Ах, Тома, Томочка. Глава 13

Галина Гостева
    «Слушайся добрых людей, они тебя на путь наставят».
         (Народная мудрость).

    Эту историю с зэком до сих пор вспоминают все родственники Галины. В первую субботу октября 1969 года несколько третьекурсниц английского отделения Факультета иностранных языков Абаканского пединститута, отправленные на трёхмесячную педагогическую практику в родную Туву, еле успели добежать  до автовокзала, чтобы уехать на автобусе вечерним рейсом в Кызыл.

    С собой у девушек были только небольшие дорожные сумки с теплой одеждой и шерстяными носками. Ехать до Кызыла предстояло более 10 часов. Если в Абакане стояла ещё по-летнему тёплая погода, то после поселка Танзыбей дорогу в горах уже занесло снегом.

    Автобус был стареньким, холодным, продуваемым сквозняками. Девушки натянули на себя толстые свитера, вязаные шапочки на голову,ступни ног утеплили шерстяными носками и стали подрёмывать беззаботно.

    Рядом с Галей сидел молодой человек невысокого роста, худенький, в тоненькой рубашке с короткими рукавами и в сандалиях на босу ногу. Про себя Галя очень удивилась, что он так легко оделся в дорогу, будто в Сочи направился отдыхать.

    Когда  в полночь автобус покатил по заснеженной дороге, петляющей в Саянах, в салоне резко похолодало. Молодого человека затрясло, словно в лихорадке, и он стал дуть на свои руки, чтобы хоть чуточку согреться.

    Галя достала из сумки толстый свитер, вязаные  шерстяные носки, чёрную шапочку и молча протянула молодому человеку. Тот с благодарностью быстро облачился в тёплую одежду…

    В Кызыл автобус прикатил около 5 часов утра. Галины  подружки Оюн Карама и Орустук Саяна решили, как обычно, пойти к Гале домой, поспать там немного, перекусить, а днём уже поехать на автобусе домой в свои сёла.

    Молодой человек, выйдя из автобуса на автовокзале, отдал Галине её свитер, шапку и носки и стал расспрашивать о том, есть ли в городе гостиница.

    Галя с усмешкой ответила ему: -  Гостиница « Кызыл» в городе есть, но всего одна. Она находится в центре города. Автобусы начнут движение только в 6 часов утра. К сожалению, свободных мест в гостинице никогда не бывает, поэтому нет гарантии, что тебе удастся поселиться в ней.

    Разочарованию молодого человека не было предела, и он стал напрашиваться тоже пойти с девчонками домой к Галине.

    Девушке было искренне жаль его: такого худого, замёрзшего, растерянного, не понимающего, куда ему податься после прибытия в незнакомый город.

    Чуточку поразмышляв, она решительно пригласила его  пойти с ними :
 -  Ладно. Пойдем с нами. Родителям скажу, что ты тоже студент, приехавший с нами вместе на практику в школу.

     Молча все прошли минут 10 по спящему частному сектору Кызыла. Вдруг юноша достал из кармана брюк паспорт, отдал его Галине, раздраженно заметив при этом,  слегка заикаясь:  - Не понимаю, что ты за человек?! Ведёшь домой неизвестно кого,  даже имени не спросив.

     Открыв паспорт, она прочла вслух:   - Жаров Виктор Геннадьевич. Место рождения -  город Черногорск. Вернув паспорт Виктору, Галя полюбопытствовала:
 - Слушай! А зачем ты в Кызыл приехал-то? У тебя,  что родня здесь живет?

     Он нервно засмеялся и со злобой пояснил ей, слегка растягивая слова от заикания: - После колонии строгого режима я вернулся домой в Черногорск несколько дней назад. Отец с мачехой меня выгнали  сегодня из дома, чтобы я их не позорил перед соседями и знакомыми.

    Отец  дал мне немного денег,  и посоветовал поехать в Туву в Кызыл.  Он мне сказал, что здесь можно легко найти работу с хорошей зарплатой.

     Выслушав Виктора, подружки от страха молча прижались к Галине. Та тоже сначала помертвела от его слов, словно её обухом ударили по голове. Потом, собравшись с духом, всё же произнесла: -  Не бросать же тебя на улице в незнакомом городе. Дай слово, что моей семье ты не навредишь. Кроме родителей у меня, ведь, ещё 3 сестры и братик есть. Поспишь, поешь, а потом уж будешь себе работу и место жительства искать. Кстати, кем ты собираешься работать?

      Немного успокоившись, Виктор, почти без заикания, медленно пояснил:
 -  Я художественную школу закончил. В колонии тоже всё оформлял. Попробую найти работу художника-оформителя.

    -   Так родителям моим и скажем, что ты студент художественного отделения. Про колонию не вздумай вякнуть, а то и меня вместе с тобой из дома попрут. Папа у меня очень строгий и скор на наказание.

    Так всё и произошло. В воскресенье в обед подружки уехали в свои сёла.
В понедельник утром, по совету Томы, которая каким-то непостижимым образом узнала, что Виктор бывший заключённый, Галя поехала с ним на правый берег в стройтрест.

    Начальник треста сказал, что его не пугает прошлое Виктора, дал задание тому нарисовать один плакат и тут же принял его на работу. К сожалению, оказалось, что общежитие пока на ремонте, и Виктору дадут в нём место только через два месяца.

    Когда после обеда Галя с Виктором приехали домой, Тома вызвала сестру в баню и произнесла: -  Пусть Виктор поживёт у нас. Была пора, у него не было ума. Та пора ушла, и ум его пришёл. В нашем доме и вода для него, что мёд целебный будет.

     С мамой и папой я сама поговорю. Попробую убедить их, что ко времени гость – не в убыток. Гостю почёт, хозяевам честь.  Много горя Виктор хлебнул в жизни. Мне всю его жизнь показали сегодня во сне. Он сам потом тебе всё расскажет.
 
     Судьба его к нам в дом направила, к нашей маме. Она его и от испуга, и от заикания вылечит и помолится за него Богу. Пообщавшись с ней, он совсем другим человеком станет. Родителям потом скажем, кто он на самом деле есть. Пугать их сейчас не будем. Хотя мама и сама догадается, где он провёл последние 6 лет жизни и за что сидел.

     Родители, после разговора с Томочкой,  разрешили Виктору пожить у них два месяца. Спальное место отвели ему на диване в зале.
   
    Продолжение следует:http://proza.ru/2021/02/07/1395