Встреча 9 с художником Павлом Михайловым

Владимир Варнек
Приступая к очередной миниатюре, посвященной жизни и творчеству малоизвестного на сегодняшний день художника Михайлова Павла Николаевича (1786 – 12.09.1840), предлагаю читателям после ознакомления с ней, познакомиться с краткой биографией художника в Википедии, фрагмент из которой привожу ниже:

«Воспитанник Императорской Академии художеств (1795–1806). Ученик С. С. Щукина. Получил медали Академии художеств: малая серебряная (1804), большая серебряная (1805), малая золотая медаль (1806) за программу «Представить художников, рисующих виды и разговаривающих между собой о своем художестве». Окончил Академию с аттестатом 1 степени со шпагой (1806).

Присвоено звание академика по живописи портретной миниатюрной (1807).
В 1819–1821 годах участвовал в качестве художника в Первой русской антарктической экспедиции  Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, открывшей шестой континент – Антарктиду.  В 1826–1829 годах принял участие  в экспедиции М.Н. Станюковича и Ф.П. Литке, направленной для исследования побережья Берингова моря и центральной части Тихого океана».
 
 Ценность этой биографической заметки для меня при первом моем знакомстве с ней состояла в том, что  здесь я впервые увидел незнакомый мне ранее автопортрет художника. Кроме того, впервые узнал, что художник скончался 12 сентября.

Но наряду с этим увидел серьезную ошибку и два недостатка. Ошибка состоит в том, что звание академика по живописи портретной миниатюрной художнику было присвоено не в 1807, а в 1815 году (см. предыдущую 8-ю миниатюру). Недостатки же состоят в том, что не названа самая главная работа художника – портрет скульптора и медальера Ф.П. Толстого.  Еще не отмечено, что П.М. Михайлов «Во время Отечественной войны 1812 года  участвовал в рядах ополчения» [1].

Еще обращу внимание на последние пять строчек в процитированном  выше  фрагменте из Википедии.  В одной из предыдущих миниатюр я писал, что жизнь Михайлова можно условно разбить на две части – «до и после». О главном, что было «до» я, в основном, рассказал, расскажу еще ниже и в десятой миниатюре, а о том, что будет «после», то рассказ об этом и предвосхищают  пять процитированных  выше строк из Википедии. И читатели теперь будут знать, что будущие миниатюры будут посвящены  двум кругосветным плаваниям художника П.Н. Михайлова, но не только этому.

А сейчас переключусь на тему Отечественной войны 1812 года. О том, что П.Н. Михайлов во время этой войны  участвовал в рядах ополчения, я узнал не только из краткой , посвященной ему биографической заметки  в Каталоге ГТГ [1], но и из  академического отчета за 1840-й год [2]. Однако, к сожалению, почти никаких сведений, помимо строк в отчете не удалось найти, поэтому приведу для начала хотя бы эти строки, принадлежащие перу конференц-секретаря ИАХ, Василия Ивановича Григоровича: «Война 1812 года призвала его под знамена защитников отечества. Он служил с честью и был в делах против неприятеля.  Возвратясь после кампании  в отечество, вновь принялся за кисть и трудился с любовью».

Тем не менее, мне хотелось бы рассказать здесь об атмосфере тех лет, царившей в Академии художеств и близких к ней областях Петербургской губернии, которая и побудила 26-летнего пенсионера ИАХ  П.Н. Михайлова  принять участие в Войне 1812 года. И не только его, но и других представителей мира искусства.  Одним из них был спутник жизни  художника А.Г. Варнека, известный в последующие годы коллекционер  Томилов  Алексей Романович.  В сокращенном виде его биография, помещенная на сайте «Наполеон и революция», приведена ниже:

«Томилов А.Р. (1779-1848) – отставной артиллерийский офицер, меценат и коллекционер. Родился 15.09.1779 г.  в СПб в семье инженера-поручика сенатора Р.Н. Томилова (1741–1796), получил военно-инженерное образование и с 1791 года исполнял обязанности адъютанта своего отца, в 1799 году руководил работами по укреплению Кронштадта, а в 1808 году  вышел в отставку.

С началом войны 1812 года принял активное участие в формировании народных дружин  Новоладожского уезда, состоял в губернском комитете по организации ополчения, затем в чине майора Ладожской дружины Петербургского ополчения. Принимал участие в боевых операциях против французов; 14 октября 1812 года был тяжело ранен в ногу в сражении при Полоцке и весной 1813 г. вернулся на родину.

 В 1815 –1827 гг. избирался Новоладожским уездным предводителем дворянства, большую часть доходов от своих имений расходовал на приобретение произведений искусства (в своей усадьбе Успенское собрал богатейшую коллекцию – 6 000 работ русских и иностранных художников) и по свидетельству современников: «Томилов, умевший с одного взгляда определить принадлежность картины той или иной эпохе или художнику, мог проникнуть взглядом знатока в изобразительную ткань картины или рисунка, в живописный процесс их возникновения».

Отдавал явное предпочтение живописи и графике – в его коллекции было почти полное собрание находившихся в России офортов Рембрандта; он высоко ценил и охотно приобретал также работы своих современников, в том числе Кипренского. Умер в 1848 г.  в Санкт-Петербурге в возрасте 69 лет. 

Награждён орденом Св. Владимира 4-й ст.  с бантом, был членом  комитета Общества поощрения художников (1820) и почётным вольным общником ИАХ (1833). С 1808 г. был женат на Варваре Андреевне Мельгуновой (1784 –1823), от которой имел троих детей: Романа (1812 –1864), Николая (1814 –1858) и Александру (1815-1878). Графический портрет Томилова исполнил Кипренский в 1813 г.»

Замечу, что более подробная биография Томилова А.Р. приведена в Энциклопедическом словаре «Собиратели и хранители прекрасного» (М. Центрополиграф. 2007), который в 2007 году, вскоре после его издания, подарил мне один из авторов этого замечательного словаря – Банников Анатолий Павлович (26.07.1938 – 27.05.2011). 

Остается сказать, что Александр Григорьевич Варнек, не один раз бывавший у Томилова в Успенском, около 1821 года выполнил живописный портрет А.Р. Томилова, находящийся в собрании ГРМ и воспроизведенный в начале этой миниатюры (файл 100 кБ), а портреты его трех детей, которые также находятся в собрании ГРМ, воспроизвести не получилось из-за требования, согласно которому на сайте к статье можно прилагать лишь одну картинку. 

Продолжая разговор о том, как отреагировала на войну 1812 года Академия художеств, процитирую уже известную читателям монографию  Л.Н. Целищевой [3]:
«Грозные события войны 1812 года, принесшая тяжкие испытания русскому народу, коснулась непосредственно и жизни Академии художеств. В июне многотысячная армия Наполеона вступила на территорию России.

 В июле несколько учеников Академии подали прошения, желая уйти на военную службу. В конце месяца все они, получив разрешение, покинули стены Академии. Был среди них и способный ученик Щукина Владимир Погонкин, которому едва исполнилось девятнадцать. Начав службу волонтером, он «в сражениях и походах» прошел всю жизнь, был награжден за храбрость и, закончив ее за границей, вновь вернулся к любимому искусству.

Первые месяцы войны, связанные с горечью отступления, еще не нарушили нормального учебного процесса. Первого сентября, как обычно, состоялось годичное собрание, на котором были розданы награды за программы, предложенные для конкурса. Наиболее актуальна, пронизана духом времени была тема портретного класса, предлагавшая ученикам «представить рекрута, прощающегося со своим семейством». Не могло быть в то время сюжета, более волнующего русский ум и более близкому русскому сердцу: «Казалось, что оно было у всех одно, одна душа, одно желание и одна надежда».
 
Далее в монографии  рассмотрены  и обсуждены работы учеников портретного класса С.С. Щукина и его самого, выполненные после начала боевых действий, после чего автор ее продолжила тему войны:

«Продолжавшееся наступление армии неприятеля вызвало эвакуацию части материалов Академии. Отобраны были «самые лучшие вещи» из ее обширного собрания. Упакованные в свертки и ящики картины, рисунки, скульптуры и формы, модели. Граверные доски, книги, эстампы и документы были погружены на три парусника и отошли от академической пристани, направляясь к Петрозаводску. …Вслед за ними готовились к отъезду ученики и педагоги Академии …Как тех, так и других в портретном классе оказалось более десяти человек.

Поначалу сопровождать их должен был Варнек. Щукин предполагал остаться в Петербурге, но, поскольку, как писал в обращении к министру просвещения  П.П. Чекалевский, не уехавшие педагоги, живущие на одно академическое жалованье, могли остаться «без всякого пропитания» и «подвергают  жен и дочерей своих поруганию, судя по поступкам неприятеля, список назначенных к отъезду был расширен. Попал в него со своим многочисленным семейством и Щукин.

Сборы  домашние и подготовка класса к переезду заняли длительное время. Однако в связи с быстро развивающимся ходом  дальнейших военных событий, необходимость эвакуации отпала. Французская армия отступала.  Война приобрела народный характер». 

Возвращаясь к началу цитируемого фрагмента, думаю, что Павел Михайлов , как пенсионер Академии,  отправился на войну с неприятелем в июле 1812 года в составе группы учеников. Когда же он вернулся обратно в Петербург, вряд ли мы узнаем. Следующее упоминание его имени в одном из академических отчетов, как говорилось в предыдущей миниатюре, относится к 1815 году, в котором он за миниатюрный портрет скульптора и медальера Ф.П. Толстого был удостоен звания академика.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.  Каталог собрания ГТГ. Том 3. Издательство Сканрус. М. 2005. С. 214. 

2. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской Академии художеств (1817 – 1859). Сост. Авт. вступ. и прим. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.:  БАН. – 2015. С.244. 

3. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин. 1762 – 1828. М., Искусство. 1979.

                29.01.2001.