Встреча 8 с художником Павлом Михайловым

Владимир Варнек
Говоря в предыдущих миниатюрах 1–7 о спутниках жизни художника Павла Михайлова (1786 – 1840), окончившего в 1806 году Императорскую академию художеств, поставил для себя такой вопрос, а можно ли к числу «таких спутников» причислить и президента ИАХ с 1800 до 1811 гг. графа Александра Сергеевича Строганова (1733 – 1811)?  Что касается выпускника Академии, художника-портретиста Александра Варнека, друга Павла Михайлова, то мой ответ на аналогичный вопрос будет положительным. И это можно утверждать, основываясь на высказываниях автора монографии [1] В.С. Турчина.

Известный российский искусствовед в первой главе своей монографии написал об этом так: «Можно предполагать, что президент рано обратил внимание на талантливого юношу, не забывая его и потом, когда уже сложившимся мастером он возвращается после пенсионерской поездки в Италию. Во всяком случае, в биографии А.С. Строганова имя Варнека упомянуто в числе тех, для кого известный меценат и знаток искусств назван «другом, покровителем и истинным ценителем их трудов». Написав эти слова, Турчин сослался на  статью [2] в «Русской старине».

Когда-то в прошлые годы я пытался разыскать данную статью, но не удалось. А сейчас это стало возможным настолько, что мне захотелось сравнить эти поиски, например, с заказом книг для написания предыдущей миниатюры из ГПНТБ. Книги пришлось ждать четыре дня, а статью [2] я читал в интернете уже минут через 10 после начала поиска, набрав в поисковике несколько слов: Колмаков Н.М. Русская старина. Том 54.  Привожу в итоге несколько фрагментов  из [2], которые сам прочитал с большим интересом.  Замечу, что цитирую их с полным соблюдением орфографии и пунктуации, за что в нынешнее время мне  точно бы поставили двойку.

«В 1800 году,– день назначения графа Александра Сергеевича президентом академии художеств, был днем всеобщей радости для художников. И, в самом деле, никогда академия не была в таком блеске, она никогда не заключала в себе столько отличных дарований, достойных стоять на ряду с первоклассными художниками мира, как во время управления ею графом Александром Сергеевичем Строгановым.

Он был для них и друг, и покровитель, и истинный ценитель их трудов. Стоит только вспомнить имена скульпторов Мартоса, графа Ф.П. Толстого, Гальберга и живописцев Шебуева, Егорова, Варнека, Безсонова, Иванова, Левицкого, Боровиковского, Щукина, Кипренского, Воробьева, Щедрина, Венецианова, Шубина, Козловского, Демут-Малиновского, Воронихина и других, чтобы подтвердить наши слова.

Имена этих художников тесно связаны с именем или временем графа Александра Сергеевича. Многие из них, как мне лично известно, жившие в 1830-х или начале 1840-х годов, не могли без сердечного умиления вспомнить о графе. Так мне рассказывали, что скульптор Гальберг посетил галлерею графа Строганова, спустя 30 лет после его смерти, где картины, столик, около которого занимался граф, а равно и другие предметы живо напомнили ему прошлое и он залился слезами и ничего не мог говорить от печали.

Ни одни художники находили в Строганове своего покровителя, но все, что носило на себе печать таланта, все было доступно его благородной натуре и душе.

Николай Колмаков. г. Киев. 15 ноября 1886 г.»

Ощутив  «дыхание» того далекого времени, переключусь на свой текст о графе  Строганове и его портрете, выполненном в 1814 году А.Г. Варнеком.  С этой целью для полноты картины  включу в эту миниатюру  собственную заметку о графе Строганове,  написанную для строительного журнала уже много лет назад. Но прочитав ее сейчас, подумал, что текст ее еще не такой уж «древний», как предыдущий. Привожу его ниже.

Портрет президента Академии художеств (АХ) графа Александра Сергеевича Строганова (1733 – 1811) кисти Александра Григорьевича Варнека (1782 – 1843) стал в последнее десятилетие наиболее востребованными произведениями художника-портретиста. За этот период времени он неоднократно воспроизводился в книгах и альбомах, газетных и журнальных публикациях, экспонировался на выставках и даже показывался в телевизионных передачах.

Президент был человеком неординарным и своими делами оставили заметный след в истории русской культуры. Есть при этом в его послужном списке и такие дела, которые относятся к области архитектуры и строительства. Об этих деяниях президента, а также о некоторых «секретах» его портрета и хотелось бы рассказать в настоящей статье.

Графа А. С. Строганова в посвященных ему публикациях называют такими словами, как блестящий царедворец, советник в деле просвещения, русский европеец, любимец Петербургского общества, покровитель искусств и литературы, коллекционер и нумизмат, знаменитый меценат и щедрый благотворитель. Официально же он был действительным тайным советником, членом Госсовета, предводителем дворянства петербургской губернии, директором Публичной библиотеки, а с 1800 года до конца жизни еще и президентом Академии художеств.

В статье из Русского биографического словаря 1909 г. говорится, что «при его президентстве Академия достигла пышного расцвета, сделалась истинным рассадником искусства и дала ряд выдающихся талантов, для поддержки которых Строганов не жалел и собственных средств».

Замечу, что как раз в первые годы президентства А. С. Строганова Александр Варнек оканчивал учебу в Академии художеств, и в монографии В. С. Турчина, посвященной художнику, имя президента упоминается семь раз.  Возможно, что по этой причине выпускнику Академии, хорошо знавшему облик А. С. Строганова, впоследствии и был сделан заказ на написание посмертного портрета уже бывшего президента.

Еще одним молодым человеком, которому в более ранние годы начал покровительствовать граф, был бывший крепостной семьи Строгановых Андрей Воронихин, ставший впоследствии во многом благодаря этой поддержке знаменитым архитектором. Следует заметить, что поддержка графа носила не только материальный характер.

Строганов принимал активное участие в организации архитектурных проектов Воронихина, часто оказывал ему протекции. Именно на основании подобной протекции Александр I  в 1806 году поручил архитектору строительство Горного института, ставшего шедевром архитектурного зодчества Санкт-Петербурга. Но кульминацией сотрудничества графа с архитектором стало строительство другого шедевра – Казанского собора, к которому приступили в 1800 году.

В этой связке каждый из них сыграл свою роль. Академик архитектуры А.Н. Воронихин выполнил блестящий проект сооружения, а президент АХ  А.С. Строганов возглавил строительство собора, чему посвятил последние 10 лет своей жизни. Несмотря на старческий возраст, он не щадил ни сил, ни здоровья, вникая во все детали постройки, взбираясь на леса и лично делая разнообразные указания. К этим работам Строганов привлек исключительно русские силы, включая многих известных живописцев и скульпторов Академии художеств.

При этом для строительства собора – от фундамента до золотого креста – употреблялись материалы только российского происхождения. 15 сентября 1811 года собор был освящен, и в этот же день Строганов сильно простудился. Излечить графа не удалось, и 27 октября он скончался.

Долгое и трудное строительство Казанского собора завершилось, в основном, незадолго до нашествия Наполеона на Россию. Поэтому грандиозный храм вскоре стал восприниматься как символ духовного героизма и стойкости русского народа в Отечественной войне 1812 г. После ее окончания в нем были размещены военные трофеи русских войск, а в 1813 г. в соборе был захоронен прах фельдмаршала М. И. Кутузова.

Замечу, что в 2011 году практически одновременно отмечались  две памятные даты – 200 лет со времени завершения строительства Казанского собора и 200 лет со дня смерти его главного строителя А. С. Строганова.

Спустя примерно два года после смерти графа,  жена его единственного сына графиня Софья Владимировна Строганова сделала художнику Варнеку заказ на выполнение парадного портрета А. С. Строганова. Испытывая чувство благодарности к своему покровителю, он принялся за эту работу, взяв за основу портрет графа, написанный в 1804 году французским художником  Ж.- Л. Монье.

Однако с его портрета Варнек скопировал главным образом лишь голову портретируемого, заменив согласно своему замыслу положение фигуры, костюм и все аксессуары. Именно они, как будет сказано ниже, играют важную роль в передаче на полотне помимо облика портретируемого его внутреннего мира и тех деяний, которыми была наполнена его жизнь.

В 1814 году портрет президента АХ размером 251х184 был готов, и в этом же году художник выставил его на традиционной академической выставке в здании Академии. «Это он ! точно он ! <…>. Эта прекрасная картина возбуждает в моей памяти тысячу горестных и сладких воспоминаний !...». Такими проникновенными словами начинается отзыв о работе А. Г. Варнека поэта К. Н. Батюшкова, посетившего выставку и опубликовавшего данный отзыв в своей знаменитой «Прогулке в Академию художеств».

В статье  С. Кузнецова «Вольный каменщик Петрополя», опубликованной в [3], автор ее, рассказывая о графе А. С. Строганове и строгановском Петербурге, как  особом градостроительном явлении северной столицы, приводит свою оригинальную трактовку произведения А. Г. Варнека:

«Только на первый взгляд это обычный репрезентативный портрет. Граф А. С. Строганов изображен на нем в полный рост и в костюме кавалера ордена святого Андрея Первозванного. Но почему модель окружена какими-то, на первый взгляд, малопонятными деталями? Почему на дальнем плане изображен Казанский собор? И почему на коленях у графа лежит план Академии художеств?».

По мнению автора цитируемой статьи, ответы на эти и другие вопросы кроются в том, что этот портрет-аллегория, и в нем символически представлен жизненный итог лица, которому он посвящен, его основные начинания и свершения. Так, например, изображение Казанского собора на портрете – это не просто фрагмент Петербурга.

«Граф в течение десяти лет руководил стройкой самого обширного на тот момент сооружения православного мира и довел ее до конца, умерев вскоре после освящения храма. Он лишь не успел оставить знак своего участия в грандиозном проекте, и портрет Варнека в какой-то мере восстановил справедливость» [3].

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782-1843. М. Искусство, 1985. С. 13.
2. Колмаков Н.М. Дом и фамилия графов Строгановых. Русская старина. 1887. №4. С.74.
3. Кузнецов С. Вольный каменщик  Петрополя.  Наше наследие.–2001.–№ 59-60.– С. 29.    

Представив выше материал для дальнейших размышлений, я на этой основе хотел бы вернуться к вопросу, насколько обоснованно будет включить президента Строганова в круг спутников жизни Павла Михайлова?  Что касается Александра Варнека, то у меня имеются доказательства о его прямых и косвенных контактах с президентом, и я бы определенно причислил  А.С. Строганова  к числу спутников жизни А.Г. Варнека.  Все становление молодого художника, исключая итальянский период  происходил в те годы, когда президентом Академии был граф Строганов.

Что касается Павла Михайлова, то прямые  контакты с президентом у него, в принципе, были. Как показывает уточненный список работ, выполненных  Павлом за годы обучения в ИАХ, а также список наград, А.С. Строганов, конечно, хорошо знал этого успешного ученика, наверняка, не раз жал ему руку при вручении наград (грамот и медалей) и говорил теплые слова в его адрес на заседаниях Совета.  Думаю, что президент мог вполне общаться с ним и при обсуждении некоторых его  работ, прежде всего, портрета графа Ф.П. Толстого, написанного Михайловым наверняка по заданию президента.

Но помимо этого, несомненно, бывали и косвенные контакты с президентом, когда Михайлов, как друг и товарищ Александра Варнека присутствовал при его контактах с А.С. Строгановым. Очевидно также, что друзья часто посещали известную Строгановскую галерею, которую за время обучения молодые художники постоянно посещали и часто занимались здесь копированием шедевров Европейской живописи.

Другого рода контакты могли быть и во времена строительства Казанского собора. Многие художники ИАХ в 1810 – 1811 годах, в том числе, и молодые, трудились здесь, приобретая свой опыт в создании произведений религиозной живописи, при этом автором таких работ неоднократно по заданию Строганова бывал и Александр Варнек. Можно думать, что и Павел Михайлов, ставший пенсионером АХ после 1806 г., не был в стороне от этой темы.  Таким образом, в число спутников его жизни  Строганова А.С.  я бы включил.

                28.01.2021