1878 Первый побег из Сан-Карлос
Август 1878. Первый побег из Сан-Карлос.
Через четыре месяца после того, как Джеронимо был взят в плен, Клам подал в отставку и покинул резервацию, а шериф Тусона не потребовал, чтобы Джеронимо и его сподвижники предстали перед судом, и были повешены, а новый агент резервации Сан-Карлос Генри Лайман Харт освободил Джеронимо и всех других, закованных в кандалы в караульном помещении. Учитывая, что именно Клам намеревался заставить гражданские власти повесить Джеронимо, это было не иначе, как просто чудесным спасением, от неминуемой смерти.
Выйдя из караульного помещения, Джеронимо и остальные вскоре воссоединились со своими семьями, и поселились вместе с апачами чоконен-чирикауа молодого вождя Найче (примерно в пятнадцати милях от агентства резервации, вверх по течению реки Гила). Через несколько дней после освобождения Джеронимо, Викторио, вождь чихинне, возглавил побег из Сан-Карлос в попытке вернуться в свою первоначальную резервацию Охо Кальенте. Это после того, как Джон Клам уговорил его покинуть резервацию Охо Кальенте, и поселиться в Сан-Карлос в рамках политики консолидации «Бюро по делам индейцев». Викторио терпел условия жизни в Сан-Карлос около трех месяцев, наблюдая, как его люди страдают от сильной жары, пыли, гремучих змей, туч насекомых и «трясущей болезни» (малярии и желтой лихорадки, приносимой роями комаров), и понял, что Клам и индейская полиция лгали ему и его людям о том, как хорошо живется в Сан-Карлос. Он поклялся никогда не возвращаться, часто говоря тем, с кем вел переговоры: «...все что угодно, кроме Сан-Карлос».
Живя в лагере Найче, Джеронимо посоветовал вождю (ему было тогда около двадцати лет) не следовать примеру Викторио, чтобы бежать из резервации, и Найче прислушался. Лайман Харт услышал о совете, который Джеронимо дал Найче, и был так доволен, что попросил Джеронимо быть «капитаном» и советником тех немногих чихинне (по некоторым оценкам, около двадцати), которые остались в Сан-Карлос. Джеронимо согласился. Некоторые из его близких родственников были среди чихинне, которые не бежали с Викторио. Среди них были его овдовевшая «сестра» Нах-тла-тла (Nah-thla-tla) и ее дети-подростки Бетцинез (которого белоглазые назвали Джейсоном, когда его отправили в школу Карлайла), и Эллен. По-видимому, жена Наны, Нах-дос-те и их сын тоже остались, хотя некоторые думают, что она и ее сын покинули резервацию вместе с Наной, когда он ушел с Викторио. Нах-дос-те являлась истинной кровной сестрой Джеронимо, и потому признавала его главой семьи.
Однако жизнь в Сан-Карлос становилась все тяжелее. Подрядчики не выполняли контракты на поставку говядины и муки, другие никогда не доставляли одеяла и другие припасы, или припасы были украдены агентами и проданы на черном рынке. Апачи не получали и близко того рациона, в котором нуждались, и даже того мизера, который им причитался. Положение было настолько отчаянным, что агенты позволили им охотиться и собирать дикоросы, чтобы хоть как-то увеличить свой рацион, и не умереть с голоду. Кроме того, участились случаи трясущей болезни, и ни апачи, ни знахари белоглазых не знали точно как ее лечить, и откуда она берется.
Джеронимо начал вслух задавать вопросы, о которых остальные апачи только и думали: сдержит ли когда-нибудь белоглазый свое обещание; почему мы не получаем все наши пайки; сколько времени пройдет, прежде чем нас всех унесет трясущая болезнь, если мы останемся здесь? Джеронимо начал встречаться с небольшими группами людей и говорить им, чтобы они готовились к побегу: воровали оружие и боеприпасы, и откладывали как можно больше еды. Ху приехал из Мексики, чтобы помочь Джеронимо спровоцировать побег, и сказал чирикауа, что они могут присоединиться к его апачам-недни в Мексике, разместив свои жилища в его горной твердыне с плоской вершиной, и совершая оттуда набеги. Джеронимо вещал людям на маленьких собраниях, что если они приготовят необходимые для побега еду и оружие, то Уссен, великий бог-создатель апачей, подскажет ему, когда придет время уходить. Главным препятствием для побега чирикауа из Сан-Карлос был Найче. Молодой вождь, хорошо понимавший, что он еще недостаточно созрел и не обладает достаточными знаниями, чтобы возглавить чоконен-апачей, пообещал своему отцу Кочису, что он и его старший брат Таза никогда не пойдут на войну с белоглазыми, если это вообще будет возможно. Найче не покинул бы резервацию, если бы мог этого избежать.
Зимние дни сезона Призрачных Лиц перешли в раннюю весеннюю пору Маленьких Орлят в урожайном 1878 году. Джеронимо и его семья разбили лагерь в горах к северу от субагентства, которое наблюдало за группой Найче. Женщинам удалось раздобыть достаточно кукурузы, чтобы приготовить хмельной тисвин для хорошей выпивки. Джеронимо любил выпить, но пьянство часто приводило к неприятностям, заставлявшим его делать то, о чем он потом сожалел. В этом случае, по словам Джейсона Бетцинеза, пьяный Джеронимо сильно отругал своего племянника – как очевидно, сына Наны и Нах-дос-те, но это не известного точно – «без всякой причины», в результате чего юноша, с типичной чувствительностью к неодобрению, особенно со стороны главы семьи, покончил с собой. Джеронимо винил себя в смерти молодого человека. Со своими военачальниками, их семьями и другими непримиримыми противниками, всего около сорока человек, при поддержке Ху, утром 1 августа 1878 г. Джеронимо покинул резервацию Сан-Карлос, и направился в Мексику, в крепость Ху.
https://apacheria.es/la-apacheria-en-el-siglo-xix-4/
События в ночь на 1 августа развивались примерно так: Лагерь Джеронимо находился в Блэк-Рок, в горах Святой Терезы (Santa Teresa Mountains). Смердон просто написал: «Пьяный индеец покончил жизнь самоубийством». Бетзинес был более конкретным: «Пока они пили ликер, Джеронимо начал ругать своего племянника без видимой причины. Это так расстроило парня, что он покончил жизнь самоубийством». Джеронимо и некоторые из его последователей напились тисвина, и Джеронимо начал упрекать своего племянника (имя не известно). Каким-то образом молодой человек обидел Джеронимо, вероятно, упрекнув того в пьянке. Далее, униженный руганью Джеронимо, племянник покончил с собой. Хоть и редко, самоубийство существовало среди апачей, но по причинам более важным, чем преступление. (Писательница Энджи Дебо думала, что племянник был сыном Нахдосте, сестры Джеронимо, и Наны, но он и его семья были тогда в Охо-Кальенте с большинством чихинне. Возможно, эта ошибка была результатом утверждения Бетзинеза о том, что Нана и его семья были тогда в Сан-Карлос, когда это было не так. Бетзинез мог перепутать события, с бегством из Сан-Карлос в сентябре 1881 года).
Раскаявшись (согласно Betzinez), или зная, что он не мог скрыть того, что он делал tiswin и, следовательно, заключен в тюрьму (согласно Смердону), Джеронимо упаковал свои вещи и бежал 2 августа, на восток, со своими тремя женами (Чи-хаш-Киш и Ше-гха среди них), и двумя детьми. Ни один человек не пошел с ним. Несколько чирикауа сказали Смердону, что Джеронимо вернется, когда дело забудется. Он этого не сделал. Он и его семья пошли дальше, на юг через горы Пелонсильо (округ Идальго, Нью-Мексико), и в Чиуауа. Рядом с Янош (Ханос, Janos) он снова присоединился к своему старому другу Ху, которого он не видел, по крайней мере, 18 месяцев, сообщая ему о ситуации в Сан-Карлос, особенно об эпидемии малярии. Как и в прошлом, когда реальная или воображаемая угроза формировалась в сознании Джеронимо, он реагировал таким же образом, бежав в Мексику. Он нарушил свое обещание агенту Харту остаться с Найче в Сан-Карлос. Он больше не давал обещаний, и это бегство не будет последним.
На пути к границе они столкнулись с грузовыми фургонами, убили кучеров, забрали продовольствие и боеприпасы. Их преследовала кавалерия, но им удалось отбиться и продолжить путь в Мексику. В Мексике Джеронимо присоединился к группе Ху и Нолги, и вместе с ними совершил набег на Сонору, чтобы продать свою добычу в Ханосе. Губернаторы штатов Сонора и Чиуауа решили положить конец этому предприятию, и заключить договор с Ху. Условия договора, которые были представлены Ху, Джеронимо и Нолги в начале сентября 1878 года, в основном говорили, что апачи должны были отказаться от набегов в Соноре, и жить в резервации вождя Чиуауа, недалеко от города Охинага на Рио-Гранде, и к востоку от Сьюдад-Чиуауа. Ху ожидал заключения договора, в котором говорилось бы, что американцы будут давать апачам пайки тогда, когда они им понадобятся, в обмен на прекращение набегов в Штатах. Ху знал от Джеронимо и по своим наблюдениям, что апачи пострадали от рук белоглазых в резервации Сан-Карлос, и не собирался мириться с жизнью в резервации, управляемой ненавистными мексиканцами. Он сказал мексиканцам, что ему нужно время, чтобы обсудить договор со своим народом. Мексиканцы сказали ему, что у него есть время до 25 сентября (около трех недель), чтобы дать им ответ, или солдаты из штатов Сонора и Чиуауа объединят свои силы, чтобы напасть на апачей. Ху ждал до 26 сентября, прежде чем Джеронимо, Нолги, и он наткнулись на обоз в Шоколадном перевале (Chocolate Pass), на полпути между Касас-Грандес и Галеной. Апачи уничтожили двадцать пять мужчин, женщин и детей в обозе, везущем бобы в Сильвер-Сити, штат Нью-Мексико, а затем исчезли в горах Сьерра-Мадре. Ху надеялся этим примером убедить мексиканцев, что платить пайки за мир – это наилучший вариант перемирия. Нолги отправился на север, в укрытие близ Ханоса, Джеронимо - в убежище примерно в 100 милях к югу от Нолги, а Ху - в крепость в стране Тараумара, примерно в 100 милях к югу от Джеронимо. Нолги попытался поговорить со своими друзьями в Ханосе, чтобы получить договор, который хотел Ху. Джеронимо послал разведчиков в Сан-Карлос чтобы узнать, улучшился ли рацион, и уменьшилась ли трясущая болезнь, чтобы определить, стоит ли пытаться вернуться туда обратно, а Ху продолжал оказывать давление на мексиканцев, совершая набеги.
© Copyright:
Юрий Дым 61, 2021
Свидетельство о публикации №221012700890