Вася Мамин

Виктор Юлбарисов
Пока жизнь проживаешь, столько людей встретишь. Одни запоминаются, другие нет.  Вася Мамин – бывший дежурный Октябрьского ОВД г. Екатеринбурга никакой роли в моей жизни не играл, но вот запомнился. Сидит крепко его образ в моей памяти и никуда уходить не собирается. Запомнился, наверное, потому, что в моем представлении идеально подходил на свою должность.

Было ему на тот момент около сорока лет. Роста чуть выше среднего. Голова чисто выбрита. Казалось, что от нее все лампочки вечером отражаются. Брюки-галифе всегда выглажены, ни одной складки на них. На ногах начищенные до блеска офицерские хромовые сапоги – зимой и летом. Милицейский мундир со всеми знаками отличия подогнан.  Я не помню его сидящим за столом - всегда в движении. Чем-то он напоминал петуха в своем курятнике, постоянно следившим за порядком на вверенной ему территории. Любое нарушение порядка в его представлении пресекалось незамедлительно.

Смена у них происходила сутки через трое, но ее нужно было отстоять. Дежурная часть – самое беспокойное место в ОВД. Представляете сколько событий, требующих внимания со стороны правоохранительных органов, происходит в районе численностью в  триста тысяч населения за сутки?   Все обращения и события фиксируются в журналах. У дежурного в непосредственном подчинении двое помощников и все оперативные службы: ГАИ, вневедомственная охрана, дежурный следователь милиции и опер, а также криминалист. Все сообщения в первую очередь поступают дежурному. Это он первый принимает решения и распределяет силы райотдела в зависимости от их важности. Дежурный также отвечает за порядок в КПЗ (камерах предварительного заключения).

В смену Мамина все вопросы решались быстро и организованно. Никаких очередей возле окошка дежурного. Из оперативных служб никто с ним не спорил. На камерах тишина и порядок.

Лично познакомился с Васей после следующего инцидента. Однажды зимой уже затемно мимо автобусной остановки по ул. Малышева проезжала машина с работниками вневедомственной охраны. В свете фар выхватили мужика, писающего  прямо на проезжую часть. «Ну, это неслыханная дерзость!». Остановились и закинули хулигана в багажный отсек уазика. Во вневедомственной охране в те времена работали очень серьезные взрослые дяди. Вооружены все автоматами Калашникова и абсолютно не умеющие кого-то убеждать словами. Задержанного до утра поместили в «обезьянник», чтобы утром направить его в суд с материалами о мелком хулиганстве.

Задержанный утром с помощью знакомого юриста написал жалобу на дежурного по ОВД Васю Мамина. Прямо с утра жалобу вместе с задержанным помощник дежурного уже новой смены доставил к дверям моего кабинета. Хулиган был непривычно для меня слишком огромным. Он не был спортсменом, но природа наградила его габаритами Ильи Муромца. Жаловался он на то, что дежурный офицер вместе со своим помощником при настойчивых просьбах отпустить его домой повалил его на пол, после чего стал прыгать ему на грудь, стараясь своими сапогами сломать  ребра. В конце побоев незаконно надел ему на руки наручники с помощью тех же своих сапог. При этом задержанный показывал на ссадины своих запястий и требовал отправить его на освидетельствование. Поведение задержанного как-то не соответствовало его габаритам. Не верилось, что Мамин мог вот так просто повалить такого гиганта, да еще наручники надеть.

Спускаюсь в дежурную часть и приглашаю Васю в кабинет для дачи объяснения. Вася раздражен и очень недоволен.

- Я его несколько раз просил, чтобы он успокоился и не ломал мне решетку. Ты же видел этого бугая. Схватился двумя руками за нее и трясет со всей дури. Я его честно предупредил: не перестанет, надену наручники и пристегну к лавке. Так не поверил. «Давай»,- говорит,- «попробуй, посмотрю, как это у тебя получится!» А мне хули пробовать. Я их всю жизнь одеваю. А то, что сапогами помогал защелкнуть, то правда. Ты видел, какие у него грабли? Иначе не получилось бы».

Вот нас трое и у каждого своя правда. Васе бесполезно объяснять, что существует инструкция и закон, согласно которому спецсредства следует применять лишь к задержанным за тяжкое преступление, либо в целях обороны и.т.д.  Конечно, я на его стороне и мне самому часто бывает не понятно, как нам строго соблюдать при нашей работе все инструкции.  Мы вместе с ним сочиняем объяснение. Потом я еще беру парочку объяснений  с «объективных» свидетелей и на этом проверка закончена. Чтобы задержанный не сильно обижался, материалы в суд по мелкой хулиганке не направляем.

А тут как-то вечером Мамин возвращался после ужина в райотдел и увидел мужика, справляющего малую нужду с крылечка, прямо перед окнами своей дежурки. С ходу дал ему хорошего пинка под зад, а потом за шиворот и - за решетку. То, что задержанным оказался наш водитель прокурора, нисколько не смутило его, и до утра, не смотря на наши просьбы, не выпустил. Наш водитель – Андрей, бывший афганец, нормальный парень был. Чуток он, конечно, расслабился за спиной прокурора. Но тут не надо ему было запугивать Васю последствиями. Тем более Андрей выпивший был.

- Чо? Водитель прокурора?! Да у меня полста свидетелей завтра в суде скажут, что ты мне весь райотдел обоссал. А сейчас я приглашу фельдшера из вытрезвителя, пусть в протоколе зафиксирует твое состояние!

Утром прокурору нужно было ехать на совещание в область. Конечно же, Андрея отпустили после извинений перед дежурным.  Потом часто ему вспоминали.

Все-таки одна из жалоб на Васю ушла мимо нас в городскую прокуратуру. Долго он по ней отписывался. Потом вынудили уволиться. Раз встретил его в УВД, когда права менял. Поговорили. Жалобу на него по месту жительства написали. С его слов как-то вечером под окнами его квартиры молодежь на всю громкость музыку в машине врубила.

- Я не поленился, спустился вниз. По-человечески попросил не мешать людям спать. Вроде поняли друг друга, выключили, пообещали уехать. Домой поднялся, опять включили. Что я им мальчик? Снова спустился и из охотничьего ружья картечью потушил им одну фару.  Уехали быстро.

После увольнения из милиции работал два года егерем. Говорил, что работа нравилась. Но и там отличился, кому-то поохотиться без лицензии не дал. Эх Вася, Вася…

Для меня он герой. В нем столько мужских качеств, которых нет у меня. Вот он был настоящим милиционером, защитником. Ему нет замены. С такими жить рядом и работать очень спокойно и надежно. Часто система выдавливает лучших, ломает им жизнь. Но все-таки я уверен, что это люди времени. Как только настанет острая нужда в них  война, например, революция, кризис. Они обязательно вернутся. Люди дела всегда нужны при переменах. А сейчас застой, наверное, болото.