Впервые по Северному морскому пути и седовцы

Владлен Дорофеев
ВПЕРВЫЕ ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ И ЭПОПЕЯ СЕДОВЦЕВ
Из книги "Русская Арктика - история подвига"
Первые сквозные плавания северным морским путем в одну навигацию

Ледокол «Александр Сибиряков»: впервые с запада на восток по Северному морскому пути!

К началу 30-х годов ХХ столетия теоретически стало понятно, что использование Северного морского пути для регулярной связи между Европейской частью и Дальним Востоком СССР вполне возможно. До этого по маршруту прошли лишь четыре судна, но за несколько лет и ценой неимоверных усилий и жертв. Теперь стояла задача пройти Северным морским путём в одну навигацию.
Впервые по Северному морскому пути с запада на восток в одну навигацию в 1932 году прошла экспедиция Арктического института под руководством О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».
Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» водоизмещением 3200 тонн был заложен 23 ноября 1908 года в Англии на верфи «Гендерсон и К°» в Глазго по заказу компании «Bellaventure Steamship Co Ltd.» и спущен на воду в 1909 году под названием «Bellaventure» - «Беллавенчур». Первый порт приписки Сент-Джонс, Ньюфаундленд.
В 1915 году владелец судна компания «A. J. Harvey and Co.» продала корабль Министерству торговли и промышленности России. В 1916 году ледокольный пароход переименовали в «Александр Сибиряков», в честь известного золотопромышленника, мецената и исследователя Сибири и Арктики, одного из инициаторов освоения Северного морского пути Александра Михайловича Сибирякова. Команда любовно называло корабль - «Саша».
В экспедицию Арктического института судно вышло утром 28 июля 1932 года из порта Архангельска под командованием капитана В.И. Воронина, начальника экспедиции академика О.Ю. Шмидта и его заместителя по научной части В.Ю. Визе.
Пройдя через Маточкин Шар в Карское море корабль 3 августа 1932 года благополучно достиг порта Диксон, где простоял до 11 августа в ожидании погрузки угля. Оттуда ледокольный пароход взял курс на Северную Землю и, проходя по совершенно чистой воде, обнаружил по пути остров Сидорова (название дано в честь военного гидрографа К. Е. Сидорова), положив тем самым начало открытию группы островов Арктического Института.
Несмотря на острую нехватку времени, начальник экспедиции Шмидт и капитан корабля Воронин решили сделать немалый крюк, чтобы посетить четверку исследователей, только что закончивших составлять карту архипелага Северная Земля.
В два часа ночи 14 августа 1932 года ледокольный пароход подошел к острову Домашнему на встречу с зимовщиками Г. А. Ушаковым и Н.Н. Урванцевым, составлявшим карты. «Мы подошли к «Сибирякову» на шлюпке и провели его на рейд. Моряки приветствовали нас гудками. На мачтах корабля поднялись флаги расцвечивания, был спущен парадный трап. Нас встретили поистине с адмиральскими почестями, - вспоминал руководитель североземельной экспедиции Георгий Ушаков. - У трапа на палубе великое, непривычное для нас множество народу. …Стрекочут кинокамеры, щелкают фотоаппараты. Встреча была восторженной и суматошной…»
Перед отходом «Сибирякова» Г. А. Ушаков вручил Шмидту, Воронину и Визе карту Северной Земли, которую накануне вычертил Николай Урванцев в меркарторской проекции, применяемой в морской навигации. И по совету Георгия Ушакова корабль пошел по чистой воде, обогнув остров Комсомолец архипелага Северной Земли с севера, прошел из Карского моря в море Лаптевых до бухты Тикси.
В конце августа из Тикси ледокол продолжил путь на восток, взяв на буксир два колесных ленских парохода и довел их до устья реки Колымы.
Вблизи Чаунской губы «А. Сибиряков» наткнулся на многолетние торосистые льды. Лишь к 10 сентября корабль пробился через торосы до острова Колючин. И здесь сломались все четыре лопасти винта! На ремонт потребовалось шесть дней. «Сибиряков» продолжил плавание, но через два дня льдиной опять срезало вал винта с муфтой и лопастями. Корабль начал десятидневный дрейф.
27 сентября подул северо-западный ветер и немного разметал льды. Команда воспользовалась благоприятной ситуацией и поставила одиннадцать парусов.

«Пришлось придумать наспех паруса
из угольных мешков. И в черных перьях
мы ловим ветровые голоса,
пытаясь выйти на чукотский берег,
а с парусов, от кухни разгорясь,
течёт ручьями угольная грязь…» - писал участник экспедиции поэт Илья Сельвинский.

И пароход «А. Сибиряков» начал медленно продвигаться на юго-восток.
Имевший большой опыт хождения под парусами капитан Воронин 1 октября 1932 года, в день сорокаоднолетняя Шмидта, благополучно вывел пароход на чистую ото льда морскую воду у северного прохода в Берингов пролив. Там его уже ждал вызванный по радио на помощь траулер «Уссуриец», который отбуксировал пароход в Петропавловск, а затем в Иокогаму. Закончив ремонт в японском порту, 1 января 1933 года советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков» вышел в море и 7 марта прибыл в Мурманск.
Таким образом ледокольный пароход «Александр Сибиряков» впервые в истории за два месяца и три дня прошел маршрут Северного морского пути, от устья Северной Двины до Берингова пролива, в одну навигацию! Многовековая мечта исследователей Арктики была воплощена в жизнь!
Успешная экспедиция О.Ю. Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» позволило Совету Народных Комиссаров СССР издал Постановление от 17 декабря 1932 года об образовании Главсевморпути. С тех пор этот день отмечается как День открытия Северного морского пути.

Ледорез «Фёдор Литке»: впервые с востока на запад!

Уже в 1934 году сквозной поход с Дальнего Востока до Мурманска совершил ледорез «Фёдор Литке».
Судно ледового класса, первоначально носившее имя «Earl Grey» – «Эрл Грей», построили в 1909 году на британской верфи «Виккерс» для плавания в заливе и в устье канадской реки Святого Лаврентия.
Корабль не крушил лёд тяжестью корпуса, а ударами своего острого форштевня проделывал во льду трещину и затем вклинивался в неё, расширял до нужных пределов. Такие суда в терминологии первой половины XX века было принято называть ледорезами.
12 июля 1921 года корабль передали Мортрансу и переименовали в честь известного мореплавателя и географа, президента Петербургской Академии Наук, адмирала Фёдора Петровича Литке.
28 июня 1934 года «Фёдор Литке» под командованием капитана Николая Михайловича Николаева вышел из Владивостока по маршруту Северного морского пути. На его борту находились участники экспедиции во главе с членом-корреспондентом АН СССР Владимиром Юльевичем Визе.
13 июля ледорез прошел через Берингов пролив в Чукотское море, но в районе мыса Шмидта льды задержали судно на десять суток. Ледовая авиаразведка на корабельном самолете-амфибии «Ш-2» показала, что дальше идти необходимо вдоль берега в «прибрежной полынье» по традиционному пути. И 4 августа «Фёдор Литке» прибыл в бухту Тикси, где принял на борт запас угля, а 12 августа подошел к островам Комсомольской Правды.
За пять суток «Литке» освободил из ледяного плена берегового припая три зимовавших здесь парохода Первой Ленской экспедиции. Один из них, пароход «Товарищ Сталин», ледорез повел через проход, который накануне проделал во льдах пролива Вилькицкого ледокол «Ермак», и 2 сентября пришел в бухту Диксон. 14 сентября судно взяло курс на Югорский Шар и 22 сентября 1934 года встало на якорь в Мурманске.
В правительственной телеграмме, переданной на имя Николаева и Визе, говорилось: «Горячо поздравляем и приветствуем участников экспедиции ледореза «Ф. Литке», впервые в истории арктических плаваний, завершивших в одну навигацию сквозной поход с Дальнего Востока на запад».
Таким образом, ледорез «Фёдор Литке» второй раз в истории за одну навигацию преодолел шесть тысяч миль Северным морским путем, в том числе 1600 миль - во льдах, попутно вызволяя застрявшие у Таймыра торговые суда и обеспечивая движение грузовых караванов. Были учтены ошибки и промахи предыдущего похода ледокольного парохода «Александр Сибиряков». Успех операции обеспечила помощь мощных ледоколов в труднопроходимых местах и ледовая авиаразведка.
После походов ледокольного парохода «Александр Сибиряков» и ледореза «Фёдор Литке» плавания по Северному морскому пути уже стали систематическими.

Эпопея седовцев. 812 дней дрейфа во льдах 15-ти смельчаков

В очень тяжелую навигацию 1937 года в Арктическом бассейне было затерто льдами несколько судов.
С 23 октября 1937 года из моря Лаптевых начался совместный дрейф ледокольных пароходов «Малыгин», «Садко» и «Седов», два последних работали в гидрографических экспедициях по составления навигационных карт и лоций и изучению ледовой обстановки будущей трассы Северного морского пути. Их сносило на север и северо-восток.

В апреле 1938 года в результате спасательной операции с этих судов на материк самолетами переправили 184 человека.
В конце августа к «Садко» и «Малыгину» пробился ледокол «Ермак» под командованием капитана Михаила Яковлевича Сорокина, заодно установившим очередной новый рекорд широты для свободно плавающих судов.
Корабли «Садко» и «Малыгин» были спасены, а «Георгий Седов», получивший повреждение рулевого устройства, продолжил дрейф во льдах.
Капитану Константину Бадигину предложили покинуть поврежденный пароход. Он ответил: «Я покину борт «Седова» только тогда, как он отшвартуется в родном советском порту». Для дальнейшего дрейфа с ним на пароходе добровольно осталась команда из 15 человек.
Героическая ледовая эпопея дрейфа ледокольного парохода «Г. Седов» проходила большей частью в очень высоких широтах Арктики. 29 августа 1939 года корабль достиг самой северной точки — 86°39'30" северной широты и 47°55' восточной долготы.
Тем не менее, небольшой коллектив упорно трудился не покладая рук по 15–18 часов в сутки. Седовцы под руководством В. Буйницкого проводили астрономические, океанографические и метеорологические наблюдения, обнаружив самую глубоководную часть Арктического бассейна - 4975 метров. А 20 декабря в результате постоянных замеров отыскали центральную часть «порога Нансена».
Малочисленный экипаж «Георгия Седова» во время ледового плена максимально использовал все возможности для научных наблюдений и отремонтировал свой корабль.
«Г. Седов» за время дрейфа выдержал 156 сжатий и торошений льдов. И в том, что пароход сохранил судоходность, немалую роль сыграли мужество и выучка капитана и оставшихся зимовать членов экипажа.
Продолжавшийся 812 дней дрейф «Седова» закончился 13 января 1940 года в Гренландском море. За это время ледокольный пароход прошел 6100 километров пути и 296 дней севернее 85-й параллели. «Георгий Седов» самостоятельно перешел в Мурманск в конце января 1940 года.
Всем пятнадцати седовцам, участникам героического дрейфа, было присвоено звание Героя Советского Союза.
На последнем этапе дрейфа «Георгия Седова» из ледяного плена вывел новенький советский ледокол «И. Сталин».
Накануне, в 1939 году ледокол «И. Сталин» совершил двойное сквозное плавание в одну навигацию: из Мурманска в бухту Угольная Анадырского залива Берингова моря и обратно.
Таким образом Северный морской путь был окончательно освоен. По нему в годы Великой Отечественной войны переходили советские военные корабли с Дальнего Востока в Баренцево море, а после войны систематически совершаются массовые, все возрастающие перевозки народнохозяйственных грузов.

Продолжение следует...

Владлен Дорофеев