. Тот же собор в далеке. Красные стены Кремля, не белые, как встарь. Около  стены выросли елки. Но небо такое же большое, с белыми облаками. Оно говорит об огромной силе Руси. Небо и облака — это души предков, Небесное Воинство. Так считал народ. Небесное Воинство смотрит на нас, видит нашу жизнь.  У Васнецова души предков-облака радуются празднику зимы и небо голубое, яркое, радостное., у Юона они провожают Бойцов в бой защищать  Москву, и небо тревожное, тёмное, серое.

Оба художника через большое количество облаков над Кремлём и собором Василия Блаженного  показали нам, что Россия вечная.