Новый ист. материализм 3 Производство жизни людей

Валентин Левин
В центре классического истмата стоят понятия:

- способ производства - некий комплекс производительных сил и производственных отношений,

- общественно-экономическая формация - единство способа производства и политико-правовой надстройки.

Эти понятия часто раскрывают примерами первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического способов производства и соответствующих пяти формаций общества.

Но перечень этих примеров - не догма. Он лишь указывает пять крайне обобщённых идеализаций многомерной общественной реальности, заслоняющих, но не отрицающих колоссального разнообразия реальных способов производства и фактических формаций, допускаемых историческим материализмом.

Ведь способ производства, как изучаемый факт реальности, есть способ производства ЖИЗНЕЙ ЛЮДЕЙ.

Категория способа производства должна раскрываться с позиции жизни каждого конкретного человека, - как навязываемые ему обстоятельства выбора общественного способа производства её уникальности.

В пределе, способов производства - столько, сколько существует разных людей. Их обобщённые идеализации формируются объективно - в силу того, что они есть реальные обстоятельства одного и того же общества, группирующие людей по общественным местам осуществления их жизнедеятельности.

Общество объективно складывается из множества разных экономических укладов, каждый из коих есть особый устойчиво воспроизводящийся комплекс способов производства жизней людей, - особое единство производительных сил и производственных отношений, диктующее людям соответствующую идеологию и чреватое особой общественно-экономической формацией.

Общее понятие уклада жизни
Уклад – устойчивый способ воспроизводства жизни, одно из первичных понятий экономической науки, раскрываемое в примерах истории или живой действительности.

Уклад  характеризуется:
1) общественной специализацией (место в системе общественного разделения труда)
2) формой собственности - спецификой тех условий жизни, на присвоении которых коренится уклад и тех способов, коими эти условия присваиваются.

Многие уклады существуют тысячелетиями. Например, проституция.

Но большинство - мимолетны, - как те общественные организмы, при которых  они расцветают. Например, стукачество – при НКВД - это тоже пример экономического уклада, - реального способа производства человеческой жизни.

Сосуществующие в обществе уклады нередко находятся в симбиозе, при коем один из укладов как бы паразитирует на другом. Фабрикантский - на пролетарском, сутенерство – на проституции, и т.п.  В реальности каждый уклад особо способствует эффективному воспроизводству другого уклада. Например, торговый капитал – промышленному капиталу. Причём, на практике, субординация одних и тех же укладов может переворачиваться, являя, при одном и том же составе классового ансамбля, разные (изомерные) социальные организмы. Так, в симбиозе проституции и сутенёрства могут главенствовать не сутенёры, а проститутки. А в симбиозе работодателя и наёмника - может господствовать наёмник. Примеры последнего даны отношениями "крышевания" бизнеса: охранники нанимаются к коммерсанту, фактически облагая его данью. Масштабный пример переворачивания субординации классовых отношений в рамках одного и того же экономического уклада, дала советская экономика: к власти над "фабрикантами" пришёл пролетариат, но строй по-сути остался капиталистическим, - вместо строительства коммунизма путём возведения каждого зрелого человека в ранг властителя страны и хозяина всех  средств производства, Госплан СССР скрещивал плановое хозяйство с рыночной экономикой, восстанавливая капиталистические критерии эффективности - отчего и привёл СССР к разрушению (См.: http://proza.ru/2019/01/21/952 ).

Живая реальность разворачивается как многомерная диалектика взаимодействия, взаимопревращений и развития множества способов общественного производства жизней людей

Нередко разные уклады пронизываются либо общей логикой воспроизводственных оборотов, либо общими способами отчуждения (присвоения) необходимых условий жизни и оттого приобретают  общую форму – дворянскую, буржуазную, пролетарскую и т.п. Это приводит к формированиям крупных, достаточно однородных внутри,  общественных классов, к поляризации общественных интересов и появлению политических организаций (партий), выражающих эти интересы.

Итак. Каждый способ производства - это определённое единство производительных сил и производственных отношений, несущее в себе особенный ансамбль классовых отношений, - отношений симбиоза и противостояния интересов участников, представляющих разные уклады жизни, воспроизводящиеся в этом ансамбле.

Здесь коренится разнообразие идеологий, порождаемых разными местами общественного производства, - разными способами производства и разными экономическими укладами. При этом понятия способа производства и экономического уклада диалектически переходят друг в друга.

Каждый экономический уклад, как особый ансамбль классовых интересов, порождает ансамбль идеологий и является зародышем особой общественно-экономической формации.

Стоит этому укладу стать господствующим в обществе - и он продиктует ему свои правовые, нравственные и политические идеалы. И мы можем получить сутенёрскую, рэкетирскую, купеческую, ростовщически-банковскую и иную общественно-экономическую формацию.

Совокупность господствующих в данном обществе укладов является его экономическим базисом, который диктует расстановку политических сил и - через их борьбу и взаимодействие, а также через их организационное творчество – определяет политическое устройство общества, систему государственных и общественных учреждений.

В экономическом базисе России сегодня реально господствуют уклады колонизаторского управления экономикой, опирающиеся на коррупционные уклады, паразитирующие на принудительном отчуждении  всех производственных классов – и предпринимателей, и пролетариев – от необходимых условий производственной деятельности.

Ставить и решать задачу перехода к иной - например, коммунистической - общественно-экономической формации - значит выбирать или формировать новый экономический уклад и делать ставку на него...

Чтобы перейти к конструктивному рассмотрению этой задачи, необходимо глубже рассмотреть категорию способа производства, - увидеть в ней место категории Культура и уточнить понятия производственных отношений и производительных сил.

Этому будет посвящена следующая глава.

(Продолжение следует)

Проекту нужна финансовая поддержка, в любой сумме на карту Сбера № 2202 2009 0973 8898, с сообщением "Целевой благотворительный взнос от ..."