Мы вместе. Мысли вслух об этом концерте

Людмила Лаврова
О КОНЦЕРТЕ «МЫ ВМЕСТЕ», ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ И ГЕРОЙСТВЕ. ВЗГЛЯД ЗРИТЕЛЯ.

11 апреля по телеканалу «Россия» передавали концерт «Мы вместе», посвящённый врачам, борющимся с коронавирусом, волонтёрам, продавцам продовольственных магазинов, работникам аптек, полицейским и всем, кто в условиях пандемии принимает удар на себя.

Идея концерта, транслировавшегося на всю страну, сама по себе очень хорошая: напомнить россиянам, многие из которых сидят на самоизоляции в своих квартирах, что мы – единая страна, что мы вместе, именно все вместе - и тот, кто работает на вирусной передовой, и тот, кто самоизолировался, чтобы не добавлять работы первым, победим этот вирус рано или поздно.
 
На первый взгляд, всё прекрасно: патриотический концерт, Большой театр, пение осанны врачам, через слово: «Вы – наши герои!». Врачи, борющиеся с коронавирусом, безусловно, заслуживают всяческой благодарности и поддержки. Но почему они герои? Они – жертвы. Жертвы головотяпства и профессиональной недальновидности тех представителей власти, которые не закрыли границу сразу, как только в Китае разразилась эпидемия COVID-19, тех, которые не стали немедленно организовывать изоляторы для прибывающих из-за рубежа российских туристов и граждан других стран, хотя бы для начала в Москве и Санкт-Петербурге, кто в уже имеющиеся изоляторы не направлял прибывающих из-за рубежа в обязательном порядке.

Наивно рассчитывать на сознательность всех контактировавших с заболевшими коронавирусом и заболевших им в легкой форме – ну, не будут все сто процентов этих индивидуумов сидеть на карантине. Не достигли мы еще такой степени общественного сознания. Да и уровень образования достаточно большого количества людей не позволяет им, видимо, понять опасность ситуации – это аукнулись 1990-е годы, когда образование было ничем, а малиновые пиджаки - всем. Поэтому для этих категорий людей должно было быть сказано-написано только одно: «Нельзя дома. В изолятор». Не пишу, что именно нельзя. Все и так знают. Но не все выполняют. И закон необходимый могли бы издать вовремя. Не издали.

Но возвращаюсь к трансляции концерта. Итак, герой – это тот, кто совершил свой геройский поступок по своей воле: спас утопающего ценой своей жизни, бросился под вражеский танк, ведомый чувством патриотизма, и т.п. Врачи, которых бросили на борьбу с коронавирусом, имели выбор? Те, кто не инфекционисты, не вирусологи? Медсестры имели? А санитарки? Лаборанты? Рентгенологи?

Словарь дает в качестве одного из определений слова «герой» следующее: «Исключительный по смелости или по своим доблестям человек». В описанной ситуации данное определение больше всего подходит к волонтёрам. А кроме того, героизм одних часто вызван разгильдяйством других.

Ну, ладно, герои так герои. Пошли дальше. Что такое для гражданина России Большой театр? Да, театр, представляющий высшие образцы оперного и балетного искусства. Визитная карточка российской музыкальной классической культуры. Во всяком случае, он таким задумывался, создавался и был на протяжении без малого двух с половиной веков. Большой театр для русского человека, это, прежде всего, спектакли на музыку Петра Ильича Чайковского: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Лебединое озеро», «Щелкунчик». Или, во всяком случае, известнейшие оперные и балетные постановки на музыку композиторов-классиков. Мечта поэтов и непоэтов.

Что было бы логично ожидать от программы концерта «Мы вместе»? Конечно, самые знаменитые оперные и балетные номера в исполнении лучших солистов Большого театра. Ну, и, может быть, несколько любимых нашим народом песен, с которыми оперные солисты справились бы прекрасно. Но телеканал «Россия» пошёл своим путем. Он просто арендовал сцену Большого театра под сборный концерт артистов, 99 процентов которых к опере или балету отношения не имели.

Более того, профессиональный уровень некоторых артистов, пусть они и известные в своих жанрах, не позволял им и близко подходить к священной для большинства культурных людей сцене, не только с неё что-то исполнять. Для такой сборной солянки раньше использовался зал Дворца съездов. Но раз Кремль на самоизоляции, поставьте шатёр на Красной площади и вещайте оттуда! Нельзя Большой театр опускать до прокатной площадки даже под вывеской хоть какого-раскакого патриотического концерта, если уровень этого концерта не соответствует уровню Большого театра. Это, извините, не демократический взгляд, а нивелирование ценностей. Для многих людей классическая музыкальная культура – еще большая ценность, как бы это кого-то не удивляло.

В итоге в главном театре оперы и балета России, в концерте, транслировавшемся на всю страну, где ведущие нескончаемое количество раз говорили «Большой театр» и водружали это великое имя на воображаемое знамя концерта, балетных артиста было всего два: прима-балерина Большого Светлана Захарова и Сергей Полунин, который никогда солистом Большого театра не являлся. Правда, какое-то количество лет назад он был премьером Ковент-Гардена, но на знамени концерта – Большой! Увы и ах: и Захарова, и Полунин танцевали не вариации из знаменитых классических балетов из репертуара Большого театра, а современные хореографические номера, причем, значительное время в этих номерах занимало катание по сцене. И это – как солисты балета валяются на сцене Большого театра – демонстрировать на всю страну? В патриотическом концерте! Больше выбрать было нечего? А в номере примы Захаровой хореограф вместо достойного её уровня партнера выбрал стул! А она согласилась.

Ну, а оперных певцов не включили в программу концерта вообще. Ни одного! Их заменили Дима Билан и Полина Гагарина (если любителям оперы и Большого театра эти имена что-то говорят). В программу организаторы включили также незаменимого участника всех подобных концертов Николая Баскова и другие имена, среди которых были очень хорошие артисты, но которые на данной сцене чувствовали себя явно неловко. А некоторые, очевидно, и не поняли, куда вышли, например, некий Александр Петров, появившийся на сцене в футболке. Да, в чистенькой такой белой футболке, в которую приятно переодеться после тренировки в фитнес-центре. Граждане зрители, подайте бедному артисту на фрак! И не говорите мне, что это стиль такой. Уместность еще никто не отменял.
 
Итак, если устроители решили показать стране Большой театр, так покажите! Но весь концерт его роскошный красно-золотой зал показывали в темноте! Но телезрители же не кошки, в темноте не видят. Какой тогда в этом смысл? Сцена тоже была по большей части в темноте. Артистов, правда, выделяли светом, но в целом – мрак. И вообще, катастрофические цвета и картинки на сцене. Как сказал один ребёнок, смотревший концерт: «КаКастрофа». «КаКастрофа» вкуса.

Ну, и ведущие, конечно, отличились. Тем, что не владеют государственным языком на профессиональном уровне. Примеров сколько угодно, правда, все и так слышали, но повторю. В самом начале трансляции, не помню, кто из ведущих Дарья Златопольская или Андрей Малахов, сказал: «Как бы трудно НЕ было». Далее, Андрей Малахов: «Без любви НИЧЕГО не имеет значения»; «Мне кажется важНО, что прозвучит поэзия». А со словом «дезинфекция» он вообще не справился, вместо него выдал звуковую абракадабру. Дарья Златопольская: «В поддержку враЧАМ». Были и ещё перлы подобного образца. Скажете, я блох вылавливаю? А вот и нет.
Неужели для такого значимого для жителей страны патриотичного концерта не могли найти ведущих, профессионально владеющих ГОСУДАРСТВЕННЫМ языком? Во времена Советского Союза наша страна была страной всеобщей грамотности, а сейчас стала страной всеобщей безграмотности? Я считаю, что претендующие на должности ведущих государственных каналов радио и телевидения должны сдавать экзамен по государственному – русскому – языку на уровне, на котором сдают русский язык шпионы, засылаемые в Россию. В США в штате Вирджиния есть университет, где готовят шпионов. Можно позаимствовать у них программу экзаменов по русскому языку.

Увы, языковые ошибки – не только у ведущих концерта «Мы вместе», хотя это было особенно неприятно, т.к. русский язык – один из важнейших связующих страну факторов. Журналист Радио России Александр Куриков изо дня в день, из года в год произносит «ПрЕсса по диагонали», «БрюссЕль» и т.п. Его ошибки кроме меня никто не слышит? Так почему не исправляют? На одной из программ Петербургского радио ведущий называет жителей города петербурЦами.
Это не только смешно и грустно, это опасно. Опасно для культуры нашей страны. При таких ведущих через несколько лет вся страна будет говорить на суржике. Ведь артистов и ведущих народ копирует! А утрата языка – это утрата культуры. О каком единстве и солидарности можно будет говорить в таком случае? Люди, говорящие на суржике, будут не способны не только оценить Большой театр, но и своих героев. Невладение в должной мере государственным языком гражданами страны – начало опасного круга, который может стать замкнутым.