Введение

Галкин Александр Акимович
  Удивительное это место — Красная Поляна. Сто пятьдесят лет назад греки, жившие в Османской империи, написали о ней своим сородичам, переселившимся в Ставропольскую губернию империи Российской еще во времена Суворовских войн. Слух об этой цветущей долине, со всех сторон окруженной неприступными горными хребтами, распространился в Турции после рассказов черкесов-иммигрантов по окончании войны на Западном Кавказе в 1864 году. С той поры слава об этом, Богом целованном месте, только множится, открывая сегодня уже всему миру неповторимую гармонию земли и неба, человека и природы.

   Воспитанный в становящейся ныне сомнительной традиции «всепобеждающего» знания, я периодически пытался рационально объяснить особую магию этого места. В начале измерял пропорции длины и ширины долины, вычислял углы наклонов окружающих горных отрогов, а еще учитывал прохладные потоки с ледяных вершин и даже интересовался концентрацией кислорода в воздухе. Но всё напрасно — не передать словами мистическое настроение, неповторимую поэзию здешних ландшафтов, заставляющую тебя рифмовать строчки, пользоваться восклицаниями или просто молчать, прислушиваясь к себе.

   Довольно быстро выяснилось, что не один я такой. Множество других людей покидали большие города, селились надолго в этом маленьком поселке или оставались здесь навсегда. Про некоторых из них, людей известных, из первого ряда деятелей русской культуры, я расскажу подробно. Мало того, в начале ХХ века сотни монахов-пустынножителей расселились по окрестным горам, покинув намоленный столетиями греческий Афон, а они-то знали толк в сакральных ландшафтах. Что уж говорить о Российских самодержцах, маршалах и министрах, решительной рукой и казенным бюджетом открывавших последние сто лет Красную Поляну соотечественникам и всему миру.

   Всё это заставило меня заняться краеведческими, большей частью книжными раскопками, в надежде получить ответы и на свои вызревшие вопросы. Российские события последних десятилетий подняли такой рой проблем и противоречий, что на их осмысление явно не хватает ни банальной житейской мудрости, ни философских теорий, сколь-нибудь удовлетворительно описывающих происходящее. Рассудок, конечно, подсказывает, что и в капле отражается океан и что приближается столетие революции, вызывая такое отчетливое историческое дежавю, которое никак не удается вытеснить, заставить себя не думать, не анализировать.

   Тем не менее мне трудно было найти хоть какое-то рациональное объяснение своим копаниям в истории этого маленького горного поселка в поисках ответа на мои личные, профессиональные, мировоззренческие, но такие сегодняшние вопросы. Самое удивительное — многие ответы я получил, однако они настолько трудно выразимы словами, что пришлось написать целую книжку. Точнее, эти ответы всегда были во мне, просто пришлось до конца пройти по путям взыскавших Града, чтобы осыпалась привычная мирская шелуха, открывая сознанию истинную картину мира.

   Ответы эти совсем не похожи на ученое объяснение происходящего, скорее это путь погружения в духовную истину, переход в область сверхлогичного, где у тебя возникает другое видение  картины  мира,  и  ты  точно  знаешь,  что  делать.  В  этой связи я и приглашаю вас, дорогой мой читатель, окунуться в эту трудно объяснимую мистику ландшафтов Красной Поляны, обостряющую чувства, сгущающую мысль и окрыляющую душу.

   Счастлив высказать слова признательности людям, которые самим фактом своего существования и подаренными мне часами вдохновляющего общения подвигли меня на написание этой книги.

   В первую очередь я благодарю свою семью, родных и близких, терпеливо сносивших три последних года мои неожиданные переходы на богословскую или философскую лексику при обсуждении даже житейских проблем. Я так и не научился (пока) быстро, а главное к месту, переходить с бытового на сакральное и обратно. Конечно, это явный признак неофита, но я надеюсь, что мое раздвоенное сознание когда-либо интегрируется в Простоту.

   Особая благодарность игумену Киприану (Ященко), указавшему мне на необходимость привлечения широкой общественности к обсуждению полученной краеведческой информации о перипетиях короткой, но яркой истории монахов-пустынножителей Кавказских гор, об их встречах с писателями и философами накануне революционной катастрофы.

   Наблюдая активные усилия отца Киприана по переводу воспитательной и образовательной сфер современной российской мысли на прочные основы православной антропологии, я с удивлением обнаружил тот же корень проблем и методических тупиков в профессионально близкой мне науке об организации хозяйственной жизни. Его Высокопреподобие справедливо указывает всем нам — относительно недавно воцерковленным физикам, математикам, биологам и прочим «естественникам» — на мировоззренческую путаницу, когда душа уже ощутила истинность веры и услышала Слово, а голова по привычке оперирует эволюционными схемами метаморфоз бездушной материи.

   Господь сделал материальный мир познаваемым вовсе не для того, чтобы мы упивались своим всемогуществом, освоив математику или диалектику, в сомнительной уверенности постигнуть этими же методами и внутренний нравственный закон. На эту опасность подмены духовного продвижения к Царствию Божию разговорами и дискуссиями об этом Царстве мне указал наш замечательный литературный критик Валентин Яковлевич Курбатов. Его письмо позже я приведу полностью как удивительный пример того, сколько глубоких мыслей можно вместить в такой короткий текст.

   Моя искренняя признательность отцу Николаю Снопову, настоятелю Краснополянского храма во имя Священномученика Харлампия, за тот, данный мне первоначальный толчок, и неизменный последующий интерес к теме монахов-пустынножителей, живших в этих местах. Хочется надеяться, что начатая о. Николаем работа по восстановлению монашеских могил приведет к росту числа паломников в эти места. Конечно же, это потребует строительства соответствующих памятных сооружений, скажем часовни, для обозначения святых мест, где совершали свои молитвенные подвиги православные аскеты начала XX века.

   Атмосферу поселка 1990-х годов, уверенное восстановление православной традиции после периода идеологического тупика я не смог бы ощутить без помощи отца Симона (Харченко), активного строителя нынешнего здания храма во имя Священно- мученика Харлампия, а ныне настоятеля скита Ксилургу на Святой горе Афон. Особенно ценен его видеоархив, переданный нам в Русское Географическое общество (РГО), дающий возможность ощутить всю глубину внешних изменений поселка за последние десятилетия.

   Самые теплые слова признательности Наталье Алексеевне Лебедевой, вдове Юрия Константиновича Ефремова, и ее внучке Ольге Евгеньевне Тимошенко за их бесконечное терпение и постоянную готовность прийти на помощь в составлении краеведческих материалов. Даже не краеведческих, а Землеведческих, поскольку открывшийся мне масштаб личности Ю. К. Ефремова явно не вмещается в привычное определение «певца Красной Поляны». В домашнем фотоархиве Ефремовых мне удалось сделать настоящие открытия, которыми я смогу поделиться с читателями.
Особенно плодотворным оказалось общение с сотрудниками филиала Государственного музея литературы — дома-музея Михаила Михайловича Пришвина, что в Дунино под Москвой. Лилия Александровна Рязанова, директор филиала, и Яна Зиновьевна Гришина, ведущий научный сотрудник, поразили меня своим отношением к памяти М. М. Пришвина и В. Д. Пришвиной. Они абсолютно уверены в огромной ценности для нашей культуры литературного наследия этих незаурядных личностей, одновременно понимая, насколько важно сохранение живого предания, памяти о делах, поступках, отношениях и привязанностях. Дорогого стоит их отважная борьба, совместно с матушкой Варварой (Вилисовой) и другими жителями деревни Дунино, за сохранение исторического природного ландшафта вокруг дома- музея М. М. Пришвина на высоком берегу Москвы-реки.

   Надеюсь, что и Ирине Камышниковой из нового молодого поколения сотрудников Пришвинского музея передастся это трансцендентное понимание живой связи художника и конкретного природного уголка, ведь это также его символическое послание ко всем нам.

   Отдельное спасибо составителю и издателю литературного наследия Валентина Павловича Свенцицкого — Сергею Валентиновичу Черткову, ревниво и бережно относящемуся ко всему связанному с памятью об этом выдающемся нашем соотечественнике. Сергей Валентинович находится в самой гуще духовной брани за сохранение и достоверную интерпретацию огромного количества историко-биографических фактов, хранящихся в архивах многочисленных наследников как у нас, так и за рубежом. К сожалению, постоянно находятся желающие тенденциозно изобразить, замолчать или переврать факты из непростой биографии В. П. Свенцицкого, с единственной целью — отвратить читателя от его бесценного наследия, особенно созданного в зрелый период жизни. Особая благодарность Сергею Валентиновичу за внимательное прочтение моей рукописи, сделанные корректировки и редакторские правки.

   Такое же трепетное отношение к историческим и архивным материалам я ощутил во время беседы с отцом Андроником (Трубачевым), игуменом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Батюшка — внук отца Павла Флоренского, нашего выдающегося богослова и философа и одного из героев этой книжки. Игумен Андроник и сегодня проживает в том самом доме, сегодня уже доме-музее Павла Флоренского в Сергиевом Посаде, совсем недалеко от самой Лавры, некогда спасенной от большевистского разгрома активным участием о. Павла. Сюда же к о. Павлу, как рассказал мне о. Андроник, приезжала в 1920-е годы делегация монахов-пустынножителей из долины реки Псху (Абхазия), ища защиты и покровительства.

   Не могу не сказать о том вдохновляющем воздействии, которое я ощущаю при общении с активом нашего прихода в храме во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» (Краснодар). Прежде всего, это наш замечательный российский писатель Виктор Иванович Лихоносов, протоиерей о. Алексий Касатиков, руководитель Научно-миссионерского центра А. Э. Шпаков, иконописец Ю. Н. Найденов, мой крестный отец В. П. Коновалов и множество других людей, для которых восстановление православных традиций нашей жизни — самая насущная задача.
К счастью, в этом они едины с вполне конкретными представителями органов власти, руководителями федеральных учреждений и всероссийских общественных организаций, с которыми мне выпала удача постоянно взаимодействовать в последние годы. Это, прежде всего, Иван Геннадьевич Чайка — руководитель Краснодарского регионального отделения РГО, Валерий Викторович Кокарев — Глава администрации Красной Поляны и его заместитель — Олег Николаевич Кикило, директор Кавказского государственного природного биосферного заповедника — Сергей Георгиевич Шевелев и множество других людей, о которых я не смог упомянуть из-за ограниченности объема, но которым бесконечно благодарен.

   Многие из приводимых в этой книге материалов уже были рассказаны во время экскурсий многочисленным туристам и гостям Красной Поляны, однако наибольшую заинтересованность и интерес выказали, конечно, жители самого поселка. О мистической природе окружающего ландшафта они знают не понаслышке, поэтому не жалели для меня ни памятных фотографий, ни старых кинопленок, ни личного времени для передачи устного предания. Это, прежде всего, старейший житель поселка Г. И. Кук и его односельчане: А. Б. Соколов, П. В. Поляков, Н. Н. Кикило, А. В. Селихов, А. Г. Георгиади, С. С. Халаичев, В. А. Иноземцев и многие другие.