Автобус и танк Сибзавода в 1947 году

Виталий Демешко
Документальное эссе

Категория: 6 +

На фото: автобус ЗИС-8 (фото с сайта truck-auto.info) и бывший танк-тягач Т-34-85 фото с сайта train-photo.ru).
Возможно, подобные виды транспорта были на Сибзаводе в городе Омске в 1947 году.

1.

Мои изыскания в области транспортного краеведения Омского Прииртышья продолжаются, и я спешу поделиться с читателями очередным открытием.
Я уже писал про автобусы Омска и середины 1930-х [1], и конца 1950-х годов [2, 3, 4]. А вот про 1940-е годы интересной информации не попадалось. Это неудивительно, ведь в годы Великой Отечественной войны на улицах Омска работали исключительно трамваи.
О том, как восстанавливалось автобусное движение в Омске в конце 1940-х годов, мне ещё предстоит выяснить. Однако, я нашёл интересный документ, немного проливающий свет на данный вопрос. Речь идёт о старейшем промышленном предприятии города – Сибзаводе, производившем детали для сельскохозяйственной техники, а в годы войны ещё и боеприпасы для фронта [8].
Вот что говорится в приказе №144 по Сибзаводу от 28 февраля 1947 года:
«Во исполнение решения общего собрания от 17-го января с[его] г[ода] транспортным цехом подготовлен к эксплоатации [именно так раньше писалось это слово – прим. В.Д.] 28-ми местный автобус, предназначенный для доставки на завод рабочих, живущих на большом расстоянии от него.
С целью правильного его использования приказываю:
1. Транспортному цеху – т[оварищу] Левшину обеспечить бесперебойную круглосуточную работу автобуса с 1.III-47 г. согласно прилагаемого графика.
2. Обеспечить автобус двумя водителями, установив оклад в 500 руб. и 25% надбавки за ненормированный рабочий день и двумя кондукторами с окладом 285 руб. в месяц.
3. В случае непредвиденного выхода автобуса из строя, транспортный цех заменяет его грузовой автомашиной для доставки рабочих на завод.
4. Запретить использование автобуса для служебных и индивидуальных поездок…
Директор завода Суренян» [5, л. 95].
В приложении к документу имеется и расписание данного автобуса, выполненное в виде таблиц. Мы эти таблицы вынуждены трансформировать в текстовый формат в следующей последовательности: пункт остановки; время прибытия на остановку; время стоянки на остановке; время отправления.
Автобус Сибзавода ходил по двум маршрутам. При этом по первому маршруту автобус ходил рано утром и после обеда, а по второму – только в утренние часы.
Итак, читаем:
«Расписание движения автобуса Сибзавода с 1-го марта 1947 г.
Рейсы на завод по ул. 10-летия Октября».
Пункт: 16-я Линия; прибытие: 6.15, стоянка – 10 минут; отправление: 6.25.
Пункт: 9-я Линия; прибытие: 6.27, стоянка – 2 минуты; отправление: 6.29.
Пункт: 2-я Линия; прибытие: 6.32, стоянка – 2 минуты; отправление: 6.34.
Пункт: Железный мост; прибытие: 6.39, стоянка – 2 минуты; отправление: 6.41.
Пункт: Гортеатр; прибытие: 6.45, стоянка – 2 минуты; отправление: 6.47.
Пункт: Сибзавод; прибытие: 6.55, стоянка – 5 минут; отправление [на второй маршрут – прим. В.Д.]: 7.00» [5, л. 96].
Прибыв на Сибзавод в 7 утра, автобус высаживал пассажиров, и следовал по Красному Пути и улице Республики (ныне – улица Ленина) в сторону нынешнего Омского Государственного Университета Путей Сообщения, возле которого, на месте сквера, располагался конечный пункт городской ветки железной дороги. Отсюда и начинался второй маршрут автобуса. Кстати сказать, никаких номеров у маршрутов не было; вторым я его назвал исключительно для удобства читателя.
 Пункт: Горветка; прибытие в 7.15, стоянка – 10 минут; отправление: 7.25.
Пункт: Музей; прибытие: 7.30, стоянка – 2 минуты; отправление: 7.32.
Пункт: Гортеатр; прибытие: 7.37, стоянка – 2 минуты; отправление: 7.39.
Пункт: Сибзавод; прибытие: 7.45, стоянка – 15 минут; отправление [на второй круг по этому же маршруту – прим. В.Д.]: 8.00» [5, л. 96].
В 8 часов автобус вновь ехал к городской ветке железной дороги, и потом обратно на Сибзавод.
Пункт: Горветка; прибытие: 8.15, стоянка – 10 минут; отправление: 8.25.
Пункт: Музей; прибытие: 8.30, стоянка – 2 минуты; отправление: 8.32.
Пункт: Гортеатр; прибытие: 8.37, стоянка – 2 минуты; отправление: 8.39.
Пункт: Сибзавод; прибытие: 8.45» [5, л. 96].
После обеда, примерно в 16 часов автобус вновь выдвигался от Сибзавода на улицу 10 Лет Октября, и следовал по такому графику:
Пункт: 16-я Линия; прибытие: 16.20, стоянка – 10 минут; отправление: 16.30.
Пункт: 9-я Линия; прибытие: 16.32, стоянка – 2 минуты; отправление: 16.34.
Пункт: 2-я Линия; прибытие: 16.37, стоянка – 2 минуты; отправление: 16.39.
Пункт: Железный мост; прибытие: 16.43, стоянка – 2 минуты; отправление: 16.45.
Пункт: Гортеатр; прибытие: 16.48, стоянка – 2 минуты; отправление: 16.50.
Пункт: Сибзавод; прибытие: 16.55, стоянка – 15 минут; отправление [на развоз рабочих – прим. В.Д.]: 17.10» [5, л. 96].
Далее в документе сказано, что "… Для доставки рабочих с завода автобус отправляется до 16-й Линии в 17.10 и в 2.15 ночи ежедневно. В направлении на Горветку – 8.15, 21.00 и 3.10 ночи ежедневно" [5, л. 96].
Здесь уже нет столь детального расписания, так как в автобусы никто не подсаживался, а только выходили.
Таким образом, автобус «крутился» по центральной части города с 6 утра до 4-х часов ночи, с дневным перерывом примерно с 9 до 16 часов.
Наличие кондукторов говорит о том, что даже для работников проезд был платный, а случайные пассажиры, скорее всего,  проехать в нём не могли, тем более, что в документах упоминаются специальные документы, дающие право на проезд в данном автобусе.
Конечно, у нас возникают некоторые вопросы после ознакомления с приказом. Например, какой марки был данный автобус? До войны по Омску ходили 27-местные «ЗИС-8», информацию о которых можно найти в газете «Омская правда» [6]. Возможно, и этот автобус был такой же марки, только с дополнительным местом. Мог быть этот автобус и местной, заводской сборки, выполненный на шасси какого-нибудь грузовика. Кстати, именно грузовик и должен был заменять автобус в случае неисправности. Допускаю, что этим грузовиком и подвозили рабочих до появления автобуса, хотя многие рабочие добирались до завода пешком или на трамвае, ходившем по улице Орджоникидзе.
Ещё один интересный вопрос: изменялось ли движение автобуса во время легендарного наводнения 1947-го года, разрушившего трамвайный мост? Ведь и Железный мост тогда тоже пострадал. Увы, но ответа в сборнике приказов нам найти не удалось.
Поскольку другой информации о подобных рабочих автобусах раннего послевоенного времени у нас нет, будем временно считать автобус Сибзавода первым рабочим автобусом в городе Омске.

2.

Вторая часть нашего документального эссе посвящена весьма специфичному виду транспорта. Судите сами.
Из приказа по Сибзаводу №224 от 28 марта 1947 г.:
«Тяжёлые дорожные условия, затрудняющие поставку на завод необходимых материалов для производственных нужд, транспортировка продуктов питания подсобных хозяйств из районов области, перевозка тяжеловесного оборудования привели к необходимости приобретения танка-тягача.
Высокая стоимость приобретённого танка и ограниченный моторесурс требуют строгого учёта его эксплоатации и рационального применения, исходя из чего приказываю:
1. Передать танк в ведение транспортного цеха.
2. Назначить водителями танка т[оварищей] Ельфутина и Савина.
3. Стар[шим] водителем назначить т[оварища] Ельфутина с окладом 650 руб. + 50% за ненормированный рабочий день.
4. Второму водителю т. Савину установить оклад 500 руб. + 50% за ненормированный рабочий день.
5. Выпуск танка в линию производить только с письменного распоряжения моего или главного инженера завода.
6. Для контроля за правильным использованием танка-тягача при выполнении порученной работы [в] каждом отдельном случае мною и главным инженером будет назначаться ответственный исполнитель.
7. Отделу технического снабжения обеспечить транспортный цех всеми необходимыми сортами масел и горючим в соответствии с требованиями технической эксплоатации танка-тягача согласно инструкции завода изготовителя.
Директор завода Суренян» [5, л. 163].
Мы не знаем, был ли указанный в приказе тягач настоящим танком со снятым вооружением, и если да, то какой марки. Но, несомненно, это была машина на гусеницах, иначе бы её так не называли.
Ещё более животрепещущий вопрос: если это был танк, то не с фронта ли он прибыл в Омск? В то время не разбрасывались ни трофейной, ни подбитой техникой. Да и в самом Омске танки производили в больших количествах.
В общем, не исключено, что и наш город, и некоторые сельские районы области в конце 1940-х повидали такие машины на ниве мирного труда. Кстати, краевед Евгений Евсеев писал о двух танках ИС, использовавшихся в 1950-е годы для подпоры Железного моста [7].
Я надеялся найти информацию по водителям танка-тягача Сибзавода, ведь они могли быть демобилизованными фронтовиками, но пока ничего интересного не нашёл. Если найду, то обязательно напишу.

Литература:

1. Демешко В. Городской транспорт Омска 1935 года. // http://proza.ru/2020/01/08/74
2. Демешко В. Общественный транспорт г. Омска в 1950-х годах. // http://proza.ru/2018/06/03/115
3. Демешко В. Автобусные маршруты Омска 1957 года. // http://proza.ru/2019/08/22/207
4. Демешко В. Пассажирские автобусы Омска в 1959 году. // http://proza.ru/2019/07/04/179
5. Приказы о деятельности завода. 1947 г. // Государственный исторический архив Омской области, Ф. 349, оп. 1, д. 60, лл. 95, 96, 163.
6. Новая автобусная линия. // «Омская правда», 1936, 3 февраля, №27 (338), с. 4.
7. Евсеев Е. Мосты в жизни нашей... Век ХХ. Железный мост и его спутники. // http://lib.omsk.ru/ip/evseev
8. Сибзавод. История завода. // https://sibzavod.ru/history

26-27 января 2021 года

Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits