Надька Власевич - эмансипэ советской эпохи

Алекс Лофиченко
Может из-за того, что ей не везло  с замужеством, она критически смотрела на всё вокруг себя. Надежда была квалифицированным специалистом и несмотря на её экстравагантный  характер, мужское начальство с ней мирилось.

В 1948 году в Ливнах (Орловской области) находилась экспедиция Гипроводхоз, в которой мои родители проектировали и строили плотины для колхозных прудов в соответствии со Сталинским планом преобразования природы.
В рабочем коллективе было две женщины, две натуральные  блондинки:Надежда Власевич и  Людмила Лофиченко (моя мать).

У Власевич было продолговатое лицо, крупные выпуклые серые глаза, нос с горбинкой и, бросающиеся в глаза,  большие красивые зубы.
Она иногда лихо приезжала в гости к Людмиле на  большом мотоцикле в  комнатку, где жило семейство Лофиченок в одном из уцелевших после войны доме.   
Мощный мотоцикл она купила на деньги, которые ей с запозданием заплатили, как и моим родителям (работавшим до этого в Молдавской экспедиции в время голода и послевоенной денежной реформы  в 1947 году).

На этом личном мотоцикле Надежда лихо носилась по колхозным полям и не зависела, как остальные инженеры от экспедиционного транспорта, для заключения договоров с колхозным руководством на проектирование на их землях водохранилищных плотин.
 Однажды летом она приехала в один колхоз, председатель колхоза задержался где-то на полях, была страшная жара  и в ожидании его в пустом кабинете Надежда разделась догола.
И вот  весь в поту в свой кабинет влетает председатель колхоза и видит перед собой голую блондинку с прекрасной фигурой и в испуге отшатнулся обратно, на что услышал от  Надежды ласковое – не стесняйтесь, заходите. Потом ей уже в платье пришлось долго его убеждать, что она именно тот инженер, который будет проектировать пруд в его колхозе.
 
Об этом трагикомичном случае  быстро узнали во всей Орловской экспедиции Гипроводхоза, и смакуя рассказывали о ней друг другу в самых разных вариантах, часто добавляя от себя вымышленные  подробности.
Сама Надежда Власевич просто не обращала внимание на все сплетни вокруг неё, хотя приобрела звания странной женщины. Была она женщиной одинокой и будучи молодой красивой блондинкой внутренне переживала от своего одиночества.

Этому предшествовало другое уже трагическое событие.
 Некоторое время назад она, как и все сотрудники  ездила в деловые поездки  на служебной полуторке. Но однажды в открытом поле у их машины заглох мотор и Надежда одна пешком вернулась обратно на экспедиционную базу, оставив шофёра  в ожидании приезда ремонтной машины.
Когда же приехала техпомощь к сломанной полуторке, то обнаружила водителя повешенным на рулевой баранке. Эта таинственная смерть так и осталась не раскрытой. Ходили сплетни, что у неё была интимная связь с  шофёром этой машины.

Может и потому тоже, Надежда  купила мотоцикл, чтобы не ездить на злополучной полуторке с новым шофёром – несмотря на свою  экстравагантность она так же  была и немного суеверной. Она с симпатией относилась к нашей семье и лихо подъехав на железном коне, весело кричала: здравствуй Людка! Федька привет! (для матери она тоже была Надька!)
Когда родился мой братишка Вова, она упросила мою мать взять его в руки понянчить, и когда тот неожиданно описался, воскликнула: У, засранец! И быстро вернула его обратно матери.

Большинство сотрудников мужчин побаивались  её  язвительного языка, боялись её непредсказуемости во взаимоотношениях, и откровенно робели перед красиво сложенной светлокожей высокой блондинкой. 
Ещё опасались за её бескомпромиссные заявления в адрес людей, которых она невзлюбила за их непорядочность в отношениях, а кто из мужчин был без греха? 
За глаза её считали шизофреничкой и потому многие  высказывания в адрес  власти сходило ей с рук.

Забегая вперёд, в период общей работы экспедиции в Чапаевске, когда  умер Иосиф Сталин, на слова о том, что весь народ плачет от такой потери, в ответ она заявила, что в деревне народ плачет от того, что тот так долго прожил.

Она и тогда была одинокой женщиной, так и не смогла найти  достойного себе мужа. Работая в Москве, Власевич сообщила моей матери, что выходит замуж, но что то потом у них не получилось. На склоне лет она стала ярой кошатницей, и через некоторое время вместе с кошками переехала в Прибалтику.   

PS
С 1948 года происходили масштабные гидротехнические работы по всей засушливой части России, являвшимися составной частью «Сталинского плана преобразования природы» рассчитанного на многие годы вперёд. Большими темпами сажались полезащитные лесные полосы, для защиты от пыльных бурь и суховеев.

Сажали лесные полосы большой протяжённости и по берегам рек, которые, по замыслам авторов этого грандиозного плана, должны были прекратить рост овражно-балочной системы, смыв плодородного слоя с полей и заиливание устроенных на них водохранилищ.
На Гипроводхоз была возложена задача проектирование и строительство малых гидротехнических сооружений:  речных дамб и  плотин для орошения полей и водопоя скота.