Иная Соболева

Галина Щекина
Иная Соболева (сборник «Серебро и желатин»)
Стихи Соболевой знакомы  со времен  студии  «Лист». Они всегда поражали, ставили в  тупик, бросали в дрожь, они  шокировали. Нынешняя Соболева,  автор сборника «Серебро и желатин» -  другая.
Она употребляет термин «Иная раса»,  есть такой  стих, и это тоже  шок. Иная раса – видим, но не потому что кто-то ест крыс, а потому что  новое поколение детей привыкают к боли. Боль это то, к чему  нельзя привыкнуть. Безусловно, выражение, понятное всем.
Экспонирование  - демонстрация того, что высветил упавший свет. И Соболева  демонстрирует в  тексте ожоги действительности. Следы боли, которые были получены  в жизни.  Фотография – это,  конечно, прием и это не значит, что лиргерой  вправду лежал под столом рядом с трупом матери. Это некая гиперболизация связанная детским  восприятием, нечто вроде разговора с фрикаделькой.
Все  условно. Отсылает к фотографии, да, но  в части под названием экспонирование (запечатление) мы видим  ирреальный мир.  Плод  вображения, в котором зашифровано настроящее. В этом мире мелькают вкусовые ощущения (холодный суп, шоколад, мороженое,  сыр), но в целом этот мир похож на сон. Поэтому  во сне  дико, когда там возникает улица Герцена. В мире страшного детства нет географических понятий и конкретного города, как бы и нет; в этом мире есть авторитеты прошлого (бабушки и дедушки),  голос автора как ребенка  не слышен.
Это то, что попало на пленку. То, на что пал свет  и дал отпечаток.
Первое поразительное изображение – Москва. Она подана странным ракурсом – в калейдоскопе маленьких крохотных кадров – кожа дергается у виска. Лотки. Поварская. Дожди и…вологдские зори… Единого образа нет, все распалось на стеклышки. Этот город недобрый.  Пинком отправляет  домой.
Автор без шока не может. Странный  стих про бомжа, который кажется  богом. Снова  шок? Я понимаю, если шок имеет цель, но здесь - не стреляет. Видимо, потому, что условность нивелировала…
Кода-то было понятие:  стих как   лирический дневник автора. Тот ли это случай? Лирический герой, героиня, наполучав боли в детстве, стала все шифровать. Чтоб не поняли… во второй части  книги «Проявление» появляются многочастные  длинные стихи, например  «Окуни». Надо же, красивое, есть тайна  и свет со слезами, но не радуйтесь, будет  и суп с вшами. И в конце драматичесие «окуни  с красными буквами на груди»… высокий слог - нырок вниз – и снова вынырнуть. Образ удачный. Но мельком. Образы настойчивы – если всмотреться,  так увидишь  скользких рыб  в  моей  груди» (стр. 78). Это довольно жуткий текст, пусть даже условно.
«И в  молчание этом и той  беде
Я не вижу  боли. Я не вижу, где
Хоть клочок надежды и красоты.
Мне кранты.
Только море рыб, что грызут  меня.
Что едят меня, что молчат в меня.
Пусть возьмут меня, пусть сьедят меня,
Пусть поймут меня».
Возможно это и есть закономерный ответ на все настоящие и мнимые шоки… Окуней  тоже достало?

В третьей фиксирующей  части много смерти. Это один  из базисных вопросов, волнующих человека. Поэта тем более, но фокус  зрения явно смещается к человеку. Запоминаются  два малькика – один внутри, усевшись клубком. Второй  мальчик Иероним который всех похоронил. В нем есть что-то библейское. И потом – «если я умру посредине зала, ты не  заметишь»… Подобная  эсхатология могла мелькнуть в середине.
Несмотря на избыток шокирующих слов и фраз, в стихах то и дело встречаются яркие образы.

Пока не родился,  вселенная
Размером с картонный  ящик.

Я открыл этот мир как  (открывают) постыдную тайну

Бог един  милосерд но кажется
Им  никто  из нас не прощен.

Ты родился и рос. Не умер
Не  добился, не смог,  не стал

Особо понравились стихи «Бог един, - говорит  мне  бабушка» (стр. 38), «Осока высокая, в небе  сокол» (стр.61), «Перспектива» (стр. 67), «Слушай, друг,  у меня проблема» (стр 109). В них есть энергия и воля.

Пожелания
1. Дорогой автор. Отдельно о форме. Система  рифмовки скачет – то стих со случайной  рифмой. То вообще без. Да, стихи похожи на верлибры  Поиски бесконечны, но если решено писать верлибрами, пусть будут верлибры.В данной книге их  много. Но не меньше и совершенно гармоничных стихов с рифмами, ритмикой, ясных по форме и по смыслу. Все-таки в книге  хочется не суммы  стихов, а какого-то единства, если не сюжетного, то стилевого.
2. Географичекие названия – улиц, городов. Если  есть стремление написать сон, фантасмагорию, то географии не надо.
3. Ранние стихи были наполнены эмоциями, нынешние безэмоциональны, холодны. Важная в стихах эмоциональная составляющая   в данных стихах стремится к нулю,  чтение  их сродни прыжку в ледяную воду. Стоит обратить на это внимание. Ну и слова, не добавляющие позитива – (говно, клопы, вши), от этого пора избавляться как от пережитка, и не стоит подражать Панкину (стр. 97), хотя это трудно. В общем, просьба  быть собой.