Глава vii. портрет, характер, работа, алкоголь, же

Юрий Кузнецов 3
                «Каждый серьезно занимающийся изучением
                жизненного пути и методов работы  этого
                советского разведчика знает, что у него не
                оставалось времени на бесконечные застолья
                и амурные похождения, которые охотно               
                приписывают героическому борцу за мир
                буржуазные щелкопёры

                Ю. Мадер, историк, писатель



      ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

      Обращение:
    
     Уважаемый  читатель,

    В связи с тем, что произошло важное событие, вынужден начать главу следующим ниже необычным вступлением-объяснением.
     Дело в том, что пока, анализировал различные сведения, распутывал события и факты, относящиеся к ряду глав, в 2017 в продаже появились прекрасно изданные, с анализом событий и полные новых интересных фактов два тома: «Верный Вам Рамзай: Рихард Зорге и советская военная разведка в Японии, 1933-1938 годы» и «Верный Вам Рамзай: Рихард Зорге и советская военная разведка в Японии, 1939-1941 годы», написанные известным военным историком Михаилом Алексеевым.
      Естественно возник вопрос, надо ли мне на фоне такого добротного труда продолжать писать собственную книгу под заголовком «Рихард Зорге: мифы, загадки и действительность» или прекратить ее написание, как напрасный труд.
     Однако просмотр показал, что, прежде всего, изложенный материал носит «мирный характер», так как не разоблачает клевету, подлые измышления, глупости, не дает никакой оценки ни той грязи, которая вылита на Героя особенно в видеофильмах, в ряде книг, статей, ни авторам, которые вводят в заблуждение многочисленных зрителей и читателей.
      Наряду с этим, просмотр показал наличие ряда положений,  с которыми нельзя согласится. В частности, в аналогичных аннотациях, написанных в указанных выше томах, подчеркнуто, что в деятельности Зорге в Японии имелись «белые пятна» (это справедливо) и что «Данный пробел в его жизнеописании полностью закрывает книга Михаила  Алексеева» и в заключение: «Благодаря этой книге в деле «Рамзая» поставлены все точки».
    В этой связи начал изучать содержание томов и одновременно продолжил работу над своей книгой, которую «мирной» не назовешь, так как она конкретно разоблачает гнусные или несправедливые измышления некоторых авторов в  отношении Зорге.
     Конечно, потребуется время, чтобы досконально изучить указанные два обширных тома, в которых имеется много нового, интересного, полезного для использования и корректировки.
     Примечание:
     Пока разбирался, появились новые материалы в виде книг: Куланов  А.Е. «Зорге неудобный», Прудникова Е.А. «Рихард Зорге: легенда разведки» и особо следует выделить вышедший в 2019 году интересный, ценный труд А.Г Фесюна под названием «Дело Зорге». Телеграммы и письма (1930-1945)», который, что крайне важно, документально опроверг многие  клеветнические выдумки, фантазии и извращения в отношении Рихарда Зорге. 
     О телесериале «Зорге», показанном в 2019 году надеюсь написать особо, так как такие вещи пропускать мимо нельзя.    
    
     7.1 Пролог   
     Многие зарубежные авторы, рассказывая о жизни и деятельности Рихарда Зорге, да и некоторые наши, в своих произведениях о нем описывают его моральное падение, которое якобы выражалось в работе на «семь» разведок, в беспробудном пьянстве и неразборчивом блуде.
     В произведениях о Зорге сотни  страниц посвящены его повседневному поведению и здесь многие скатываются на позиции авторов - явных врагов Зорге, бывших друзей, обиженных его скрытностью, и любителей «клубнички».
     В предыдущих главах в  основном рассказывалось о разведывательной работе Зорге, но при этом только в отдельных случаях приводились описания личного характера. Но, естественно, интересно познакомиться более близко с этим неординарным человеком,  его описанием друзьями, врагами, коллегами, мужчинами и женщинами, что он любил и что не терпел, а самое главное разобраться в том, что написано о нём, отделить «зерна от плевел».
     Приведенный эпиграф Юлиуса Мадера в сжатой форме дает четкий отпор клеветникам и фальсификаторам, фактически разоблачает всяческие измышления о жизни Рихарда Зорге. Его враги, прекрасно понимали, что трудно, несмотря на все старания, исказить блестящие достижения, достигнутые им в разведывательной работе. Но у них было огромное желание  любой ценой опорочить его. Для этого было выбрано в разных вариантах описание якобы разгульной жизни Зорге не только в Шанхае, но и особенно в Токио в виде беспробудного пьянства и многочисленных без разбора связей  с женщинами, что, по их мнению, могли представить его в неприглядном виде и вызвать у читателей отвращение. 
     В этой главе дается содержание эпиграфа в развернутом виде. Приведенные примеры говорят сами за себя и помогут каждому читателю составить о Зорге собственное мнение.
    Но прежде чем продолжить повествование о жизни и деятельности Рихарда Зорге хочу привлечь внимание читателя к очень важному обстоятельству, которое позволяет занять объективную позицию в оценке произведений тех или иных авторов.
     Когда обнаружилось, что на протяжении восьми лет Рихард Зорге, являясь советским разведчиком,  «водил всех за нос», эффект был огромный и затронул прямо или косвенно судьбы и чувства очень многих людей, как достойных, так и негодяев. Причем некоторые из них, которые искренне были расположены к Рихарду и действительно любили его, из-за преднамеренного обмана были оскорблены в лучших чувствах, не понимая специфики его работы. Естественно, эта горечь осталась на многие годы и в последствии, когда возникла  тема «Зорге», трудно было требовать полной объективности от этих людей. К тому же, с момента событий  прошли десятилетия, многое забылось или стало видеться по-другому. Появились книги и фильмы, в которых авторы излагают события по-своему. Естественно, что в рассказах и воспоминаниях о нем даже со стороны людей, которые считали его другом, были близки к нему, могут находить место необъективные или скажем мягче – субъективные оценки его поступков, а о врагах и говорить нечего.  На эту особенность и хотелось обратить внимание.
      Примечание: Свыше десяти лет, правда, с большими постоянными перерывами, занимаюсь изучением всего возможного материала о Рихарде Зорге. Могу с убежденностью сказать, что годы, проведенные «рядом с ним» не только не пропали даром для меня, так  как они дали моральный, душевный заряд, но и позволили познакомить многих людей с действительной жизнью и деятельностью неординарного человека, отбросив зависть, клевету, фальсификацию, извращения. Итоги работы также дали возможность с чистой совестью назвать его великим разведчиком и талантливым руководителем разведывательного коллектива.
     Когда мы называем его великим, то не грешим против истины. В советской/российской разведке можно назвать многих выдающихся разведчиков, укреплявших могущество нашей страны и прославивших ее. Естественно, талантливые люди были и есть и в разведках других стран.
     Рихарда Зорге выделяют  два момента. Некоторые авторы подчеркивают факт того, что ему удалось внедриться в «Страну восходящего солнца» и что это являлось немаловажным этапом разведывательной операции. Возражений нет! В этой связи советую прочитать очень интересную книгу Дубоносова Л.А. «Нелегал за океаном».
      Но суть в том, что, активно работая в интересах обеспечения безопасности Советского Союза, он постоянно, фактически без малейшего передыха, находился в плотном вражеском окружении, включающем в себя, в первую очередь разведчиков и контрразведчиков и, несмотря  на гибель, остался Победителем.   
     Выдающийся его подвиг описан подробно в главе XV «Московская битва».
     Но борясь против германского фашизма и японского милитаризма, он в тоже время старался защитить японский народ от бедствия войны. Недаром японская газета «Ниппон токусё симбун» отмечала: «Нечего и говорить, что Зорге сам по себе является выразителем эпохи – он великий борец во Второй мировой войне. Может быть, это будет некоторым преувеличением, но стоит сказать, что его жизнь воплотила в себе мировую историю, начиная с конца Первой миро-вой войны и кончая Второй мировой войной».
     Примечательно, что Его Высокое Императорское Величество, правительство Японии и народ признали вклад Зорге и, хотя он был казнен, фактически, разрешили, что является беспрецедентным случаем, сперва его гражданской жене Исии Ханако, а  затем и советскому правительству увековечить память Зорге  (а фактически и его погибших соратников) на кладбище Тама в Токио.   
    Когда в октябре 1941 года японские полицейские  арестовали Зорге, им пришлось  в несколько приемов вывозить материалы, которые за время своей работы в Японии он накопил. Среди них была картотека, содержание которой, как пишет Ю.Мадер, могло вызвать зависть  у иного института исследования экономики. Сотни мелко исписанных карточек  представляли главный результат проделанной им колоссальной  исследова-тельской работы. Источниками большинства данных послужили справочники, отчеты фирм и акционерных обществ, статистические  ежегодники, исследовательские записки, японская и зарубежная пресса. Особенно  подробная картотека велась на шестнадцать японских монополий, имеющих отношение к военно-промышленному комплексу. Пристальное внимание Зорге уделял нефти, как одному из наиболее слабых мест в японской экономики.
     В его судьбе было многое и она его не баловала, хотя, в определенной степе-ни, Зорге был «везунчиком»: трижды воевал на фронтах  Первой мировой войны и много раз мог погибнуть или остаться калекой на всю жизнь в результате ранений;  в революционной борьбе в Германии избежал участи многих павших соратников; на учёной стезе неоднократно проявлял себя и вполне  заслужено имел степень доктора государственно-правовых наук; проявил себя талантливым журналистом-международ-ником; успешно «сдал экзамен на резидента», не засветив себя  в сложной обстанов-ке в Китае, хотя отдельные задания Центра ему грозили явным провалом; победа фашистов в Германии во главе с Гитлером, сопровождавшаяся в первые годы борьбой различных группировок за власть, и определенная неразбериха в стране позволили Берзину и Зорге успешно осуществить легендирование и выезд на работу в Японию, избежав проверки по архивам полиции. В сложнейших условиях он успешно проработал в Японии в течение восьми лет. И что самое главное везение нисколько не умаляет талант, неимоверный, я бы сказал, титанический  труд и результаты его работы.
     Наряду с этим, его не миновали постоянное чувство одиночества, заложенное в характер с рождения, семейная неустроенность, а серьезные разногласия, трения с начальством и сотрудниками при работе в аппарате ИККИ, которые решительно противились его открытой критике канцелярщины, независимости во взглядах, самостоятельность привели  к тому, что он был «выдавлен» с работы, которую любил. Ему  пришлось принять решение и проявить инициативу для перехода на службу в Разведывательное управление Красной Армии. Уже работая в разведке, он испытал многое: зависть к его образованности и таланту, успехам в работе, настороженное отношение к национальности и «буржуйскому» поведению, непонимание ценности его источников, доносительство, недоверие и несправедливость со стороны отдельных непосредственных начальников.
     Но, несмотря на все трудности и несправедливости, он до последней минуты своей жизни сохра-нял любовь к Родине, святую веру  в идею построения коммунизма, в безукоризненную правоту выбранного Советским Союзом пути.
     Прежде чем перейти к дальнейшему изложению событий, связанных с работой Зорге в Японии, надо вернуться к тому периоду, когда он работал в ИККИ, жил и проводил время, стараясь как можно лучше познакомиться с  москвичами. В Москве у него было много друзей, связанных с работой в аппарате ИККИ. В доме тринадцать по бывшему Гранатному переулку на первом этаже находилась квартира, в которой он часто бывал. Здесь жила семья Г.Б. Смолянского, революционера-профессионала, секретаря ВЦИКа в октябрьский период. Сын Смолянского – Владимир Григорьевич, журналист – помнит, как отец знакомил его с Рихардом.
     В Москве проживали многие представители революционных движений различных стран мира. Среди них наиболее большую группу составляли немцы, которые нашли здесь убежище после поражения в 1923 г. революции в Германии. В их среде был его друг Вильгельм Шталь, который сыграет определенную роль в жизни Рихарда. Но пока он был занят работой в аппарате ИККИ, писал статьи, выезжал с ответственными заданиями по линии Оргбюро за границу (вполне возможно выполняя отдельные поручения Пятницкого по линии ОМС), участвовал в добровольной агитационной работе по линии райкома партии в Москве, ему мало оставалось времени на личные развлече-ния. Но однажды, когда начался процесс его увольнения из ИККИ и у него появилось свободное время произошло важное событие в его личной жизни, которое в дальнейшем описано в разделе «Екатерина Максимова».

      7.2 Подготовка к проникновению

     Из первых глав уже известно,  какая часть важнейшей и рискованной работы была проделана Зорге до его прибытия в Японию и ее результаты. Кратко следует напомнить главные составляю-щие тщательной подготовки в Центре. Как известно из главы VI,  для Зорге решили  оставить соб-ственную фамилию и профессию международного журналиста. В дальнейшем все зависело от того насколько умело и убедительно Зорге, изучив оперативную обстановку в Германии и составив план, сумеет создать там «крышевое прикрытие», которое объясняло бы цель поездки в Японию и продолжительную работу там.
     Чтобы читателю было ясно, о чем идет речь,  прежде всего надо четко разде-лить понятие «Крыша» в  разведке и в криминальном мире.   В обоих случаях в узком смысле это слово, взятое  в кавычки, означает прикрытие. Но в действительности применительно к разведывательной деятельности и к криминалу имеет принципиально  разную суть. В первом случае вся деятельность разведчиков за рубежом (с легальных и нелегальных позиций) различными способами направлена в интересах защиты своего государства, своего народа, во втором – она направлена на поиск или создание во влиятельных кругах внутри страны  «крышевых возможностей» для криминального личного обогащения за счет обкрадывания своего народа.  Что такое  криминальная «крыша» и как она используется,  читатель и зритель прекрасно знают из газет, радио, насмотревшись различных сериалов.
     В разведке «крыша» используется в следующих случаях: выступая под прикрытием различных государственных учреждений в своей страны  с целью вербовки представи-телей интересующих  иностранных государств или за рубежом под крышей «легальной»  резидентуры в составе посольства и разведчиков в различных представительствах своего государства.
     Организация разведки какой-либо страны с нелегальных позиций представляет из себя огромную по объему работу и затрату сил, таланта, умения, знаний, изобрета-тельности и многих, многих других специфических качеств. Вряд ли я ошибусь, если приравняю эту часть разведывательной работы к особой части науки, и выражу восхи-щение и высочайшее уважение к ее участникам.
     Следует подчеркнуть, что в сравнении с нынешними сложнейшими проблемами даже во времена Зорге оформить и заслать разведчика–нелегала было нелегко. Особенно в отношении такой страны как Япония.
     Целеустремленный, настойчивый поиск Зорге  «крышевых прикрытий» увенчался, не побоимся этого слова, огромным успехом и представляет несомненный интерес. Поиск своего места он начал с посещения редакций небольших газет, которые еще не привлекли внимание гитлеровцев. В результате он стал сотрудником «Мюнхенер иллюстрирте прессе», корреспондентом «Берлинер берзёнцайтунг», «Тэглихе Рундшау», «Дойчер фольксвирт», сотрудником голландской биржевой газеты «Алхемеен хандель-сблад» в Амстердаме, членом редколлегии «Хот фатерлянд» (Гаага)».
     В раделе «7. Процесс легализации в Германии» главы VI описывается случай везения при посещении газеты «Тэглихе Рундшау» в Берлине в отношении подполков-ника Отта.
     Большое значение для Зорге представило бы получение аккредитации от солидной газеты «Франкфуртер цайтунг». Но он, взвесив опасность быть разоблаченным, только неофициально посетил редакцию, поговорил с некоторыми сотрудниками, осмотрел рабочие помещения, чтобы освежить прежние знания и запомнить обстановку для будущего использования.
     Надо полагать, что решение Зорге посетить Карла Хаусхофера и предложить ему свои услуги было безумно рискованным, все равно, что положить голову в пасть льва, но как говорится, «кто не рискует, тот не пьет шампанское». Хотя это выражение уже всем известно и опошлено, но суть во многих случаях остается правильной.
     В разделе «7» главы VI дается подробное описание Карла Хаусхофера, генерала, опытного разведчика, талантливого ученого, приближенного к ближайшему окружению Гитлера и его соратников.
     Решение Зорге посетить К. Хаусхофера показывает не только холодный расчет этого смертельно опасного шага, но и четкую выверенность задуманного и  великолепное исполнение.   
     Безусловно, Зорге проштудировал все до мельчайшей подробности имевшиеся данные о Хаусхофере. При этом он нашел слабое звено в биографии Хаусхофера, который был неравнодушен к Японии до конца своей жизни.
     Результат встречи невозможно преувеличить. Зорге, будучи доктором наук, что поднимало его престиж, проявил все свои лучшие качества аналитика, квалифициро-ванного и обаятельного собеседника, вызвал у Хаусхофера доверие в такой степени, что Зорге не только  фактически получил устный «карт-бланш»  на представительство журнала «“Zeitschrift f;r Geopolitik” («Журнал геополитики») в Японии, но  и хвалебное  рекомендательное письмо своему другу Дебути Кацудзо, японскому послу в Вашингтоне.
     Одновременно, не тратя времени, он занимался закреплением своей «легенды», в качестве международного журналиста. Как известно, еще в пути на пароходе в Японию он обдумывал возможные темы статей для газет, которыми он был аккредитован. Прибыв в Токио 6 сентября, он направил две статьи в  биржевой вестник «Берлинер берзёнцайтунг», которые  были напечатаны 18 октября и 27 ноября  1933 г.
     На основе великолепной рекомендации Хаусхофера, друга Японии  Зорге, отправляясь в путь непосредственно в «Страну восходящего солнца», фактически уже был «персоной грата» с письмом в МИД Японии. К тому же эта поистине необычная история с иностранным журналистом произвела впечатление в германском  посольстве. Слух об этом распространился в дипкорпусе и среди иностранных представителей. Зорге настолько умело подал встречу, беседу с К. Хаусхофером, предствительство его журнала, получение рекомендательных писем, что создавалась убедительная види-мость наличия возможности у Зорге для выхода на самый верх гитлеровского руковод-ства и благосклонное отношение со стороны японцев.
    То есть в итоге Зорге с самого начала создал себе надежную «крышу» как по линии германского посольства, так и в МИД Японии.