О романе - трилогии Гардарика земля русская

Кораблин Валерий
Кораблин Валерий.  Светлой памяти писателя Владимирова Валерия Ивановича.
О романе - трилогии «Гардарика – земля русская»
Исторический роман - трилогия «Гардарика – земля русская», проза, 768 стр., 2015 г.Валерий Владимиров, 2015, Изд-во Калейдоскоп, г. Владимир. ISBN 978-5-88636-107-0

Вначале несколько слов об авторе.               
Владимиров Валерий Иванович родился в 1945 году в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области. Воспитывался семейной династией учителей.
Учился в средней школе г. Гусь-Хрустальный.
Образование – высшее, окончил в 1981 году историко-филологический факультет Гурьевского государственного педагогического института, по специальности учитель истории. Живёт в г. Гусь-Хрустальный.
Член литературного объединения «Мещёра» г. Гусь Хрустальный.
Член Российского союза писателей.
Авторское имя (псевдоним): Владимиров Валерий Иванович.

Владимиров В.И. – прозаик, пишет стихи, публикуется с 1962 года, первые публикации в районной газете «Коммунист», рассказы: «Лёлька», «Первый орден», «Красная ленточка», и другие.
Печатается в периодических изданиях: областных, районных СМИ,и в ежегодном  Альманахе "Стихи Проза" Владимирского регионального отделения Российского союза писателей.
Владимиров Валерий Иванович издал несколько книг, но наиболее значимые, заметные среди писателей историков и читательской среде:
1.Изд-во Калейдоскоп, г. Владимир, Исторический роман - трилогия
  «Гардарика – земля русская», проза, 768 стр., 2015 г. Валерий Владимиров, 2015, г.Владимир  ISBN 978-5-88636-107-0
2.Изд-во «Вестник истории…..», «Историческая повесть» и.др.
Владимиров Валерий Иванович прошёл длительный достойный уважения трудовой
и творческий путь. Его жизнь многогранна: строитель, военнослужащий - десантник, специалист по взрывному делу и разминированию, участник строительства оборонных объектов, студент - выпускник ГГПИ, преподаватель истории, сотрудник музея, археологическая научно-исследовательская деятельность. Он продолжает пополнять её творчеством писателя-историка в надежде, что плоды его труда – книги будут востребованы читателями разных возрастов в настоящем и будущем.
Трудовая биография и время, силы, потраченные на поиски и изучение исторического материала, работали на автора, наполняя его душу, подсознание историческими фактами, информацией из сводов, древнерусских летописей, описаний археологических раскопов. Изучение артефактов, легенд, передаваемых от поколения к поколению, и знания, полученные при личном общении с учеными Российской академии наук ИИМК, послужили основой создания серьёзного историко – художественного произведения, романа-трилогии «Гардарика – земля русская».
К завершению написания этого романа-трилогии он кропотливо продвигался более 20 лет своей творческой жизни писателя-историка.
Познакомившись с автором, я старался понять, что подвигнуло его ещё в эпоху идеологического догмата, углублённо вникнуть в этот исторический период становления государства российского. И только после прочтения романа-трилогии, содержание которого побудило меня самому прикоснуться к научным статьям, монографиям, научным трудам по данной тематике, стало понятно почему автор взялся за написание и публикацию историко-художественного романа. А потому, что в 80 годах 20 века историки нового поколения старались не замечать, что вместе с двумя волнами потока иммиграции, в том числе и историко-философского пласта интеллектуального базиса России, появилось много истолкований и флуктуаций о формировании и зарождении древней Руси, среди групп историков, поддерживающих разные теории, а также сторонников тех или иных направлений в академии наук. Автор, накопив богатый исторический, научный материал, не мог поступить иначе и продолжать, молча носить его в себе и держать в тайне.
Обращаю внимание читателей на достоинства этого романа-трилогии. 
Древняя Русь на рубежах IX века Новгорода, Старой Ладоги в эпоху викингов, такая далёкая от современной жизни, такая непонятная представленная в народном эпосе и легендах, мифах - становится вполне доступной и достоверной на страницах этого романа-трилогии «Гардарика – земля русская».
Описание жизни наших предков, их человеческого существования, как с внутри-племенными, так и межплеменными  взаимоотношениями востребовало накопленный автором запас глубочайших знаний этого временного отрезка исторического развития Руси.
Достоверные факты, описанные в хрониках, небольшой войны с начала лета и до поздней осени 867 года и связанного с ней образа князя Олега Вещего, мало освещались в истории нашего государства.
Творческий замысел романа-трилогии, реализованный автором, диалектичен в соотношении художественного вымысла и исторической правды.
«Гардарика» - страна городов, так называли Русь в древности Скандинавские племена. Она манила викингов богатством городов – «чудо – гардов», и расположением их на торговых путях по рекам Западная Двина, Волхов с выходом к Волге, а «из варяг в греки» по другим малым рекам к Днепру. Неоднократным попыткам викингов Скандинавии (Свеони, Норвегии, Дании) завоевать северо-западные территории Руси противостояли сплочённые в единый полиэтнический союз «руссов» племена: словен, кривичей, угро-финов, чудей, мери, весей. Князь Ильмени словен Владислав – Гостомысл построил Новгород, князь Святозар княжил в Веской земле – Белоозеро, князь Олеслав у Чудного озера  –  Псков, Изборск. На сходе «руссы» провозгласили ладожского князя Олега – Вольги великим и главным, присягнули ему служить верой и правдой. Ладога - крупный ремесленный торговый, военный и административный центр Северной Руси, где правил словен князь Вольга–Олег.
Сюжет этого романа выстроен, как классическое художественное произведение исторического плана, но с соблюдением исторической достоверности событий и исторических личностей – литературных героев, наделённых человеческими чувствами: благородства, достоинства, любви, служения делу защиты земель русских, проявление героизма и стойкости духа.
Героические судьбы словен – князей, воевод, ратоборцев, кузнеца, оружейников, прекрасных женщин и вождя викингов описанных в романе языком, приближённым к диалекту места и времени, динамично происходящих событий – заставляют читателя мысленно переместиться на страницы романа и, двигаясь по сюжетной линии, сопереживать вместе с героями отношения в мирной жизни и воинских сражениях словен - руссичей, гордиться нашими предками за их отношение к своим традициям, за уважение к природе, за умение любить и чувствовать любящую душу.
Роман-трилогия написан художественным языком, вобравшим в себя всё необходимое из словарей известных хроник, летописей, мифологии древнерусского и скандинавского эпоса. Действующие лица, литературные герои романа общаются на диалекте язычников, живым ярким, образным языком, как на уровне личностного семейного уклада и внутри племенного общения, так и межплеменного общения, а также между враждующими сторонами руссами и викингами, используя весь колорит, образы, обороты разговорной речи, известной из истории, старославянской и скандинавской мифологии, не нарушая и не загромождая суть исторического повествования. Детально описаны сцены языческих обрядов с участием жрецов. Автор свободно владеет художественным литературным языком, в последней части романа использует былинный стиль повествования для описания победного завершения руссами - словенами небольшой, но важной для Руси оборонительной войны с викингами.
Всё содержание романа-трилогии написано на основе глубоких знаний истории средневековой Руси и Скандинавских викингов, а его фундаментальность опровергает Норманнскую теорию, т.е. что русское государство было основано варягами пришельцами Рюриком и его братьями.
Роман-трилогию по своему психологическому напряжению событий можно отнести
к художественному остросюжетному произведению с убедительными военными баталиями, приближёнными к реальным историческим событиям.
Его герои живут многогранной, полнокровной жизнью, со всеми противоречиями,
с положительными и отрицательными сторонами характеров.
Духом гуманизма и патриотизма пронизаны все части романа. Большая удача писателя - умение создать характерные образы героев, которые, поднявшись над остальными героями второго плана и действующими персонажами, возвышаются и растут духовно от начала войны до её окончания.
Выделяются образы оружейника умельца Новко как легендарного русского богатыря, сильного духом и телом, воеводы Ратибора, боярина Столета, вестника Жизномира и князя Олега-Вольги. Удачно созданы и женские образы Забавы и Ярославы, которые, будучи пленёнными, не теряли самообладания и верили в своё освобождение, но продолжали морально противостоять завоевателям, и будучи уверенными в победе руссичей, бежали с ладьи конунга Эйрика, а также образы других женщин словенок.
Глубоко психологично и реалистично выстроены отношения полные любви и преданности воеводы Ратибора и Ярославы, кузнеца-оружейника Новко и Милы, Боярина Столета и Забавы, вестника Жизномира и Илмы в суровых условиях войны.
В завершающей части романа их отношения заканчиваются соединением судеб на празднике Победы над викингами – свадьбами по языческим обрядам.
В целом это произведение не только об оборонительной войне, но и о мире, без чего не возможно существование и развитие жизни народов.
А также желание жить в гармонии с природой и самим собой, со своим укладом жизни, обычаями, национальной идентичностью культуры, честью, долгом во имя утверждения справедливости, любви, доброты и гуманизма на Земле.
На этом и построен диалог послевоенных мирных переговоров между князем Олегом-Вольгой и конунгом Эйриком викингов, подчёркивающий миролюбие зарождающегося государства российского.
Рецензию к роману-трилогии в форме характерного анализа выполнил Л.И.Гусаров, кандидат филологических наук. А убедительный отзыв об авторе, его творчестве написал В.С.Медведев, член союза писателей России. Сказали добрые слова и научные сотрудники Владимирской областной научной библиотеки.
Выход из печати романа-трилогии «Гардарика – Земля русская» был встречен с одобрением сотрудниками Российской академии наук ИИМК.
Роман-трилогия «Гардарика – Земля русская» Владимирова Валерия Ивановича имеет полное право на экранизацию и внимание опытных сценаристов и кинорежиссёров.
Автор аналитической статьи - Член РСП Кораблин Валерий.