Трудные места Библии. Резня жителей Сихема

Виктор Тарасенко
     Сегодня рассудилось мне вновь обсудить с тобой дорогой читатель одно из некоторых трудных мест Библии, которые встречаются порой на её страницах. Для неподготовленного читателя, впервые открывающего такие повествования на страницах Библии, они вызывают скорее культурный шок, чем Божье назидание.     Однако, они оставлены нам для определённой цели, которую при внимательном и вдумчивом рассмотрении стоит понять и принять, иначе, думаю, таких откровений Бог не оставил бы нам в Священном Писании. Столь трудные места не принято широко обсуждать, потому что на них нет одного однозначного ответа. Но всё же мы попробуем с вами обсудить одно из очередных «трудных мест» связанного с Иаковом.

      Конечно, мне и самому бывает достаточно трудно принимать всё то, что открывает Бог о жизни праотцов веры, тех, кого Он избрал, через которых образовал Свой особый народ, открыл Себя всему миру. Как порой трудно бывает принять их слабости, несовершенства, и другие не лучшие качества характеров этих людей. Ведь всегда хочется обелить тех, кто стоял у истоков веры, созидания народа Божьего.
Как было бы лучше, если бы о не совсем приглядных делах этих героев Бог не оставил бы нам столь подробной записи. Сколь легче было бы принимать их жизнь и служение, когда бы их недостатки нам не были бы известны?
       Но как видим мы, исследуя страницы Священного Писания, Бог праведен, и всё что происходило с теми, через кого в дальнейшем Он открывал Себя миру, описано в точности, как бы неприглядно это не происходило.

      Одной из таких неприглядных историй, или как мы с вами обозначили «трудного места», является несомненно резня жителей города Сихема, устроенная сыновьями Иакова – Симеоном и Левием, описанная в тридцать четвертой главе книги Бытие. (Быт. 34:1-31). При первом беглом прочтении она вызывает отторжение нашей христианской души, а для неверующего человека служит даже неким аргументом к оправданию антисемитизма. Нам порой «тыкают в лицо» этой страшной историей, говоря о природной жестокости евреев, проявившийся таким образом и оставленной нам в некое назидание. Какое назидание, можете возразить вы мне, разве от ужаса, описанного в этой главе можно получить какую-то пользу?

          Да, скажу я вам – нужно и должно, но только с молитвою и при внимательном рассмотрении, как самого события, так и того, что предшествовало ему, и что было в последствии. Ведь мы принимаем слова апостола Павла: «16Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.» - 2 Тим. 3:16-17. Соглашаясь с апостолом, нам следует принимать для наставления в праведности и такие, не совсем, или даже совсем неприглядные истории, оставленные нам в назидание. Да, именно в назидание, как бы странно не звучало это утверждение.
  Давайте теперь, после столь многих вступительных слов, рассмотрим саму эту историю и попробуем понять почему столь «трудное место» оставлено для нашего внимания.

Итак, Иаков, после более чем двадцатилетнего отсутствия и странствования в чужой земле, возвращается в землю своего отца, ту землю, которую обещал Бог дать потомкам Авраама и Исаака. Он несомненно является тем обещанным потомком для кого и приготовлена Богом эта земля. За период своего отсутствия, и жизни в другой земле у тестя своего Лавана, он добился значительных успехов: стал богат и имуществом, и жёнами с наложницами и детьми. Мы не будем сегодня размышлять по данному вопросу многоженства праотцов, это отдельная тема для рассмотрения другого «трудного места». Сегодня мы лишь бегло фиксируем то, что предшествует тому событию, которое нам следует более подробно рассмотреть.
Что мы видим? Во-первых, мы видим, что земное богатство, приобретённое Иаковом путём постоянного труда, правдами и кривдами, не даёт ему гарантию безопасности.
    Посмотрите на его действия. Даже после того, как Бог его благословляет, поборая его природную натуру хитреца, и благословляя его на путь возвращения в землю отцов (Быт.32:24-31), он боится, и продолжает предпринимает свои, как ему кажется очень разумные шаги, разделяя своё имущество на два лагеря и посылая друг за другом вначале наложниц и с детьми, и затем жён с детьми, в зависимости от степени своей любви к ним.
      Да, чисто по-человечески, как нам кажется, он поступает достаточно разумно, но всё же этот шаг не даёт ему покоя. Как часто, и мы с вами, делая какие-либо дела казалось бы разумно и внимательно не находим покоя? Особенно тогда, когда прежде были виновны и несправедливы по отношению к кому-либо.
     Так и Иаков, ведь он по своей сути был хитрец, который с помощью хитрости и обмана вначале купил у своего брата Исава себе первородство, а затем с помощью матери Ревеки, обманул своего отца Исаака и получил его благословение. Наверное, современному читателю не вполне понятно столь сильное стремление Иакова к получению благословения, однако, Иаков и Ревека очень ясно понимали и желали получить благословение отца даже путём обмана (это тоже «трудное место», которое следует обсудить в другой раз). Как бы то не было, но благословение Исаака действовало, и на момент возвращения в землю своего отца Иаков имел двух жён и двух наложниц, одиннадцать детей от них, рабов и рабынь, слуг и служанок, и различный мелкий и крупный рогатый скот. Другими словами, он был чрезвычайно богат по категориям того времени.
       Какой главный недостаток всё же присутствует в жизни Иакова? На мой взгляд, он не вполне доверяет Богу отцов – Богу Авраама и Исаака. Он всё ещё полагается на свою природную хитрость и изворотливость. Это видно даже из того, как он встречается с Исавом. Конечно известие слуг о том, что Исав идет навстречу ему вместе с четырехстами своих слуг приводит его в трепет. Он ясно осознаёт то, что не сможет защитить от такой силы ни себя, ни своих жен, ни детей. Вот почему он проводит всю ночь в борении с ангелом, не желает отпустить его без благословения от Бога. Добившись же своей цели – Божьего благословения, и даже получив от Бога новое имя – Израиль, он всё ещё внутренне остается Иаковом, желающим разрешать возникающие трудности своими путями.
    Посмотрите на его предложения Исаву о дарах.  Вообще, во всей этой встречи братьев, на мой взгляд, более сердечным выглядит Исав, который с нежностью встречает обманувшего его в прошлом брата. Он целует и обнимает его, не желая получать его подарки (Быт.33:4-9). Однако Иаков настаивает на своём и уговаривает брата принять его дары, что в общем то и не плохо скажете вы. Да, соглашусь я с вами, очень хорошо делиться Божьими благословениями с тем, у кого ты их отнял, но от чистого ли сердца эти дары, или от страха возможного наказания, вот в чём вопрос?
      Если вы будете внимательно читать дальше тридцать третью главу Бытие, то увидите, что Иаков сделал это не от чистого сердца. Почему я так думаю? Посмотрите, откуда приехал навстречу к брату Исав? Он приехал из города Сеира и звал брата поехать вместе с ним. И куда отправился Иаков? Правильно, совершенно в другое место, в окрестности другого народа в местность Сокхоф, перебравшись затем в окрестности города Сихем (Быт.33:16-19).
Совсем не видно желания Иакова быть и жить рядом с родным братом, хотя тот столь тепло его встретил, забыв прежние обиды и свое обещание его убить.
      И это на мой взгляд первая ошибка Иакова, которая привела к столь страшному явлению, как резня жителей Сихема. То есть отказ возвращаться в место пребывания своего отца и брата. Он предпочел другое место обитания, но как увидим вскоре, это была его ошибка.
      Помните, как отказывался Исав от подарков Иакова, говоря о том, что и у него достаточно много всего: и слуг и скота, и имущества (Быт.33:9), а если брать во внимание большой отряд, следовавший вместе с ним, то можно сделать вывод, что на то время имущество и сила Исава были более большими, чем у Иакова. Возможно поэтому он не поспешил пойти жить рядом с братом, всё еще опасаясь его мести, за совершённые им самим хитрости в молодости. Пытаясь сберечь своё имущество от притязаний брата, он попадает в сеть своих заблуждений, в надежде сберечь всё о, чем его благословил Бог. Если мы внимательно будем читать, то увидим, что богатство Иакова вызывало некоторую зависть у жителей той земли, и возможное владение в будущем стадами Иакова, было тем аргументом, который смог склонить Хананеев к принятию обрезания, которое не привело их к желанной цели. (Быт.34:22-24).
       И это вторая ошибка Иакова. Желание сохранить имущество, скот, богатство от возможной зависти и мести своего родного брата (как он думает) не уберегает его от жадных взглядов на его имущество жителями той земли, которую он избрал для своего местопребывания. Именно желание породниться со столь богатым человеком как Иаков, делает возможным уговоры сына князя той земли обрезать всем мужчинам и юношам свою крайнюю плоть. (что это не только не помогло им завладеть имуществом Иакова как они мечтали, а наоборот, привело их к гибели, но это мы обсудим чуть ниже), а пока мне кажется здесь есть один очень важный для всех урок.
Внешнее проявление религиозности, будь этот даже обрезание крайней плоти, не ведёт к спасению. Исполнения обрядов религиозных совершенно не приближает нас к Богу, потому что Он смотрит на наши сердца. Вот почему, на мой взгляд Бог допустил сыновьям Иакова – Симеону и Левию, осуществить столь тяжкое преступление. Хотя жители той земли и приняли внешние знаки принадлежности к народу Божьему, в своих душах они оставались идолопоклонниками, и сделали это не потому, что стремились к Богу Иакова, а потому что желали завладеть его имуществом. (Быт.34:23)
     Давайте рассмотрим и третью, на мой взгляд третью - самую серьёзную ошибку Иакова, которая привела к столь сложному результату.
     Придя в ту страну, он селится рядом с городом Сихем, покупая участок земли у князя той местности и не желая быть зависимым от них в вопросах верований, сразу ставит свой памятник поклонения своему Богу (33:19-20), что на первый взгляд очень похвально. Тогда в чём его ошибка, спросите вы?
Ведь Иаков явным образом обозначает свою веру, как для себя, так и для жителей той земли – Хананеев и Ферезеев. Это жертвенник несомненно был тем местом где он поклонялся своему Богу. Вот только смог ли он передать своё – верное поклонение своему Богу не на словах, а на деле, мы с вами увидим чуть позже. Кроме того, вспомните обещание, данное прежде Иаковом, когда он убегал от гнева брата своего.
«Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!
17И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.
18 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.
19 И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз.
20 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,
21 и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, –
22 то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.» - Быт.28:16-22
        Исполнил ли Бог, о чем просил беглец Иаков? Да!
        Исполнил ли богатый Иаков своё обещание, данное им Богу? Нет!
Почему я так утверждаю? Ну посмотрите сами. Он в то время, когда был беглец и смутно представлял своё будущее очень много пообещал Богу: и поклоняться ему, и построить дом Божий и подобно своему деду Аврааму, отдавать десятую часть из всего. Где исполнение данного обета Богу? Наверное, он оставил это на потом. Так, впрочем, и мы с вами частенько поступаем. Когда находимся в страшной нужде и опасности, то горазды пообещать Богу много, если Он нас выведет из сложного положения и благословит. Но когда Бог помогает нам, сколь быстры мы на исполнения своих обетов? Таким был и Иаков-хитрец, который не спешил пока исполнить свои обеты. Но жизнь идёт своим чередом и возникшие тяжелые обстоятельства побуждают его искать спасения от гнева окрестных жителей в той самой местности где ему и являлись ангелы Божии. (Быт.35:1).
Четвертой ошибкой Иакова, приведшей к столь тяжкой трагедии было его попустительство в вопросах религиозного воспитания и поклонения истинному Богу.
     Насколько мы знаем, его тесть Лаван был идолопоклонником и поклонялся своим божкам, которых украла любимая жена Иакова Рахиль (Быт.31:34). Вы помните, как она смогла одурачить и своего отца, и своего мужа. То есть вначале конечно Иаков, наверное, не знал о предпочтении в верованиях своей жены. Однако, как известно, рано или поздно всё становится явным, и смею утверждать, что семена идолопоклонства, посеянные Рахилью в своем шатре, расцвели пышным цветом и у других жён и наложниц Иакова, и до определённого момента он смотрел на это как на вполне допустимое. Почему я так думаю?
     Посмотрите на то, как после той трагедии и Божьего призыва идти в Вефиль, готовится в путь Иаков, что он говорит своим домочадцам: «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего.
2 И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши;
3 встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил.
4 И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема.» - Быт.35:1-4.
Из приведенного отрывка явным образом видно, что в доме Иакова на ряду с поклонением истинному Богу, процветало и поклонение и другим божкам, на которые он до поры до времени не обращал особого внимания, или не придавал этому иному поклонению большого значения до времени произошедшей трагедии.
Да и сама Дина, которая пошла посмотреть на дочерей Хананеев, возможно была вовлечена в их игрища и гульбу в хороводы в честь иных богов. Эта практика всеобщего поклонения идолам всем миром вполне в рамках культуры язычества, достаточно напомнить нам русские традиции поклонению славян Перуну или иных игрищ на день Ивана-Купалы, поэтому я допускаю ту мысль, что не просто на улице встретил её Сихем, но возможно они какое-то время провели вместе в в весёлых совместных хороводах. Конечно, это не в коей мере не оправдывает того насилия, которое он причинил Дине, опозорив её и весь дом Иакова, но думается мне не всё так однозначно в этой истории. Просто детали нам не нужны в данной истории, но сколько таких историй происходит и в наши дни, когда современные Дины, вполне благочестивые на первый взгляд, идут в странные компании, на танцы, дискотеку, в ночной клуб? Как правило для многих такие походы для развлечения или просто любопытства заканчиваются подобным образом. Правда не у всех из них, есть два таких безрассудных брата, готовых отомстить за честь сестры, но лучше, как мне водиться не допускать те моменты в своей жизни, за которые стоит кому-то мстить.
Нам же христианам мстить вообще запрещено, вспомните как написано:
«Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам», говорит Господь.
20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.» - Рим.12:18-24.
          Но пока эти заповеди любви неизвестны сынам Иакова, даже закон Моисея им ещё не дан, они живут так, как подсказывает им их совесть, и надо сказать что их поступок я не одобряю. Возможно это потому, что ничего подобного Бог не дал мне испытать, но посмотрите Бог ничего не говорит: ни доброго, ни худого по отношению к устроенной резне сыновьями Иакова, и, наверное, эта нейтральная позиция Бога, по отношению к совершенной подлости со стороны Симеона и Левия, нас и обескураживает.
       Думаю, что вы не раз сталкивались с ситуацией, когда неверующие люди, возмущаясь по ряду причин существования зла, преступлений, катастроф или чего иного, не задавали вам подобных вопросов: КАК ТАКОЕ БОГ МОГ ДОПУСТИТЬ?
Я НЕ ЗНАЮ. Такой ответ может вас не устроит, но он правдив. Как я уже говорил с вами вначале, для меня намного проще было бы не знать о всех «таких подвигах» сынов Иакова.
     Возможным ответом на подобные страшные преступления, совершаемые людьми, является то, что они тогда не были знакомы с любовью Бога, открывшуюся всем людям в приходе на землю Иисуса Христа. Все наши современные оценки далёкого прошлого идут из нашего понимания справедливости и правды, ярко обозначенной истиной любовью Господа Иисуса Христа.
     Но что было делать тем людям? Как они говорили: «разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею?» и были правы в том. Честь сестры они оценили выше всяческих извинений и подарков виновной стороны, и хотя сегодня для нас этот их поступок выглядит чрезмерным все же в некоторых народах такая полная ответственность за поруганную честь сестры существует и сейчас.
     Возвращаясь к устроенной резне, мне хочется пожалеть жителей, которые по прихоти сына князя их города лишились и жизни, и имущества. Они были ослеплены сладкими речами и сыновей Иакова и их уважаемого наследника. Они хотели обогатиться и потеряли всё. Они не ценили свою веру, и приняли мученическую смерть. Возможно Бог примет их в число своего народа, ведь они хотели соединиться с народом Божьим, кто знает? Конечно это только мысли вслух, попытка как-то примирить своё христианское сознание с до Христовой эпохой развития и падений империй. За всю историю человечества сколь много было пролито крови! Как Бог допускал такое?
    Наверное, это несправедливо, скажет кто-либо из читателей.
    Подобный вопрос справедливости занимал и апостолов Христа, вспомните их вопрос заданный Ему и Его столь странный, на первый взгляд ответ: «1В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.» - Лук. 13:1-5
 Но это только на первый взгляд. Ведь именно вопрос покаяния человека перед Богом является самым важным, а не вопрос справедливости, как думаем мы.
Может Бог наказывать человека? Да! Ибо все мы согрешили! Каждому ли надлежит перед ним предстать? Да! Справедлив ли Его суд? Да, потому что Бог праведен и справедлив.
      Что касается всей этой рассмотренной нами истории, то мы не знаем жизни тех людей, возможно в религии их поклонения были прямые оскорбления Богу как Творцу, иначе почему Он обещал изгнать жителей той земли с мест их обитания?

  В любом случае нам есть над чем подумать, чего испугаться и к чему стремиться.
А подумать нам надо о вечном, о том куда мы все пойдём после смерти!
А бояться нам надо Бога, который может не только наше тело придать смерти, но и душу нашу погубить, если мы не примем жертвы Его Сына, а нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа!
А стремиться нам нужно к праведной жизни здесь на земле, подавая пример в поклонении истинному Богу, воспитывая в благоговении, данных нам на короткое время наших детей, а при особом благословении, и внуков.
  Насколько вам в этом помогает эта страшная история я не знаю, но для меня она является несомненным напоминанием о тех ошибках, которые мы с вами рассмотрели, и которые думаю есть не только у библейских персонажей, но и у нас с вами.
       Да благословит нас Господь быть Ему угодными!

ТВГ, г. Барнаул, январь 2021 г.