1878 Первый побег из Сан-Карлос

Юрий Дым 61
               




                Август 1878.  Первый побег из Сан-Карлос.



Через  четыре месяца после того, как Джеронимо был взят в плен, Клам подал в отставку и покинул резервацию, а шериф Тусона не потребовал, чтобы Джеронимо и его сподвижники  предстали перед судом, и были повешены, а новый агент резервации Сан-Карлос Генри Лайман Харт освободил Джеронимо и всех других, закованных в кандалы в караульном помещении. Учитывая, что именно Клам  намеревался заставить гражданские власти повесить Джеронимо, это было не иначе, как просто чудесным спасением,  от неминуемой смерти.
Выйдя из караульного помещения, Джеронимо и остальные вскоре воссоединились со своими семьями,  и поселились вместе с апачами чоконен-чирикауа  молодого вождя Найче (примерно в пятнадцати милях от агентства резервации, вверх по течению реки Гила).  Через несколько дней после освобождения Джеронимо,  Викторио, вождь чихинне, возглавил побег из Сан-Карлос в попытке вернуться в свою первоначальную резервацию Охо Кальенте. Это после того, как Джон Клам уговорил его покинуть резервацию Охо Кальенте,  и поселиться в Сан-Карлос в рамках политики консолидации «Бюро по делам индейцев». Викторио терпел условия жизни в Сан-Карлос  около трех месяцев, наблюдая, как его люди страдают от сильной жары, пыли, гремучих змей, туч насекомых и «трясущей болезни» (малярии и желтой лихорадки, приносимой роями комаров), и понял, что Клам и индейская полиция лгали ему и его людям о том, как хорошо живется в Сан-Карлос. Он поклялся никогда не возвращаться, часто говоря тем, с кем вел переговоры: «...все что угодно, кроме Сан-Карлос».

 

Живя в лагере Найче, Джеронимо посоветовал  вождю (ему было тогда около двадцати лет) не следовать примеру Викторио, чтобы бежать из резервации, и Найче прислушался.  Лайман Харт услышал о совете, который Джеронимо дал Найче, и был так доволен, что попросил Джеронимо быть «капитаном»  и советником тех немногих чихинне (по некоторым оценкам, около двадцати), которые остались в Сан-Карлос. Джеронимо согласился. Некоторые из его близких родственников были среди чихинне, которые не бежали с Викторио.  Среди них были его овдовевшая  «сестра» Нах-тла-тла (Nah-thla-tla) и ее дети-подростки Бетцинез (которого белоглазые  назвали Джейсоном, когда его отправили в школу Карлайла),  и Эллен. По-видимому, жена Наны, Нах-дос-те и их сын тоже остались, хотя некоторые думают, что она и ее сын покинули резервацию вместе с Наной, когда он ушел с Викторио.  Нах-дос-те являлась истинной кровной сестрой Джеронимо, и потому признавала его главой  семьи.
Однако жизнь в Сан-Карлос  становилась все тяжелее. Подрядчики не выполняли контракты на поставку говядины и муки, другие никогда не доставляли одеяла и другие припасы, или припасы были украдены агентами и проданы на черном рынке.  Апачи не получали и близко того рациона, в котором нуждались, и даже того мизера, который  им причитался.  Положение было настолько отчаянным, что агенты позволили им охотиться и собирать дикоросы, чтобы хоть как-то увеличить свой рацион,  и не умереть с голоду.  Кроме того, участились случаи трясущей болезни, и ни апачи, ни знахари белоглазых  не знали  точно как ее лечить, и откуда она берется.

 

Джеронимо начал вслух задавать вопросы, о которых остальные апачи только и думали:  сдержит ли когда-нибудь белоглазый свое обещание; почему мы не получаем все наши пайки;  сколько времени пройдет, прежде чем нас всех унесет трясущая болезнь, если мы останемся здесь? Джеронимо начал встречаться с небольшими группами людей и говорить им, чтобы они готовились к побегу:  воровали  оружие и боеприпасы,  и откладывали как можно больше еды.  Ху приехал из Мексики, чтобы помочь Джеронимо спровоцировать  побег, и сказал чирикауа, что они могут присоединиться к его апачам-недни в Мексике, разместив свои жилища в его горной твердыне  с плоской вершиной,  и совершая  оттуда набеги.  Джеронимо вещал  людям на маленьких собраниях, что если они приготовят  необходимые  для побега еду и оружие, то Уссен, великий бог-создатель апачей, подскажет ему, когда придет время уходить.  Главным препятствием для  побега  чирикауа из Сан-Карлос  был Найче.  Молодой вождь, хорошо понимавший, что он еще недостаточно созрел и не обладает достаточными знаниями, чтобы возглавить  чоконен-апачей,  пообещал своему отцу Кочису, что он и его старший брат Таза  никогда не пойдут на войну с белоглазыми,  если это вообще  будет возможно.  Найче не покинул бы резервацию, если бы мог этого избежать.

 

Зимние дни сезона Призрачных Лиц перешли в раннюю весеннюю пору Маленьких Орлят в урожайном 1878 году. Джеронимо и его семья разбили лагерь в горах к северу от субагентства, которое наблюдало за группой  Найче.  Женщинам удалось раздобыть достаточно кукурузы, чтобы приготовить  хмельной тисвин для хорошей выпивки.  Джеронимо  любил выпить,  но пьянство часто приводило к неприятностям,  заставлявшим его делать то, о чем он потом сожалел.  В этом случае, по словам  Джейсона  Бетцинеза, пьяный Джеронимо  сильно отругал своего племянника – как очевидно, сына Наны и Нах-дос-те, но это не известного точно – «без всякой причины», в результате чего  юноша, с типичной чувствительностью к неодобрению,  особенно со стороны главы семьи, покончил с собой.  Джеронимо винил себя в смерти молодого человека.  Со своими военачальниками,  их семьями и другими непримиримыми противниками,  всего около сорока человек, при поддержке Ху, утром 1 августа  1878 г.  Джеронимо покинул резервацию Сан-Карлос,  и направился в Мексику,  в крепость Ху.


https://apacheria.es/la-apacheria-en-el-siglo-xix-4/


События в ночь на 1 августа  развивались примерно так:  Лагерь Джеронимо находился в Блэк-Рок, в горах Святой Терезы (Santa Teresa Mountains). Смердон просто написал: «Пьяный индеец покончил жизнь самоубийством». Бетзинес был более конкретным:  «Пока они пили ликер, Джеронимо начал ругать своего племянника без видимой причины. Это так расстроило парня, что он покончил жизнь самоубийством».  Джеронимо и некоторые из его последователей напились тисвина, и Джеронимо начал упрекать своего племянника (имя не известно). Каким-то образом молодой человек обидел Джеронимо, вероятно, упрекнув того в пьянке.  Далее, униженный руганью Джеронимо, племянник покончил с собой.  Хоть и редко, самоубийство существовало среди апачей, но по причинам более важным, чем преступление. (Писательница  Энджи Дебо  думала, что племянник был сыном Нахдосте, сестры Джеронимо, и Наны, но он и его семья были тогда в Охо-Кальенте с большинством чихинне.  Возможно, эта ошибка была результатом утверждения Бетзинеза о том, что Нана и его семья были тогда в Сан-Карлос, когда это было не так.  Бетзинез мог перепутать события, с бегством из Сан-Карлос в сентябре 1881 года).

Раскаявшись (согласно Betzinez), или зная, что он не мог скрыть того, что он делал tiswin и, следовательно, заключен в тюрьму (согласно Смердону), Джеронимо упаковал свои вещи и бежал 2 августа, на восток, со своими тремя женами (Чи-хаш-Киш и Ше-гха среди них), и двумя детьми. Ни один человек не пошел с ним. Несколько чирикауа сказали Смердону, что Джеронимо вернется, когда дело забудется. Он этого не сделал. Он и его семья пошли дальше, на юг через горы Пелонсильо (округ Идальго,  Нью-Мексико), и в Чиуауа. Рядом с Янош (Ханос, Janos) он снова присоединился к своему старому другу Ху, которого он не видел, по крайней мере, 18 месяцев, сообщая ему о ситуации в Сан-Карлос, особенно об эпидемии малярии. Как и в прошлом, когда реальная или воображаемая угроза формировалась в сознании Джеронимо, он реагировал таким же образом, бежав в Мексику.  Он нарушил свое обещание агенту Харту остаться с Найче в Сан-Карлос.  Он больше не давал обещаний, и это бегство не будет последним.

 

На пути к границе они столкнулись с грузовыми фургонами, убили кучеров, забрали продовольствие и боеприпасы.  Их преследовала кавалерия, но им удалось отбиться и продолжить путь в Мексику.  В Мексике  Джеронимо присоединился к группе Ху и Нолги,  и вместе с ними совершил набег на Сонору, чтобы продать свою добычу в Ханосе. Губернаторы штатов Сонора и Чиуауа решили положить конец этому предприятию,  и заключить договор с Ху.  Условия договора,  которые были представлены Ху, Джеронимо и Нолги в начале сентября 1878 года, в основном говорили, что апачи должны были отказаться от набегов в Соноре,  и жить в резервации  вождя Чиуауа,  недалеко от города Охинага на Рио-Гранде, и к востоку от Сьюдад-Чиуауа.   Ху ожидал заключения договора,  в котором говорилось бы, что американцы будут  давать  апачам пайки тогда, когда они им понадобятся,  в обмен на прекращение набегов в Штатах.  Ху знал от Джеронимо и по своим наблюдениям, что апачи пострадали от рук белоглазых  в резервации Сан-Карлос,  и не собирался мириться с жизнью в резервации,  управляемой  ненавистными мексиканцами.  Он сказал мексиканцам,  что ему нужно время, чтобы обсудить договор со своим народом.  Мексиканцы сказали ему, что у него есть время до 25 сентября (около трех недель), чтобы дать им ответ, или солдаты из штатов Сонора и Чиуауа объединят свои силы, чтобы напасть на апачей. Ху  ждал до 26 сентября,  прежде чем Джеронимо, Нолги, и он наткнулись на обоз в Шоколадном перевале  (Chocolate Pass),  на полпути между Касас-Грандес и Галеной.  Апачи уничтожили двадцать пять мужчин, женщин и детей в обозе, везущем бобы в Сильвер-Сити, штат Нью-Мексико, а затем исчезли в  горах  Сьерра-Мадре.  Ху надеялся этим примером убедить мексиканцев,  что платить пайки за мир – это наилучший вариант перемирия.  Нолги отправился на север, в укрытие  близ Ханоса,  Джеронимо - в убежище  примерно в 100 милях к югу от Нолги, а Ху - в крепость в стране Тараумара,  примерно в 100 милях к югу от Джеронимо.  Нолги попытался поговорить со своими друзьями в Ханосе, чтобы получить договор, который хотел Ху. Джеронимо послал разведчиков в Сан-Карлос  чтобы узнать, улучшился ли рацион,  и уменьшилась ли трясущая болезнь, чтобы определить, стоит ли пытаться вернуться туда обратно, а Ху  продолжал оказывать давление на мексиканцев, совершая набеги.