Встреча 7 с художником Павлом Михайловым

Владимир Варнек
Михайлов П.Н. Художник архитектуры, занимающийся в черчении планов и фасадов. 1807. НИМ РАХ

Хочу сообщить вначале, что сразу после помещения предыдущей миниатюры  (Встреча 6…) на сайт проза.ру, получил из ГПНТБ заказ – монографию Л.Н. Целищевой, посвященную творчеству крупного мастера русской портретной живописи конца XVIII – первой четверти XIX века и педагога Императорской академии художеств  Щукина Степана Семеновича (1762 – 1828), а также еще два отчета ИАХ…[1 – 3].

В книгах этих намеревался найти сведения, необходимые для уточнения биографии героя наших публикаций, выпускника ИАХ 1806 года Михайлова Павла Николаевича.  Забегая вперед, скажу, что такие сведения в них найти удалось.

Говоря об указанной монографии, замечу также, что в ней я хотел найти ответ и на такой вопрос, а можно ли самого  Щукина причислить к спутникам жизни Павла Михайлова, одного из двухсот выпускников ИАХ, обучавшихся  в портретном классе С.С. Щукина в течение многих лет. С одной стороны, все они, так или иначе, вступали в контакты с руководителем портретного класса в годы учебы,  и он был «спутником» для их всех. Но о 90% таких учеников содержатся лишь минимальные статистические сведения в «Списке учеников, обучавшихся в портретном классе Академии художеств во время преподавания С.С. Щукина с 1788 по 1828 гг.»[1].

Павел Михайлов, не попадает в эту большую группу и, можно сказать, что имеются все основания считать С.С. Щукина спутником его жизни, уделявшему своему ученику повышенное внимание.  Прежде всего, имя ученика пять раз упоминается на страницах монографии, а также две его работы (портрет архитектора и портрет скульптора и медальера Ф.П. Толстого) воспроизведены на страницах монографии [1]. Но имеется, помимо этого, целый ряд упоминаний имени Михайлова и в [2].

Поскольку в Список учеников, содержащий биографические данные ученика Михайлова и перечень выполненных им работ, мне придется  на основании проведенных изысканий внести важные изменения, то эти дополнительные сведения я и приведу в дальнейшем.  А сейчас продолжим разговор о Михайлове и Щукине, а также о том, что имеются полные основания причислить его (Щукина) к спутникам  жизни своего ученика.

Но вначале хочу напомнить читателю, что словосочетание «Спутник жизни» впервые ввел в оборот писатель С.С. Вересаев  в своей книге «Спутники Пушкина» по отношению к близким людям, многочисленным друзьям и знакомым великого поэта.  Учитывая этот пример, я и использую это словосочетание  в своих миниатюрах по отношению к тем людям, с которыми контактировал художник Михайлов при жизни, и которые являются "источниками информации" о нем самом. Замечу, что все это вполне соответствует известному высказыванию « Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Поговорим далее немного хотя и не о друге Михайлова, а просто о педагоге С.С. Щукине, благодаря которому  и определился дальнейший сценарий жизни Михайлова после окончания им Академии художеств.  И первым делом просто процитирую один, самый последний фрагмент текста из монографии [1], в котором в числе других учеников упомянут и Павел Михайлов: 

«Творческое наследие Щукина сравнительно невелико. Оно составляет небольшую галерею портретов, то строго сдержанных, то романтически взволнованных, объединенных настойчивым стремлением их авторов к постижению существа человеческой личности, постоянным желанием изобразить своих современников в возможно большем приближении к жизненной правде. Эта устремленность  Щукина к простоте и правдивости в искусстве явилась его существенным вкладом в развитие русского портретного жанра.

Она нашла свое отражение и в его преподавательской деятельности. Сорок лет отдал Щукин делу воспитания молодых художников, считая его высоким долгом и собственным призванием, обучив, как он с гордостью писал,  «во все сие время портретной живописи учеников, которых уже до 200 человек вышло из моего класса, и кои все учинились полезными гражданами быть и членами Академии».

В их числе, наряду с такими выдающимися мастерами, как В.А. Тропинин и А.Г. Варнек, он мог назвать и других выпускников: И.П. Александрова, Я.А. Васильева, П.Н. Михайлова, К.С. Павлова, К.Я. Рейхеля, М.И. Теребенева, И.Е. Яковлева, немало сделавших для развития русского реалистического портрета и бытового жанра»[1]. 

Размышляя по поводу упоминания в приведенном фрагменте имени Михайлова, замечу, что в целом я согласен с ним без всяких оговорок. Однако для меня остается неясным, почему Михайлов так мало сделал в первую половину своей жизни: в его творческом наследии за этот период времени остались лишь два портрета из собрания НИМ РАХ, это Портрет архитектора и Портрет скульптора и медальера  Ф.П. Толстого. 

По этому поводу имеется лишь версия, что часть времени у выпускника ИАХ ушла на обучение миниатюрной живописи, поскольку Михайлов до 1815 года оставался пенсионером ИАХ, но не исключаю, что он, став профессиональным художником, мог иметь какие-то заработки, выполняя портреты  и  другие произведения живописи для своих заказчиков.

На этом разговор о Щукине, как о спутнике жизни своего ученика Павла Михайлова можно завершить, но хотелось бы продолжить этот разговор о Щукине – художнике, причем об одном направлении его творчества – портретах царствующих особ. Процент таких портретов в наследии портретиста исключительно высок. Учитывая, что общее количество произведений художника в Списке его работ  равно 88, а число портретов царствующих особ (Павла I, Александра I и др.) в этом списке равно 35, то выходит, что 40 % в наследии Щукина составляют портреты (оригиналы и копии)царствующих особ.

Вряд ли найдется любой другой художник, который запечатлел  бы на своих портретах такое количество императоров и членов их семей. При этом первое место в их числе занимает "курносый" Павел I  (15 портретов), а второе – Александр I  (13 портретов). Замечу, что и ученик Щукина  Александр Варнек  неоднократно писал портреты Александра I (пять портретов), но до своего учителя ему было далеко. 

Но завершим на этом разговор о портретах Щукина и Варнека и вернемся к художнику П.Н. Михайлову, а точнее, к Списку его работ, выполненных им с 1801 по 1809 гг. [1]. Он приведен ниже:

1801.  Жид.
1803. Портрет молодой женщины, Портрет испанца , Сусанна.
1804. Портрет гр. Пушкина, Портрет короля польского.
1806.  Программа: «Представить двух пейзажных художников, рисующих виды с натуры или рассуждающих о предмете, который  они намерены рисовать».  Вторая золотая медаль.
1807.  Программа: «Представить художника архитектуры, занимающегося в черчении планов и фасадов».(Данная работа  П.Н. Михайлова приложена к настоящей миниатюре).
1809.  Портрет скульптора Ф.П. Толстого. Звание академика в 1815 г.

ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин. 1762 – 1828. М., Искусство. 1979.

2. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767-1770, 1772-1774, 1776,1779, 1794,1802-1815)/ сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.

После знакомства с упомянутым выше Академическим отчетом [2] приведу  важные поправки, которые следует внести  в воспроизведенный список, особенно в последний пункт его. 

1 сентября 1804 г. Михайлов на третных экзаменах получил Вторую серебряную медаль.

1 сентября 1805 г. Михайлов на третных экзаменах получил Первую серебряную медаль за рисунки с натуры.

1 сентября 1806 г. Михайлов кроме Второй золотой медали получил аттестат первой степени со шпагой.

1 сентября 1815 г. на торжественном заседании ИАХ были названы работы постороних художников, том числе назван миниатюрный портрет почетного члена Академии графа Ф.П. Толстого работы П.Н. Михайлова!!!

Как видно, звание академика, указанное в приведенном выше Списке [1],  Михайлов получил не за большой портрет Ф.П. Толстого, выполненный в 1809 году, а за миниатюрный портрет графа, выполненный в 1815 году ! Эта ошибка в настоящее время имеется почти во всех справочных изданиях. Но к большому сожалению, миниатюрный портрет скульптора и медальера Ф.П. Толстого работы П.Н. Михайлова утерян...
 

                28.01.2021.