Василий Шукшин - явление уникальное

Лидия Хохлова
  Василий  Шукшин – явление  уникальное.
                « Над Чуйским трактом на Пикете, под шум летящих вдаль,     машин, встречая солнце на рассвете,  сидит,  задумавшись,  Шукшин.   Здесь все его,    под небом Сросток,    с тех пор,   как  был еще подростком,  Катунь,    дом  матери,    трава,  и он   донельзя  в край  влюбленный,     писал,   в рассказах   оживленно,    понятные  для  всех  слова».           Нельзя  постичь  до конца  творческую  природу  Шукшина, не побывав  в Алтае,   где живут  родные, близкие  и дорогие ему сердцу люди.   Так бывает – мы стремимся за экзотикой в другие страны, не зная  замечательных  мест своей Родины» .

                Побывав  на родине  Шукшина  Алтайском крае в селе  Сростки, поднявшись на гору Пикет, где был снят последний кадр фильма  «Печки-лавочки». Посетив  музей и посидев за его  школьной партой, решила написать о нем.   Что получилось судить Вам дорогой  читатель.
 «Алтайский край  -  душа  России!  Не зря в народе говорят.
Здесь  купала   церквей  святые  на солнце  золотом горят. На Родину  Шукшина «Сростки» - одна дорога жизни Алтая- Чуйский тракт,  по которой  мне довелось проехать. Любовалась самой красивой  дорогой России и не многих дорог мира, герой легенд и песен. Вдоль дороги богата растительность, скалистые ущелья, зеленые долины, горная тайга и « Бирюзовая Катунь» (хозяйка, госпожа, царица  Алтая), несла свои воды, что бы отдать своей старшей сестре реки  Оби.
Экскурсовод: « В один  из прекрасных дней по Чуйскому тракту отправился простой деревенский парень покорять столицу нашей Родины  Москву  на деньги матери, которая продала корову – единственное свое богатство. И не напрасно. Василий поступает и оканчивает режиссерский факультет ВГИКа.  Начинает  публиковать рассказы, вошедшие  сборник « Сельский житель».

Из  разговоров очевидцев: « Когда он только приехал в Москву, на нем  были сапоги, фанерный чемоданчик, китель, в котором  он  служил на флоте".  В скорости  стал хорошо зарабатывать  и элегантно  одеваться. Белла Ахмадулина помогла ему купить модное пальто, сделанное в Израили. Всегда следил за собой, иногда шутил, что в валенках и рубахе, лучше, чем в костюме. Самыми  близкими друзьями были: Заболоцкий Анатолий – кинооператор, постановщик, писатель.  Белов – прозаик, драматург, поэт.  Из их рассказа: «Шукшин был довольно  замкнутым человеком и больше любил слушать, чем говорить.
Больших и шумных компаний на съемках старался избегать, не употреблял спиртное. Много писал по ночам, поэтому  любимым напитком был кофе. Из еды любил пельмени и курицу, приготовленную в сметане. Герои его фильмов  были простые труженики  с не простым характером, попадающие в трудные ситуации. Тема простого человека была близка ему, так как он сам испытал все тяготы быта. Глубоко чувствовал  тех людей, о жизни которых он  пишет. Глубоко вживался в образ  своего героя.
Темы, образы, характер героев брал  из реальной жизни со своих односельчан.  Фильмы: « Живет такой парень»,  «Ваш сын и брат», «Печки лавочки» - снимал на Алтае. «Писать надо так, чтобы слова рвались, как патроны в костре» - говорил Шукшин.  На съемках фильма «Они сражались за родину»  Шукшин делился планами: «Покину Москву  и вернусь в свой родной край. Там в Сростках буду жить и работать».  Но мечте Шукшина так и не удалось сбыться. Шукшин о родине: «Трудно понять, но как где скажут «Алтай», так вздрогнешь, сердце лизнет до боли мгновенное горячее чувство. Когда буду помирать, в последний момент успею подумать о матери, о детях, о родине, которая  живут во мне. Дороже у меня ничего нет».
« Моя ли это – моя родина, где я родился и вырос? Мое говорю это  с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь несу  родину в  душе,  люблю  ее, живу  ею.  Она придает мне силы, когда случается  трудно и горько. Что-то остается в
  нас от родины,  такое, что живет всю жизнь, то радуя, то мучая, и всегда кажется, что мы ее родину  когда- ни будь  еще увидим».  Ему не нужно была слава любви к местам, откуда пришел. Ею дышали его фильмы и проза. К его творчеству земляки относились с интересом, на фильмы ходили всем селом».

В 1974  году вышел знаменитейший фильм  «Калина Красная», с его участием, как исполнителем главной роли. Последняя авторская работа.  Картина получила престижные награды и положительные отзывы критиков. После премьеры зрители плакали и долго аплодировали.  Посмотрев этот фильм, поняла, что это самый  правдивый фильм о судьбе русского мужика. При  просмотре фильма у меня глаза наполнились слезами, а сердце выскакивала из груди.
Фильм вышел на экран в марте, а уже в октябре этого года Шукшина не стало. Оператор Анатолий Заболоцкий о работе над фильмом  «Калина Красная»: «Он эту картину пропустил через себя, как токовый заряд и сгорел.  Нас много травили  на «Мосфильме». Во время съемок и после. Все было против нас. Те съемки сильно подорвали здоровья  Шукшина. Его не понимали, не хотели понять.  Язвили за спиной и в лицо. Загоняли в угол.
Но он все равно  гладил березы, пахал землю, работал с этой съемочной группой, в которой  «Мосфильм» щедро собрал весь шлам».   Валерий Фомин (киновед),  общавшийся тогда с Шукшиным: «Это теперь картина Шукшина и Заболоцкого  кажется эталоном для всех, а тогда критиковали,  безжалостно  резали,  не  только пленку – жизнь режиссера,  сыгравшего  главную роль. После смерти Шукшина  оператор Анатолий Заболоцкий  приезжал  к  Ефимие  Быстровой, которая потеряла трех сыновей на  войне, а еще одного не видела двадцать лет. По сценарию Егор  приезжал к ней в роли того сына и не сознался, что это он.  Она замерзла на печке в этой избушке, в одиночестве.  Дом потом разграбили – искали деньги.  Думали, что  Шукшин дал ей деньги за съемки в фильме. Все обои  оборвали, но  не чего не нашли».  У меня   сжималось сердце, когда Офелия  долго глядела в окно в след уезжающему сыну.  Летом 1974 года  Шукшин участвовал в съемках знаменательного фильма: « Они сражались за Родину». Съемки продолжались  все лето и весь сентябрь и шли очень плотно.
Первого октября в 17 часов съемочный день завершился. Бурков и Шукшин отправились в баню.  Но по дороге водитель машины, на которой ехали друзья, нечаянно задавили кошку.  Дикий визг, смертельно раненного животного произвел тяжелое впечатление на Василия  Шукшина.  В баню он так и не пошел.  Мистический случай.   Хозяин бани покачал головой: «Не к добру  к большой беде».
Вечером  Шукшин с Бурковым вернулись  на теплоход «Дунай», где проходили съемки.  Успели посмотреть прямую трансляцию хоккейного мачта  СССР – Канада и разошлись по каютам спать. Второго октября в четыре утра Бурков вышел в коридор.  Там стоял Шукшин, держась за сердце.  «Валидол»  не помогал. Медперсонала на корабле не было.  Бурков достал капли Зеленского – специальную настойку на травах, применяемую при неврозах сердца.
 Шукшин выпил, и Бурков уложил его в кровать и предложил  подежурить оставшуюся часть ночи возле него. Шукшин отказался и отправил друга спать. Проснувшись в десять часов утра, Бурков зашел в каюту  Шукшина и насторожился, неестественной позе, спящего Шукшина.  Он вышел в коридор, где на встречу шел актер Губенко Николай. Николай вошел в каюту и решительно  потряс  Василия Шукшина  за плечо, пытаясь  разбудить. Однако Шукшин был уже мертв.  Вскрытие производили в областной больнице Судмедэкспертизе, в присутствии свидетелей. Установили, что смерть Шукшина не насильственная.  Диагноз «сердечная недостаточность».
 Из Волгограда  цинковый  гроб отправили в Москву, в морг Института  Склифосовского. Друзья  пытались добиться повторного исследования. Однако там отказались  делать повторное вскрытие,
 не смотря на настойчивые просьбы. Ему было всего 45 лет. Похоронили на Новодевичьем кладбище города Москвы рядам с могилой  Чехова и Гоголя.
Чтобы поклониться русским писателям можно только родственникам с оформленной заявкой, а всем остальным запрещено. Власти категорически  запретили снимать на пленку похороны Шукшина,  которые прошли при гигантском  скоплении публики в пределах двадцати тысяч. Простится с любимым героем, ехали из других городов. На кладбище шли  буквально семьями.
По официальной версии,  отказало сердце. Но до сих пор ходят легенды, что Шукшина убили. Насколько обоснованно подозрение?  Заболоцкий,  был уверен, что его отравили.
 Лидия Федосеева Шукшина: « Я уверена, в ту ночь  произошло убийство, чего  Вася баялся  последнее время, он никогда не жаловался на сердце и чувствовал себя прекрасно, не смотря на безумные съемки  ужасной  войны, которую снимал Бондарчук.   Как раз перед съемками, он  устроил его  на обследование в самую лучшую больницу. Врачи не нашли никаких проблем с сердцем. У меня до сих пор хранится кардиограмма».   В станице  ходили разные слухи, и повод  для этого был.
Понятой была Евгения Яковлевна Платонова, и она рассказывала, что когда они приехали на «Дунай», все в каюте было разбросано.  Будто кто- то что - то  искал. А сам Шукшин лежал скорчившись. Это не как не вязалось с фотографией  криминалистов,  где  Шукшин лежал в ухоженной каюте, прикрытым одеялом, словно спит. Вызывали подозрение чистые сапоги. Зачем ему  надо было мыть кирзачи?  Ведь на завтра вновь с утра на съемку. Наши казаки думали, кто и что смыл с его сапог».
« Есть тайна в смерти Шукшина, утверждал,- Алексей Ванин, многое  бы поведал  Жора Бурков, но он унес тайну в могилу. Не зря  он боялся оставаться один на один с его вдовой.  Анатолий  Заболоцкий говорил, что Бурков всегда нервничал, когда его просили рассказать о последних часах жизни Шукшина. И каждый раз,  рассказывал по разному: то про чашку кофе, которую  Шукшин не заказывал, то про «инфарктный газ», вызывающий  остановку сердца.
 Позже на вечерах памяти Шукшина, по словам Ванина: «Жора напивался  вусмерть».   В сильном подпитии намекал друзьям,  что  Шукшин,  умер не своей смертью, но он не может открыть всю правду. Сам Бурков умер рано в возрасте 57 лет от «Сердечной недостаточности». Возможно, он видел убийцу или  (или убийц). Ведь их каюты были рядом, и Буркова предупредили, что бы он держал язык за зубами. Были и другие подозрительные моменты в смерти  Шукшина, однако ни один из них так и не нашел своего подтверждения.
  « Нам бы про душу не забыть, нам бы  немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди.  Мы один раз, уже так случилось, живем на земле. Ну, так и будь ты   повнимательнее  друг к другу, подобрее. Неосторожным  словом  может,  например,  обидеть, оскорбить, проходя, и не заметишь этого». (В.М. Шукшин). Василий Шукшин работал не покладая рук днем и ночью, старался много успеть и наверстать. Как будто чувствовал, что ему отмерен слишком короткий  жизненный путь. Из воспоминаний Заболоцкого: «Я работал с ним шесть лет, последних лет жизни, и хоронил его – страшнее, чем своего отца.  Вообще  это так неожиданно  было, столько надежды, и все вдруг рухнуло»! Высоцкий: «Очень уважаю все, что сделал Шукшин. Знал его близко, встречался с ним часто, беседовал, спорил, и мне особенно обидно, что так и не удалось  снятся, ни в одном из его фильмов. Зато на всю жизнь  останусь самым постоянным зрителем».
 Василий Шукшин – явление уникальное. Актер,  снявшийся в 24 кинокартинах, знаменитый  режиссер,  постановщик, сценарист, писатель. Родился 25 июля 1929 года в селе Сростки  Алтайского края. На берегу реки Катунь.  Родители Шукшина: отец Макар Леонидович был арестован  в 1933 году  во время коллективизации и  расстрелян, когда мальчику было всего пять лет.  Мать:  Мария Сергеевна  все заботы о семье  взяла  на себя.  Василий рос мальчиком замкнутым.
Дом,  в котором  родился Шукшин, не сохранился. На его мест стоит памятный знак.  Здесь он бегал по улицам родного села, играл в лапту, рыбачил на реке Катунь. Читал первые книжки. На первый крупный гонорар за роман «Любавины»  был куплен дом для  М.С. Куксиной,  где находится музей – заповедник его матери.  Отсюда открывается изумительный вид на гору  Пикет, где установлен бронзовый памятник  В. Шукшину, последние финальные кадры  из  фильма « Печки лавочки»
 В музеи Шукшина мне удалось посидеть за партой Шукшина.  Напротив  основного здания музея,  сквер, в котором красуется девятнадцать деревянных скульптур, словно сошедших со страниц произведений  Шукшина.  Скульптуры были подарены мастерами после фестиваля «Чудаки». Шукшина чувствовали, как родного все слои общества. Его читали, смотрели в кино, с радостью узнавали открывшуюся собственную русскую душу. «Хочешь быть мастером, макай свое перо в правду, ничем другим больше не удивишь. Грамматические  ошибки при красивом подчерке – как вши в нейлоновой рубашке.  Вечно кого-то боимся, опасаемся. Каждая гнида будет из себя … великую  тварь строить, а тут обмирай от страхов.  Не забыть, что люди мы. Добро – это доброе дело, это трудно. Это не просто,  не хвалитесь добротой, не делайте хотя бы зла».  (Василий Шукшин).
 Шукшин сохранил,  такие человеческие качества: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф,   вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нашими дедами и отцами.  Шукшин: « Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши  неимоверной тяжести победы. Наше старание. Не отдавайте все это за понюх табаку.  Мы умели жить, помни это. Будь человеком».
 Прошло уже столько лет, после смерти  писателя,  но ежегодно в июле собираются люди в Сростках  на  Шукшинские дни, а на горе  Пикете проходит заключительная  программа фестиваля.    Что заставляет людей со всей страны  снова и снова приезжать в  Сростки,  подниматься на Пикет вспоминать его?  Большинство людей из-за любви к творчеству Шукшина. Потому, что то оно, что-то исконное  будоражит  в душе любого русского человека, не только жителя Алтая, но и всей страны.    Среди них: писатели, филологи, артисты, музыканты и другие.
 Алтайский поэт И. Пантюхов  однажды прочитал здесь свое стихотворение: «Критика Шукшина»: О, как его одолевали, как врозь  и  в мести дружно полевали, как, чью то  волю властную  вершили,  по хвастовски   умело «дело» шили,  никто их не запомнил  этих судей, но живы, живы маленькие люди, встающие с трудом насущным рано, глядящие на нас с телеэкрана.  Один вопрос с их уст никак не сходит да что же, что же, с нами происходит?»
  «Ах, талант, не трогайте грязными руками» или ну и что-таланту много  позволено, ибо он талант» - это или примерно это пишется, когда говорят о писателе Василии Шукшине. Талант? Да, конечно. Вне сомнения. Но и сам Шукшин это хорошо знал- как бы он не писал, как бы талантлив не был - это все эмоции. Литературный успех - дело тонкое. Надо на волну попасть. В этом, ему  равных  не было. Умен был и пронырлив.
 Писатель  В.Г. Распутин: «Сегодня нам  не  хватает  Василия  Шукшина,  как  честного,  никогда,   ни при какой  погоде,  не ломавшего  голос  художника. Скроенного, составленного от начала до конца из одних болей,  порывов,  любви и  таланта русского человека, как сына России, который нес в себе все ее страдания  и хорошо понимал,  что для  нее полезно и что губительно».
Мать  всегда  поддерживала его, чувствовала, что он особенный. Его отец  постоянно  говорил матери: «Ты береги Васю, он станет большим человеком»   Шукшин всегда прекрасен! Не потерял свою актуальность и в наш
  сумасшедший  21-й век! Какой у него прекрасный язык, и   правда  жизни, на страницах всех его книг! Как жаль, что его так рано не стало.     В музеи  Шукшина  выставлено письмо матери, на могилу сына,  в рукописном оригинале.  Письмо Марии Сергеевны, на могилу  сыну,  растрогало  меня  до глубинны  души.
Текст письма:

“Сыночка! Дитё моё милое, не могу я тебя докликаться. Сердечушку
моему в груди места мало. Горло моё сжимает. Хочу вслух крикнуть – голосу  нет. Сокол ты мой ясный, знал бы ты, как тяжело твоей любимой мамочке!? И тёмная ноченька меня не может успокоить. Говорят со мной – я их не слышу, идут люди – я их не вижу. Одна у меня думушка: нету моего дитя милого на свете. Голубь ты мой сизокрылый, солнце ты моё красное! Приснись ты, дитё милое, мне во сне, обогрей ты моё истерзанное сердечушко.  Милый, милый ты мой дитёнок, расскажи ты мне про свою несчастную смертычку. Что же с тобой, дитё моё, случилось? не думала я о таком великом горюшке. Сыночка, приснись, расскажи, дитёнок мой ненаглядный. Навалил ты на меня тоску со всего света белого. Жду я тебя, дитёнок, жду, откуда жду, сама не знаю. Милый ты мой, милый, на кого же ты нас всех покинул, ласка ты моя  ненаглядная!  Как же ты мог расстаться со своей любимой семеечкой? Ты их любил: жену и  малых детушек, да всех ты нас любил, никого не обидел, сын ты мой  ненаглядный, дитё моё, дитё милое.  Расступися ты, мать-сыра земля, покажи мне дитя милого!  Дитёнок мой, дитёнок, прости меня! Я тебя потопила своею слезою горькою.  Не могу я ни на одну минуточку забыться. Были бы у меня крылышки, я бы  каждый день слетала бы на твою могилочку, мне бы легче было.   Дитёнок, милый дитёнок! Любил ты от меня письма получать, вот я и пишу.  Может, тебе добрые люди прочитают. Ну, милый мой дитё, сын ты мой любимый, светлая тебе память, ласка ты моя несчастная…

Мамочка”.
 
 >>> Лежит Шукшин в могиле темной На главном кладбище Москвы. Из Бийска – родины далекой Ему письмо прислали Вы. Лежит в цветах Ваш сокол ясный Народной памятью храним. И веточки калины красной Склонились горестно над ним. И в сердце скорбь идет упрямо, Сквозь слезы в стих плывут слова. Читал письмо я Ваше, мама, Ему на кладбище вчера. А он смотрел с фотопортрета И ничего не говорил <<<