Розочка

Анна-Нина Коваленко
Оказывается, я забываю свои добрые поступки.
Марина.  В  вагоне поезда Q подошла ко мне стремительно светлоглазая девушка:
- Здравствуйте! Я вас узнала!
Заметив моё смущение:
- Я Марина!
Имя ничего мне не говорило.
- …Вы мне дали вот этот шарфик, «цвета весенней листвы» так вы сказали. Я ношу его не снимая.
Oтошла. Глаза... На шее шарфик, нежно-зелёный. Я стала вспоминать... Понадобилось полчаса чтобы оживить в памяти такую сцену: утро раннее холодное и хмурое, навстречу мне группа молодых людей из России, собрались в Бостон. Одна девушка одета так легко. Я снимаю с себя шарфик и говорю ей:
- Вот, может быть он вас согреет своим цветом весенней листвы.
 Ну да, я ещё запомнила благодарное выражение её светлых глаз... Это было лет пять тому назад, и она носит не снимая... Марина! Но Марины уже в поезде не было, вышла давно на своей остановке.
 Ева была моделью в Лиге. Постоянно перекрашивалась то в брюнетку, то в блондинку. Потом исчезла, я  её довольно долго не видела. И вот, встречаю в СоХо с молодым эксцентрично одетым спутником, которому представила меня так:
- Это Нина. Она спасла мне жизнь.
Да, правда, было такое: Художественная Лига. Я вошла в класс на третьем этаже, эта классная комнатка  в уголке всегда пустовала, не считая раз в неделю для занятий Барбары Адриан. Иногда туда заглядывали студенты перекусить, обменяться новостями, покрыть лаком свежую работу,  и т.п.. В тот день там Ева спала около обогревателя, который уже принялся жечь драпировки, дымить, и даже выпустил пламя. Я разбудила её, потушила пожар, проветрила класс. И забыла.
Розочка. На  очередной встрече авторов в Клубе Русских Писателей председатель Клуба Женя обратился ко мне, держа в руках список чтецов:
- Ниночка. Вы будете что-нибудь читать?
- Нет-нет, я пришла послушать.
 Слева от меня красивая темноглазая женщина сказала сильно картавя
- Я вас узнала. Вы Нина. Я Г’оза. Вы ехали в Москву, и по моей пгосьбе пегедали человеку книгу со стихами моего сына Югы. Мы встгетились в библиотеке на Кингс Хайвей... Я же вас хогошо помню.
Я так и не вспомнила этой встречи в библиотеке, а передачу книги вспомнила смутно. Ну да, что такого, просили передать – позвонила, передала. Я даже не помню как выглядел тот человек.
- А это мой сын Юга, поэт. Юга, это Нина.
- Очень рад с вами познакомиться!
Мужчина названный Юрой сказал это так, что можно было не сомневаться, он и в самом деле рад знакомству со мной.
Чтения были по списку.
- Следующий...
Следующим был Юра:
-... Я вижу Ахматову в парке,
В котором и сонно, и жарко;
Мечтает она у пруда…
- Иггает на солнце вода – подсказыает с места Роза, и Юра продолжает:
- Играет на солнце вода,
А воздух прозрачен и чист,
И маленький пруд серебрист;
Кувшинки...
- ...кувшинки, как золото в тине, -подсказывает Роза... –
-... как золото в тине, -повторяет Юра...
Как россыпи солнца в картине.
Ахматова в парке…
Как будто...
Роза: с места:
- Нежданного счастья минута...
- Нежданногосчастья минута.
- И ещё одно, об Ахматовой,– объявляет Юра глядя в потолок
Чудесность Вашей немоты
Похожа на свирель.
Её небесные черты ... небесные черты,,,
- Весенняя капель. – подсказывает Роза...
Весенняя капель...
И т. д...............................
-...Чудесность Вашей немоты
Я оглашать не вправе,..
 Конец - дуэтом;
- Не тронув Божьей красоты,
Запечатленной въяве.

Конец: аплодисменты.
Такое впечатление, что Юра читал  мамины стихи. Глядел в потолок –так ему наверное было лучше вспомнить слова, а Роза не допускала ни секунды заминки.
Потом были другие авторы. Семен П. прочёл воспоминания о своём военном детстве. Семён  молодец, после инсульта принуждает себя ходить, двигаться. Пишет. Его жена Полина хриплым голосом спела песенку на стихи мужа, аккомпанируя на принесённой портативной пианоле.
Ещё несколько авторов, и конец. Мы с Розой обменялись телефонами, я, правда, без большого энтузиазма: меня как-то смущали её командные нотки.
***
Роза из Одессы. У неё было плохое детство. Она голодала, и у неё не было игрушек. Она играла с мышами.
(И я голодала. И не было игрушек. Играла с лягушками. Это было счастливое время.У меня даже есть картина «Мы были счастливы здесь», там инвалид Гришка на костылях догоняет нашу компанию гуськом по деревенской дороге.)
Муж ушёл когда Юре было восемь, ушёл несмотря на то, что  Юра был болен.
(Да, мужья уходят, несмотря ни на что.)
Юра живёт в Апстэйт, там у него квартира, Роза выхлопотала. Она и для меня может выхлопотать квартиру . Вернее, могла. Сейчас - нет.
(Ну, нет так нет, я ведь не прошу. Спасибо.)
***
Встретила Наташу М.
-  А я познакомилась с поэтом Юрой и его матерью Розой...
- Розочка – ах, Розочка, замечательная мать замечательного поэта! Мы тут выдали её, наконец, замуж за Сашу, который добивался её много лет
Наташа вообще человек светлый. И блаженный. У неё есть какая-то невидимая компания «Мы», от лица которой она выступает.и делает добрые поступки. Возможно, она чем-то обязана этой мистической «Мы»... Сейчас я  даже позавидовала Розочке: её выдали замуж  за любящего человека.
-   А Юрин отец... Ах, они разошлись, это было в Одессе. Долгая история. Потом Розочка встретила Льва, который привёз её в Нью-Йорк. Лев умер, Розочка долгое время была одна, казалось бы, что можно ожидать в её возрасте, но тут Саша... А у Юрочки есть квартира в Апстейт* (*Upstate – север штата Нью-Йорк), Розочка выхлопотала. Кстати, она могла бы и вам помочь с квартирой, у неё связи... Сама Розочка живёт у Саши на Брайтоне.
Да, Розочка живёт на Брайтоне, и вот как мы встретились. Мне позвонила моя руммейтка Янина:
-Эй, курва, ты где?
(Она хорошо ко мне относится.)
- Иду  по 1й Брайтон, а что?
- Тебе лучше домой сейчас не идти, посиди где-нибудь, ну, на бордвоке, тут , бл***, великая драка, Светка бьёт и таскает Линку за волосы. Я позвоню когда всё кончится.
- Ладно.
Хорошо что у меня с собой бэйгл, перекушу, приземлилась на лавочке. Разворачиваю...  Вижу: Розочка, каштановые кудряшки из-под белой панамки. Окинув взглядом меня с бэйглом в руках:
- Так, так... Синяя блузка в клеточку... Чистая, опгятная...
Она рада встрече  У неё хорошая идея  пригласить меня  как-нибудь в гости. Она отлично готовит, накормит ужином, тут недалеко. Когда? Позвонит. Ушла.
***
Квартира, куда пригласили на ужин, находится в районе «Ошеана», это такой комплекс розовых домов во дворе, скорее, за высокоим металлическим забором, заповедная зона, куда можно войти лишь по особым пропускам или разрешениям. Называюсь, жду разрешения. Путь к дому по асфальтовой тропинка меж красных бегоний. Мраморные ступени. Звоню. Пятый этаж. Впустили. Протягиваю Розе букет лиловых гвоздик.
- Ах, цветы! Ну зачем, у вас и так не много денег. Саша, поставь цветы в вазу!
Саша  –крупный курносый мужчина с доброй улыбкой - ставит цветы в вазу.  Квартира, комнаты, необъятных размеров! Из окон – тоже необъятных-  можно видеть бассейн и гимнастическую площадку внизу. Всё это, мягко говоря, сильно  отличалось от моего подвала на 1й Брайтон, где я арендую койку в комнатке на трёх.  Я шла сюда стыдясь, зная, что не могу пригласить для ответного визита в подвал с крысами, тараканами, оригинальными соседками. Да и хозяйка Рая не позволила бы. Я прежде послала  Розе по емэйл добрые слова о Юре – оказалось, Роза их отпечатала и поместила на стенку, где уже был целый иконостас бумажных похвал.
Очерк бывшей юриной учительницы литературы Ирмы вставлен в рамку, в центре иконостаса:
«Маленький принц – наш современник
ИЗ РАДИООЧЕРКA ИРМЫ  У. (Австралия)
…Говоря о Юрии, нельзя не сказать о его маме – Розалии Б. Ранимая и стойкая, отзывчивая и хрупкая, радушная и чуткая, безропотная и щедрая, эта женщина не только предугадала талант сына, но и развила его, и уберегла, и бережет,
лучшая мать и преданнейший  друг.»
Письмо из Одесской библиотеки
Письмо из Одессы от розиной близкой   подруги...
(Благодарственные письма, статьи, дипломы, медали – что если мне развесить это всё на стене в общаге...)
Фото-альбом: Юра-малыш, бархатный костюмчик, жабо. Cтоило мне сделать сравнение с образами картин Веласкеса, как похвалили:
-Умная! Какая умная!
(Ну, чтобы художнику знать о Веласкесе не надо быть умным)
Юра у окна, несколько раз пытался со мной заговорить, но Роза одёргивала его: «Молчи»  К тому же  напоминала, что завтра ему нужно возвращаться в какой-то городок на севере штата, заберёт автобус. Там он живёт, ей удалось выхлопотать для него квартиру. А эта роскошная квартира, где мы сейчас, её последнего мужа Саши,  у неё есть ещё одна квартира, и она была бы рада туда пустить меня, но боится, нельзя, там камеры.  Ну, нельзя так нельзя. Да я и не думала просить. Роза хлопочет у плиты, на ней  такой красивый фартучек. Саша накрыл на стол, собственно, убрал бумаги, освободив таким образом  место для тарелок
- Я хогошо готовлю. Вы едите гыбу?
Несколько ломтиков  хлеба, а точнее, два; суп  с овощами, кусочек жареной рыбы. Не назвала бы это шедевром кулинарии. Но нужно соглашаться, «да, вы прекрасно готовите», хвалить. Всё же в гостях. Роза спросила, знаю ли я Инну Б.
-Да, то есть читала и слушала её стихи...
- Ну и что вы скажете о ней?
- Я её не настолько близко знаю, чтобы...
-Так вот, это очень плохой человек. Не общайтесь с ней
- Почему?
- Очень, очень плохой человек.
-Не думаю, что у нас будет общение, ведь мы не знакомы. А... она тоже из Одессы?
-Да, она из Одессы, она была в Одессе, читала там свои стихи. А в  общем, очень плохой, ужасный человек, дгянь
И больше никаких пояснений «почему». *
Показ видео, жизненный путь Юры от младенца на руках красивой элегантной мамы Розы до взрослого мужчины Юрия в обществе элегантной мамы и её друга Льва.  Много  Розочек  вдвоём с  Львом, Розочка в шляпках и шубках, потом без Льва ...
***
Снова встретились с Наташей:
- Наташа... Вы знаете Инну Б.?
-Инночку? А как же! Замечательный поэт. И умница...Замужем («Мы тут выдали её»?) за хорошим человеком.. А почему вы спрашиваете?
- Да я хочу сделать запрос ей на дружбу.
- Конечно.Хорошо.Правильно.
***
 Четверг.В местной библиотеке Литературный Клуб «Зелёная лампа».
В прошлый четверг я читала свои рассказы, всем понравилось. Новая знакомая Аполинария спрашивает, буду ли я что-нибудь читать.
- Нет-нет, сегодня буду слушать.
Сегодня вечер Юры. Читает свои стихи как всегда, глядя в потолок, так ему удобне, а  Роза в первом ряду, суфлирует.
Меня потрясла одна строка, то есть фраза: «Заберите меня отсюда!»
Вопль души. Это о психушке! Уже в Америке. A сзади кто-то шёпотом: «Ужасная женщина, эгоистка. Погубила сына»
Показ ролика: Юра младенец, Юра подросток, и так далее. Публика «Зелёной лампы» давно адаптировала Юру, приняла как сына  в свою семью, полюбила. Аплодисменты. Конец. Роза приглашает меня к ней на ужин.  На этот раз в числе приглашённых и пара П., оказывается, они соседи Розы-Саши. Семён на заседаниях «Зелёной лампы» неизменный спикер, сегодня  он так же как и австралийская одесситка Ирма сравнил Юру с Маленьким Принцем, оригинального же  Маленького Принца назвал «патриотом», а о музыке Чайковского отозвался такими словами:
- После концерта Чайковского все люди выходят просветлёнными.  Я из музыки Чайковского больше всего люблю «Первый концерт Чайковского» !
Юра чуть отстал, попрощаться с какой-то дамой. С красавицей Аполинарией? Толпа, мне не видно. Теперь догоняет. Догнал. Роза злится:
- Зачем ты с ней общаешься? Я же тебе сказала.
Молчание. Пришли. Семён достал вино.
- За поэзию! За Юру!
-За Розу!
- За Розочку!
Семёну пить нельзя, ест рыбу. За столом – одесситы, заняты одесскими воспоминаниями. Холеричная Полина, румяная от выпитого вина:
- Представляете, я была одна еврейка во всём НИИ! Хотели уволить!
- А мы уехали из-за...
(Я могла бы сказать: «Еврейством Одессу не удивишь». Или «И я жила когда-то в Одессе, я там работала на Джутовой фабрике, а общежитие фабрики по адресу  Моисеенко, 34. Работа в три смены. Чесальные машины...» Но это им не интересно.)
Розочка говорит, Юра узнал одесский адрес отца и написал ему, написал что прощает и любит, но письмо вернулось: отца нет в живых.
Снова видео о Юре, а вернее, о Розе. На экране Розочка молодая, красивая, потом элегантная, красивая, с Львом который привез её с Юрой в Нью Йорк.  Розочка в невероятных шубах и шляпках. Юра... Ни на одной из юриных фотографий разных периодов я не заметила никаких признаков болезни. Есть лишь выражение застенчивости, деликатности, послушания. Насчёт Маленького Принца с его настойчивым «поговори со мной» – не знаю, тут больше сходства с князем Мышкиным из «Идиота»  Достоевского.
***
 Я предложила в следующий Юрин приезд из Апстэйт сделать его портрет в акварели. И вот, Юра в сопровождении Розы на бордвоке. Мы на лавочке. Юра протягивает мне пластиковый палет, говорит, ему не нужно, он все равно не будет заниматься акварелью, живописью вообще, и  будет счастлив если мне это пригодится.
Мне пригодится.
...Портрет готов. Грустный человек обращается к миру светло-карими глазищами: «Заберите меня отсюда!»
- Вот, это вам, Юра. Я подписала.
--Спасибо! Я буду хранить его всю мою жизнь.
Роза пытается его оборвать «замолчи», но он повторяет
-- Я буду хранить его всю мою жизнь.
***
Август. Срочно возвращаюсь из Москвы. Купила самый дешёвый билет через  Лондон, пересадка в Лондоне из Хитроу* в Станстед.** (*, ** -  аэропорты Лондона)
По прибытию в Хитроу, нужно получить свой багаж и сесть в автобус до Станстеда, а там ждать посадки на самолёт до  Нью-Йорка, ждать  24 часа, то есть сутки. Итак, Хитроу, автобус, Станстед. Багаж: рюкзак, два чемодана, сумка, компьютер. Навьюченная всем этим ищу и нахожу автобус, прибываю,  шатаюсь по Станстеду. Ночь – вокзал полупустой, посадка  вечером следующего дня, нужно где-то присесть или прилечь. Пристраиваюсь на каком-то диванчике, скрючиваюсь, пытаюсь соснуть. Прибуду в  Нью-Йорк в 9 часов вечера. Возвращаться в подвал не хочется, да и на случай  подвала нужно прежде позвонить хозяйке Рае. У меня нет денег на счету НЙ телефона, значит, позвонить никуда не смогу. Есть камера хранения, отвезу вещи, но только на следующий день. Я ещё из Москвы послала емэйл Розочке, она ответила: «Вы прилетите в 9 вечера, это поздно, к сожалению, мы с Сашей не сможем вас встретить, я советую переночевать в аэропорту»
Добрый совет.
*(Я не просила встречать.)
.................................................
События ночи пропустим.
Утро. Едва живая, еду в город. Библиотека. Открываю ноутбук. Ищу по интернету, где можно остановиться, ну хоть бы на время. Не хочется возвращаться в подвал с крысами.
На портале «Русская Реклама» объявление:
«Сдаю комнату в Районе Шипсхедбэй, 40 долларов в ночь».
Фотографии: комната, шкаф, стол, койка. Кухня. Душевая... Спасение!! Пишу:
«Я возьму вашу комнату... Как вас зовут?»
 «Роза».
«Очень приятно»
Роза с Щипсхедбэй:
«Расскажите о себе.»
Начинаю мою историю в деталях:
«Меня зовут Нина, художник и писатель, я прежде жила на 1й Брайтон, возвращаюсь из Москвы, где получила ...»
Картинки исчезают. Роза с её комнатой больше для меня недоступна.
В висок: «Розочка говорила, что она  имеет помимо сашиной квартиры ещё одну, куда никому нельзя. Камера...»
Емэйл от Саши
«Позвониите Розе.»
«Так это у вас комната на Шипсхебэй за 40 доларов в ночь? Я возьму!»
«Нет, у нас нет комнат ни за 40, ни за 100 долларов в ночь. Роза беспокоится о вас, просила позвонить»
Тьфу на вас, черти.
***
Октябрь.
- Эй, курва, ты где?
(Звонит Янина. Она хорошо ко мне относится. Плакала, когда в сентябре увозила неотложка.)
- Я? Вышла из поезда, на седьмой...
- Ты это, домой сейчас не иди, Светка в жопу пьяная. Я закрылась в своей комнате...
- Поняла.
Сворачиваю налево. Проходя мимо розовокаменной Ошеаны,  сплёвываю в сторону КПП* (*Контрольно-пропускной пункт) и продолжаю мой путь к океану.

Ноябрь.
 В СоХо, бежит навстречу мне Ева с полдюжиной собак разных пород.
- Привет, Ева! Собаки... все твои?
- Привет! Да нет, чужие, я как видишь, осваиваю очередную  профессию, выгуливаю собак за 20 баксов в час.
- Бог в помощь. Пока.
- Пока! Если что, позвони. Ты всё-таки спасла мне жизнь.
- Да ладно
Гляжу ей вслед: Ева из Исландии, выгуливание собак - работа для выживания. Интересно, кем она была у себя на родине, в Исландии?
А кем вообще мы были на наших родинах?
Это стало так естественно для современных женщин, в поисках лучшей жизни превратиться в нечто.

"Поэт" акварель А-Н Коваленко