Память о Боге

Ангелина Кныш
Положение современного человека в его земной жизни с точки зрения греховности весьма беспросветно. Мало того, что над ним довлеет первородный грех, генетически передающий поврежденную человеческую природу из поколения в поколение, так еще он по рукам и ногам опутан прочной бесовской сетью, вынуждающей его в борьбе за существование часто идти на компромиссы со своей совестью; из кожи вон лезть, чтобы не выпасть из обоймы искусственно созданных форматов; тратить драгоценное время на бесконечную суету, поклонение современным идолам, на губительные страсти и пороки.

Имеются ли у человека какие-либо возможности или способы, чтобы с Божьей помощью развеять этот плотный, парализующий волю туман и пробить канал к Свету, к родственной себе высшей духовной субстанции –  Богу? Такие способы существуют.

Многие, наверное, могут вспомнить случаи из собственной жизни, когда в момент смертельной опасности инстинктивно взывали: «Господи, спаси и помоги!» и… помощь чудесным образом была оказана!

Да, имя Господне обладает сверхъестественной спасительной силой, и в Новом Завете прямо говорится: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:13).

Однако к имени Господа нельзя взывать время от времени, так сказать, на крутых поворотах судьбы, чтобы потом со спокойной душой опять погружаться в свою «греховную ванну». В лучшем случае эффекта не будет, а в худшем последует суровое наказание. Важно помнить о том, что необходимости трепетного отношения к имени Господа, недопустимости поминания его всуе посвящена целая отдельная заповедь из десяти, полученных Моисеем от самого Бога.
 
Для достижения вышеуказанной цели у человека должна быть ПОСТОЯННАЯ ПАМЯТЬ О БОГЕ, наиболее полное свое выражение нашедшая в молитве – благоговейной, со страхом Божьим, с сокрушением духа, с покаянием, благодарением и прославлением Господа.

Конечно, молиться ежедневно утром и вечером, как это делает большинство верующих, лучше, чем делать это в редких случаях. Но надо отметить, что между этими двумя молитвами бесы множество раз могут вновь опутать нас греховными сетями, сведя на нет все наши усилия.

Поэтому апостол Павел призывал: «НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ!» (1Фес. 5:17).

Мирскому человеку на практике осуществить это чрезвычайно трудно, а вот монахи достигли определенных высот в этом деле, упражняясь не только в умной, но и в сердечной молитве.

Схематично происходит это следующим образом. Выбирается краткая молитва, в большинстве своем Иисусова, объединяющая имя Господа и мольбу о покаянии («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного») и начинается многократное повторение ее в уме с постоянным понуждением ума сосредоточиться на ее смысле и с применением определенного ритма дыхания.  По прошествии довольно длительного времени (нередко нескольких лет!) у далеко не всех подвижников эта молитва начинает постоянно звучать в уме, преграждая дорогу бесовским козням. Это умная молитва.

Что касается сердечной молитвы, то дело здесь гораздо сложнее. Смысл ее состоит в том, что, достигая определенных успехов в преодолении рассеянности УМА путем сосредоточения его на смысле молитвы, необходимо также совладать с теми греховными помыслами и страстями, которые при этом остаются в СЕРДЦЕ и мешают постичь высоту сердечной молитвы, объединяющую ум и сердце.

Святитель Игнатий Брянчанинов утверждал, что состояние человека при достижении им сердечной молитвы трудно описать словами, оно постигается только на опыте и соответствует сказанному в Евангелии: «Царство Небесное внутри вас есть» (Лк. 17:21). Отец Игнатий подчеркивает, что «таково свойство молитвы Иисусовой: она возводит с земли на небо делателя своего, и включает его в число небожителей. Пребывание УМОМ И СЕРДЦЕМ на небе и в Боге – вот главный плод, вот цель молитвы».
 
Сердечной молитвы достигали очень немногие, в основном безмолвники и затворники, поборовшие свои страсти, максимально отрешившиеся от всего мирского, ощутившие присутствие Бога. Там тоже есть своя методика, кстати, многие подвижники ее тщательно скрывают во избежание соблазна начать заниматься ею тех, кто к этому не готов, и может навредить своей душе, впав в прелесть, из которой потом даже путем покаяния выйти часто невозможно.
 
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что подвижники, освоившие сердечную молитву, достигают того уровня, когда вполне реально выполнение первой и основной заповеди Христа: « Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем СЕРДЦЕМ твоим, всею ДУШОЮ твоею, и всем РАЗУМЕНИЕМ твоим и всею крепостию твоею: вот первая заповедь» (Мк. 12:29-30).

Умная, а тем более, сердечная молитва – это дар Божий. Пытаться ими в полной мере овладеть, торопя события, и особенно живя в миру – бессмысленно и опасно. Думается, что имеет смысл обратиться к Евангелию и вникнуть в то, что предлагал Иисус Христос простым людям.

Примечательно, что Господь не спешил учить апостолов молитвам – единственную молитву («Отче Наш») Он дал им после того, как они попросили Его научить их молиться (Лк. 11:1).

Вместе с тем, накануне распятия, на Тайной Вечере, Христос довольно много внимания уделил необходимости Его последователям ВО ВРЕМЯ ТРАПЕЗЫ преломлять хлеб и благословлять чашу, ассоциируя это с употреблением тела и крови Христа и каждый раз творя это в ЕГО ВОСПОМИНАНИЕ (Лк. 22:19).
 
То есть, вспоминать при этом о Его учении и заповедях; о Его теле, которое духовно объединяет всех верующих и образует Церковь, к которому необходимо духовно приобщаться; и о Его крови, проливаемой во имя спасения людей и которою верующие просят насладить их душу (об этом говорится в молитве из Канона покаянного ко Господу).

Такая ПОСТОЯННАЯ ПАМЯТЬ О БОГЕ, реализуемая во время трапезы, ДОСТУПНА ВСЕМ, ведь большинству людей тогда (да и много времени спустя) достичь этой памяти, обращаясь к Священному Писанию, не позволяла их неграмотность, а также дефицит проповедников; а в современном обществе этому препятствует еще чрезвычайная информационная перегруженность и бесконечная суета – и Христос это, безусловно предвидел.
 
Важнейшим результатом постоянной памяти о Боге (а значит, и о Его заповедях!) является появление и закрепление в человеке СТРАХА БОЖЬЕГО (страха перед сотворением греха), и, соответственно, осуществление реальных шагов по искоренению греховности.

В Новом Завете упоминается о том, что уже тогда последователи Христа выполняли этот наказ, то есть В СВОИХ ДОМАХ во время еды они преломляли хлеб, ХВАЛЯ ПРИ ЭТОМ БОГА (Деян. 2:46). При этом апостол Павел в период своего служения, когда таинства причащения еще не существовало, так конкретизировал данный на Тайной вечере завет Христа: «Чаша благословения, которую благословляем (за трапезой), не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1Кор. 10:16).
 
Иисус Христос часто использовал в Своих словах иносказания (например, о глазе, руке или ноге, которые надо вырвать, если они соблазняют людей), и все понимали, что это говорится в переносном смысле.
 
Однако в случае с телом и кровью Христа церковь предпочла интерпретировать Его слова, как о таинственном пресуществлении, то есть, В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ превращении хлеба и вина во время причастия в настоящие тело и кровь Христа, которые надо съесть и выпить.
 
Так появилось таинство причащения (евхаристия), а традиция преломления хлеба в память о Христе отошла на второй план и постепенно стала забываться. Хотя, если бы эта традиция закрепилась, переходя из поколения в поколение, то истинных верующих у нас было бы, несомненно, гораздо больше тех 3-4 процентов населения, которые в настоящее время постоянно ходят на воскресные службы в храмы (по словам протоиерея А.Ткачева).

Что касается совета апостола Павла непрерывно молиться, то святые отцы свидетельствуют – даже без достижения монашеских высот в умной Иисусовой молитве, многократное ее внутреннее повторение человеком при любой возможности и особенно в опасных условиях, дает свои плоды.

Проверено на опыте – в трудных ситуациях, особенно вне дома, когда подсознательно чувствуешь угрозу, непрерывное повторение этой молитвы словно отгоняет бесов-злопыхателей, и ты в безопасности продолжаешь свой путь.
 
Не зря апостолы Христа после возвращения из городов, куда Спаситель посылал их проповедовать, с восторгом сообщали Ему: «Господи! И бесы нам повинуются об имени Твоем!» (Лк. 10:17).

Святитель Игнатий Брянчанинов подчеркивал, что «для всех и каждого существенно полезно начинать обучение молению именем Господа Иисуса с совершения молитвы Иисусовой устно при заключении ума в слова молитвы». Но при этом не забывать, что «всем христианам можно и должно заниматься молитвою Иисусовою с целью покаяния, но не всем дозволяется приступать к молитвенному священнодействию в сердечной клети».