Американские и прочие самолёты над нами

Анатолий Шульга
И вот нахожусь я, как палубный инженер-ихтиолог на СРТР - 0721 «Академик Книпович» от мурманского Полярного института рыболовсвтва и океанографии (ПИНРО) в феврале 1974 года в северной Атлантике между банкой Роколл и Поркьюпайн у поисках никчемной рыбёхи путассу (Micromesistius poutassu L.).
Все северо-восточные циклоны с их жестокими штормами проходят через этот район, ужас, а я укачиваюсь по жизни. Моё суднышко захлёбывалось чудовищными волнами  по  самые мачты по несколько суток подряд, держались «носом на волну», периодически пытались ставить донный трал или мерить температуру воды батиграфом, реже батометрами Нансена. А так чудовищные удары волн по корпусу судна с лязганьем якорей у клюзов создавали простую атмосферу безнадёжности и безысходности.
И вот при огромной океаничесвой зыби в передыхе от штормов мой белый пароход лежит в дрейфе в означенном районе в ожидании встречи с ТР «Демьян Коротченко», который привёз нашему и другим «мурмансельдевцам» солярку, еду, почту и одеколон. Никого не трогаем.
Хорошо, тепло, почти 10 градусов плюс, солнышко, что ещё нужно почти белому мурманскому человеку?
Вдруг слышим неоднократный вой двигателей самолёта над собой.
    Баушки, да ведь над нашей скорлупкой кружит настоящий «Орион».
Этот четырёхмоторный самолёт береговой охраны США, летает на трёх моторах в поисках совдеповских шпионских судов и  контролирует северную Атлантику.
А ведь и действительно, с кочки зрения их вояк, какого чёрта делает советский «рыболов» там, где рыбы нет. Значит «шпиён». Крутнулся «Орион» вокруг ещё разочек и сбросил электрорадионавигационный акустический буй возле нас.
Ну,  плюхнулось что-то в кабельтове от нашего корпуса. Рассматриваем — примерно по обьёму  как два советских огнетушителя, но с трёхусой антенной сверху оранжевого корпуса.
С присущим мне авантюрным белоруссизмом, предлагаю капитану Михаилу И.Кобец поднять эту штуковину на борт. Радиогруппа уже крутится рядом с отвёртками.  Капитан (очень хороший человек и рыбак) изрыгая нецензурщину, говорит мне : Анатоль, я один раз поднял эту штуковину на Джорджес-банке к себе на шлюпочную палубу. Потом несколько раз выскакивал из каюты к ней. Там что-то тикает — а вдруг взорвётся? И (.) мне это нужно?

Через несколько рейсов поговорил за эту тему с нашими вояками. Оказывается, у этих агрегатов есть механизм самоуничтожения, который срабатывает  по истечении установленного времени. Да и мои радисты не смогли бы выковырять нужные им радиодетали, ибо платы залиты эпоксидкой и являются неизвлекаемыми.

               Морские самолёты и корабли иных стран

                Норвегия
  Помельче корпусами и моторами, поменьше по количеству, но регулярно и везде.
Меня впечатлил двойной боевой заход  пары «Фантомов» с авиабазы Харстад от кормы моего судна и потом с носа в феврале 1974 года. Рёв двигателей и яркий свет прожекторов запомнился надолго. А ведь мой безобидный белый пароходик лазил вельми близко возле территориальных вод норвежского королевства...
                Великобритания
 Двухмоторные патрульные самолёты RAF отслеживали действия советских судов и кораблей в основном между Оркнейскими, Шетландскими и Фарерскими островами. Мои фотоснимки у меня есть, однако даже через Тырнет не нашёл марку этого хвостатого аэроплана. Облетали регулярно (раз днём, раз ночью) во всё время нахождения в подконтрольном им районе.
                Германия
  Только прекрасно оснащённые  суда среднего тоннажа для контроля рыболовства в прибрежных (или по заданию международных организаций этих водах.
 Ихних самолётов  в атмосфере не отмечал.
                Ирландия, Исландия
      Иногда высаживали на борт наших траулеров на промысле путассу в СВА с вертолётов или катеров своих рыбинспекторов, таким же образом и забирали. По указанию БЕРЕГА капитаны не подписывали с ними никаких составленных ими бумаг. Особо не доставали, от водки отказывались. Вели себя по европейски корректно.

   К сожалению, не могу представить народу даже чёрно-белые примитивные снимки (60-80-х годов) сделанные мною через «Зенит - Е» этих самолётов, судов и кораблей в силу своей технической необразованности, хотя они у меня есть в фотоархиве.
   Приезжайте в Светлогорск Клгд, если у Вас  есть деньги и время для осмысления и обсуждения этих старых и новых животрепещущих тем рыболовного промысла прошлого века.
   С уважением. Анатолий.