Король Навальный король карнавальный!

Бармин Виктор
                Король Навальный -- король карнавальный!

                ***

                А король-то КАРНАВАЛЬНЫЙ!

          Если сказать, что А.Навальный, мол, фигура одиозная, то почти ничего не сказать. Впрочем, сам одиозный фигурант может о себе заявить словами очень популярного в литературном мире персонажа, мол, "я человек больной... Я злой человек.  Непривлекательный  я  человек..." И далее... "Впрочем, я ни шиша не смыслю в моей  болезни и не знаю наверно, что у меня болит. Я не лечусь и никогда не лечился, хотя медицину и докторов уважаю. К тому же я еще и суеверен до  крайности; ну, хоть настолько, чтоб уважать медицину. (Я достаточно образован, чтоб не быть суеверным, но я суеверен). Нет-с, я не хочу лечиться со злости. Вот  этого, наверно, не изволите понимать. Ну-с, а я понимаю. Я,  разумеется,  не  сумею вам объяснить, кому именно я насолю в этом случае моей злостью..."

          Но одиозность -- это только одна сторона персоны, причем, вперед забегая, замечу персоны довольно загадочной, даже мистериальной, а вот в этом и привлекательность его, та "загадошная" привлекательность, которую все критики (и литературные в том числе) не видят, не замечают. И вот о такой, мистериальной и символической, стороне персонажа, о его привлекательности и о его заманчивости, я и хотел бы вам поведать, дорогой читатель.

          Ах, как в этом мире, в здешнем мире начала 21-го века, не достает Федора Михайловича. Вот фантастика! Автора нет здесь, а его персонажи гуляют по миру, причем, самые популярные в мире. Хотя, как сказал фантастический персонаж (кот Бегемот) в романе Михаила Булгакова, "Протестую!.. Достоевский бессмертен". И, действительно, персонажи нашей современности обеспечивают Федору Михайловичу не только популярность, но и "бессмертие". Вот только сам Федор Михайлович мечтал ли о таковом и Таковое... Ведь, Алексей Навальный, как персонаж, отнюдь, не Алеша Карамазов. Хоть и есть сходные черты, например, прямота правдоискательства, но чистота сердца и совести разнятся у этих персон. Так например, по-моему, Иван Карамазов не стал бы исповедоваться пред Алешей Навальным в трактире "Столичный город" не из-за каких-нибудь идеологических мотивов, а именно потому, что Совесть сердца совсем и вовсе не та, что у брата Алеши Карамазова, пред которым возможно вылить душу свою начисто. Например, это тоже самое, если б Иван К. исповедался такому персонажу, как Михаил Ракитин, он же "толкователь снов", предшественник Фрейда. Кстати, о снах.

           Вот буквально сегодня мне приснился необычный сон, о котором желаю поведать дорогому читателю, сон, именно, о привлекательной загадочности фигуры А.Навального. Ведь, эта фигура, действительно, привлекательная, завлекательная, заманчивая. Ну, почти как загадочная фигура Николая Ставрогина, которую идеолог Петруша Верховенский "короновал".
 
           Ведь, Алексей Навальный -- это персонаж, взятый прям из произведений Федора Михайловича, т.е. фигура неоднозначная, незавершенная, фигура не воплощенная, которая еще только мечтает воплотиться, а потому неизбежно проходит чрез трудный путь (преодоление "путинизма"), чрез тяжелейшие этапы, связанные со скандалами, провокациями, различными махинациями, и на всем этом карнавальном фоне, в то же время, позиционирует себя как идеолог правдоискатель, даже как националист, почти что как идеолог Иван Шатов. Но тут кроется загвоздка, т.е. несовпадение фигур, как ни пытались Петр Верховенский и Иван Шатов "короновать" Николая Ставрогина, а тот оказался просто упрямым "умником", уперся и все тут, прям как капризный человек из подполья, не желающий воплощаться. Совсем другое дело, связанное с фигурой Алексея Навального, желающего воплощения и того, чтоб его короновали.

           И тут уже совсем другая история, связанная с незавершенностью образа Алеши Карамазова, тут в персоне Алеши Навального открывается незавершенная история "Жития великого грешника", открывается продолжение эпопеи "Карамазовых", открывается образ Алеши и его мальчиков-социалистов, открывается ненаписанный роман "Дети" Достоевского. И вот "история наизнанку", когда "Дети" Достоевского, жаждущие Правды, увидели в образе Алеши Навального -- борца за правду, жертву ненавистного режима, Прометея русской революции. "Дети" жаждут короновать своего Прометея, "Дети" жаждут своего Короля. И вот Король объявился, почти таинственно, из-за границы, нет, не как князь Мышкин Лев Николаевич, хотя и тот находился в лечебнице (в Швейцарии, кажется), но почти как Николай Ставрогин и Петруша Верховенский, обучившись в самых передовых университетах Европы. Впрочем, в самой что ни есть либеральной Европе всех "вылечили": и князя Мышкина, и Ставрогина, и Верховенского Петю. Чему-чему? Уму-разуму, например, вот такому:

"... -- Слушайте, мы сделаем смуту, -- бормотал тот быстро и почти как в бреду. -- Вы не верите, что мы сделаем смуту? Мы сделаем такую смуту, что все поедет с основ. Кармазинов прав, что не за что ухватиться. Кармазинов очень умен. Всего только десять таких же кучек по России, и я неуловим.
-- Это таких же все дураков, -- нехотя вырвалось у Ставрогина...
...Мы провозгласим разрушение... почему, почему, опять-таки, эта идейка так обаятельна! Но надо, надо косточки поразмять. Мы пустим пожары... Мы пустим легенды... Тут каждая шелудивая "кучка" пригодится. Я вам в этих же самых кучках таких охотников отыщу, что на всякий выстрел пойдут, да еще за честь благодарны останутся. Ну-с, и начнется смута! Раскачка такая пойдет, какой еще мир не видал... Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам... Ну-с, тут-та мы и пустим... Кого?
-- Кого?
-- Ивана-царевича.
-- Кого-о?
-- Ивана-царевича; вас, вас!
Ставрогин подумал с минуту.
-- Самозванца? -- вдруг спросил он, в глубоком удивлении смотря на исступленного. -- Э! так вот наконец ваш план.
-- Мы скажем, что он "скрывается", -- тихо, каким-то любовным шепотом проговорил Верховенский, в самом деле как будто пьяный. -- Знаете ли вы, что значит это словцо: "он скрывается"? Но он явится, явится. Мы пустим легенду получше чем у скопцов. Он есть, но никто не видал его. О, какую легенду можно пустить! А главное -- новая сила идет. А ее-то и надо, по ней-то и плачут. Ну, что в социализме: старые силы разрушил, а новых не внес. А тут сила, да еще какая, неслыханная! Нам ведь только на раз рычаг, чтобы землю поднять. Все подымется!
-- Так это вы серьезно на меня рассчитывали? -- усмехнулся злобно Ставрогин..." (Ф.М.Достоевский, роман "Бесы").

                ***

                Король КАРНАВАЛЬНЫЙ!

           Именно, персонаж-то чисто авантюрный: его черты -- это скандальность, эксцентричность, провокационность, наконец, мошенничество в виде предприимчивости и находчивости. Его близнец по образу -- это Остап Бендер, который мог бы сказать о своем ближайшем родственнике такое: "представляю вам, отец русской демократии, гигант мысли с лозунгом "заграница нам поможет!" и прочие прелести. Остап Бендер -- это даже не двойник А.Навального, а его близнец. Это, как на игральных картах, т.е. верхняя половина -- король А.Навальный, а нижняя -- король карнавальный (в образе Остапа Бендера). Но какой же "король", да без свиты и без дворца? И у "короля" есть своя свита. На самом нижнем её ярусе это "уличные дети" 21 века, "дети гугла". Ведь, "дети", как дети, желают праздника, желают видеть своего "короля" на троне, а он им в ответ предоставляет карнавальный праздник, в котором "мир наизнанку", где "все позволено", делай чего пожелается. Например, желается закидать полицейского снежком, пожалуйста, ведь это всего лишь "ИГРА", прям карнавальное действо, желается поиграть каской полицейского в футбол, пожалуйста, играйте, или желается уже плюнуть в морду и побить полицейского, а как же, ведь это всего лишь, Игра, забава, карнавальный праздник, где всё дозволено.

          Ведь, "Дети" всего лишь желают долгожданного праздника КАРНАВАЛЬНОГО, желают порезвиться, и Король всё дозволяет своим детишкам, мол, "резвитесь детишки", "всё позволено". Ведь "Дети" жаждут обновления, жаждут "светлого будущего", которое им рисует Король, а "обновление" в карнавальном празднике неизбежно проходит чрез всеуничтожение. И Король обещает, мол, вот когда вы всё уничтожите, на этом самом ничтожестве мы и построим свое уже новое здание, свой хрустальный дворец. В своих обещаниях Король Навальный напирает на новом образовании, т.е. будут образовывать "новых людей" для строительства нового здания. Спрашивается, а кто "детей" будет образовывать.

         А вот для этого в свите Короля есть средний ярус, как из либеральной прессы, либеральной интеллигенции или гигантов мысли с единым лозунгом "Запад нам поможет!", так и высший ярус из тех самых Учителей Запада, которые и создали этот самый проект под названием "проект Навальный"-"Король Навальный". И вот этот самый "проект" в короновании Короля заключает в себе, самое интересное, Процесс, КАРНАВАЛЬНЫЙ Процесс, действия которого совершаются по самым классическим схемам жанра.

                ***

                Процесс КАРНАВАЛЬНЫЙ!

          С чего начинается? Как обычно, т.е. со скандала. Скандал заказывали? Вот и отравление. Прям, "из глубины сибирских руд" в самое сердце Европы: из Томска в Омск, из Омска в Москву, а из Москвы прям в Берлин, т.е. на "лечение". А в процессе этого авантюрного приключения прям с ходу, казалось бы, сочиняется "легенда" об отравлении. И тут же сразу сочиняется версия об отравителе-исполнителе и об заказчике отравления. Пока "пациент" лечится в лечебнице в западной либеральной прессе накат-навал пропагандистских лозунгов, исходя из которых "тень падает" на Кремль. О, чудо! Пациент, чудесным образом, выздоравливает из, казалось бы, совершенно невозможной ситуации, когда смерть при заявленном отравлении неминуема. Загадка! Но по карнавальному жанру, все вполне естественно, персонаж прошел стадию "умирания-возрождения". И вот уже возродившись, восставши из мертвых, пациент-больной превращается в прецедент, как образ скандала и провокации, метивший не иначе уже как на трон Короля. Впрочем, отправив Навального в Москву из Берлина, ему уже избрали, предписали роль жертвы изначально, мол, как образ Прометея, жертвующего собой, ради людей, но в то же время с прицелом на коронацию Короля (по случаю). И в этом процессе все уже предписано и предрешено по законам жанра: снова очередной скандал, мол, встретили без поцелуев и без цветов, а с наручниками. Снова провокация на митинг. Ну как же здесь не провоцировать на скандал. Ведь Король приехал, а дворца-то у него и нет, а вот у Путина, мол, есть дворец. А чем Король Навальный хуже Путина, спрашивается. Ничем, вот и карнавальному Королю тоже нужен хрустальный Дворец. И тут уже просто истерика, шум-гам, скандал глобальный, митинги, "дети", увечья, кровь, разбитые лбы. Словом, КАРТИНА КАРНАВАЛА удалась. Образ "карнавального Короля" выдержал свою "невыполнимую миссию" на очередном этапе, застряв на игровом уровне "жертва режима". Поэтому, нужны новые провокации, новые скандалы, новые митинги, ведь, "проект Навальный"-"Король карнавальный" надо же как-то отрабатывать пред заказчиком и казаться жертвой в глазах почитателей.

          Но как и говорилось, образ "карнавального Короля" -- незавершенный образ, мы ожидаем еще развязку от режиссеров-сценаристов и продюсеров этого грандиозного политического КАРНАВАЛЬНОГО ШОУ. Иные серии которого мы уже видели на примере Украины-2014 года, Белоруссии-2020 и США-2020-21г.г. Ведь, как ни крути эту карту, а ото всюду играет двуличие персонажа, ведь, он --

                "Король Навальный -- Король КАРНАВАЛЬНЫЙ!"