Когда вишнёвка горчит

Виктор Антохи
 Рассказ.

   Люди говорят, что употребление спиртных напитков, это - плохая привычка. Но, в то же время, большинство людей от этой привычки отказаться не спешат. Они не думают о том, что сами становятся невольными носителями распространения алкогольной пропаганды. И, в первую очередь, для своих самых дорогих и родных членов семьи — детей. Чем чаще родители употребляют водку, тем раньше их дети заинтересуются её вкусом.   
   Многие ли молодые люди впервые вкусили это зелье, терпеливо дождавшись своего взрослого состояния? Трудно ответить предельно правильно, но жизнь показывает, что многие узнали вкус в подростковом возрасте, а некоторые даже в детском.
   Если вспомнить себя, то Антону трудно будет найти лично себе весомое оправдание, почему всё так получилось, попробовал горьковатый запах градуса в очень раннем возрасте. Можно было и нужно было любыми путями избегать этого малодостойного поступка, но ясно, что без подстрекателей, в таком случае, редко когда обходится. По всей вероятности, старшим хуторским ребятам было весьма интересно, как будет выглядеть мальчик, выпив сладкого густого вишнёвого вина. Оно почти не отличалось от сока, только немного горчило.
   Сосед Толя позвал к себе Антошу, поесть только что дозревших слив, налившихся под воздействием южного солнышка и переливавшихся перламутровой кожурой. У соседей росли две такие сливы, сорт которых был самым ранним.Это был, как говорил Толя, Красный нектарин. Свои домашние сливы ещё отсвечивали пятнами зелёной недозрелости и вязали во рту кислой оскоминой.
   Ребята были очень аккуратны. Не лезли на ветки, потому что слива-дерево отличается повышенной хрупкостью и мальчики срывали плоды на самых низких ветках или использовали подручные предметы, с которых дотягивались, куда могли.
   — То–ля! — донеслось из-за калитки чьим-то очень знакомым голосом.
   — Что? — ответил сосед.
   — Выйди!
   Толя заторопился на улицу.
   — Ну что там случилось?
   Антон, вытянув шею, пытался разглядеть сквозь сливовую листву, что происходит за калиткой. В створе открытой калитки стоял сосед, смеясь, и, жестикулируя руками, он что-то рассказывал своему долговязому двоюродному брату Николаю и приземистому мускулистому Иванчику, который только улыбался, косясь на Антошу. Всего, через несколько минут, Антоше уже не надо было напрягать шею, чтоб разглядеть хуторских ребят. Они явно, что-то спланировали и это, что-то, Антону не очень нравилось. Зная непростой, коварный характер соседа, который любил что-то придумывать, выслуживаясь перед старшими товарищами.
   «Пора домой!» — думал Антон, — «Пора!»
   — Ты куда направился? — Улыбался Толя.
   — Мне пора домой!
   — А почему? — Что случилось? Что солнце садится в два часа дня?
   — Нет, конечно!
   — Ты же обещал помочь мне напоить телёнка?
   — У тебя уже есть помощники.
   — Они пришли не телёнка поить, а попробовать нашей вишнёвки. Антон, а ты не хочешь попробовать?
   — Нет, не хочу.
   — Ты что маленький, мамин сынок?
   — Нет, Толя, но я лучше приду, когда твои друзья уйдут.
   — Какие мои друзья? Ты что их не знаешь?
   — Знаю.
   — Ну, а почему убегаешь?
   — Мне надо.
   — Ну ты, точно, маменькин сынок!
   — Да нет, Толя!
   — Где вы там застряли, — нетерпеливо крикнул Иванчик.
   — Да вот, соседа воспитываю.
   — Всё хочет оставаться маменькиным сынком.
   — Ты, Антон?
   — Да.
   — Ты меня знаешь?
   — Знаю!
   — А я тебя — нет!
   — Привет!
   — Привет!
   — Вот, теперь знаю. Чё он тебе там говорит?
   — Толе не нравится, что я у мамы спрашиваю на всё разрешения.
   — Так это же нормально!
   — И я так считаю!
   — Я раньше тоже спрашивал, а сейчас всё реже...
   — Ты пробовал Толину вишнёвку?
   — Да, чуть-чуть...Она горькая.
   — А что она должна быть сладкой?
   — Лучше сладкой, чем горькой.
   — Нет! — поболтал в воздухе палец параллельно своим глазам Иванчик. — Сладкая, значит — недозрелая! Пойдём, я тебе расскажу!
   — Нет, я пойду домой!
   — Ты что, на самом деле маленький? Мне казалось, что ты уже вырос.
   — Нет, я ещё не вырос. Это вы с Колей уже выросли.
   — А Толя?
   — Толя ещё не вырос, но очень к тому стремится.
   — И правильно!
   — Сколько можно там болтать, — обернулся с бокальчиком в руке, стоявший к ним спиной Николай.
   — Иванчик, я тебе налил, — доложился угодливо Толя.
   — Хорошо!
   — И тебе тоже, — кивнул Антону Толя.
   — Мне не надо, вы что?
   — Надо, надо, — заулыбался Толя, протягивая руку с бокальчиком красного напитка.
   — Это мне? — выпучил глаза Антон.
   — А кому же?
   — Так здесь же полный бокал.
   — А ты что не выпьешь?
   — Нет!
   — Слабак! — махнул рукой Толя.
   — Слабак? — спросил Иванчик обескураженно Антона.
   — Конечно слабак, — подтвердил Николай. — Смотри, я пью! Видишь? — оторвав губы от красного бокала Николай. — И ничего со мной не случилось. И с тобой всё будет нормально!
   — И со мной, — поддержал Иванчик, допивая вишнёвку.
   — И со мной. — парировал, отпивая полбокала.
   — Но я так много никогда не пил.
   — Когда-то же нужно начинать?
   — И со мной ничего не будет? — подумал мальчик и отпил пару больших глотков.
   — Наливай ещё, — попросил Иванчик соседа.
   — И мне, — протянул Толе свой бокал Николай.
   — Если им ничего не будет, то, наверное, и мне тоже? Логично? Однозначно! Надо допить, а то будут постоянно доставать, что я маленький... и маменькин сынок...
А я же вырос, как они? Толя на один год старше, Коля — на два, а Иван — на три. Толя в шестом классе, Коля — в седьмом, а Иван — в восьмом. А я? Только в пятом.
Зачем я пил? Что скажет мама? Ничего хорошего она не скажет. Нужно идти домой...
   — Ты ещё выпьешь, сосед?
   — Нет, я уже не хочу! И не хотел. Попил вишнёвого сока, а он горчит, наверное, испорченный и в голове шумит... Нет, я больше не хочу!
   — Как это не хочу? — дружно воскликнули все трое.
   — Нет, пацаны, я — готов!
   — Да что ты выдумываешь?
   — Я иду домой!
   — А на дорожку бокальчик?
   — Нет!
   — Напрасно!
   — Нет, ребята, я пойду
   — Ты что — готов?
   — Да!
   — Зачем же ты напился?
   — Я не напился.
   Антона понесло в сторону, когда он попытался развернуться в сторону калитки и хорошо что удержался руками о штакетник палисадника.
   — А говорили, что ничего со мной не будет. — Они специально подпоили меня. А я уши развесил и слушал их разговоры. Я знаю. что больше я пить столько не буду. Это точно!
   В створ калитки попасть оказалось проблематично и Антон остановился, постояв немного, а заодно обернулся на пацанов. Те дружно вскинули руки вверх, приветствуя, опоенного мальчика.
   — Никакие они не друзья... Ничему хорошему у них не научишься, дорогой, —сделал себе комплимент Антоша. — И это должно быть первым и последним разом...
   Антон, не твёрдо шагая двигался домой. Солнце жгло, не жалея сил и, не экономя энергии тепла, как будто преследуя виновника правопорядка в хуторе и ослушника правил поведения школьника.
   «Что скажет мама, — думал Антон. — А что она могла сказать? Где ты напился и с кем ты выпил?»
   «А отвечать честно нельзя, потому что она побежит делать разборки. И это будет похоже на предательство пацанов. Лучше ответить что-нибудь нейтральное. А может её дома нет? Но сегодня воскресенье — выходной».
   Антон сильно старался попасть в домашнюю калитку, чтоб его не колыхнуло. И он попал, потому что был сильно хорошо сосредоточен. Мамы во дворе не было. Значит она в доме. Но, что там можно летом делать, кроме ремонта? Люди на юге стараются летом делать всё, вне дома: готовят еду, стирают, даже спят. У Антона в саду тоже была кровать, на которой он спал летом, а постельное бельё выносилось вечером, если не ожидался дождь. «Вот бы сейчас невидимо пробраться на свою кроватку! — думал Антон. — Мама мне столько доверяет, а я напился вишнёвого горького сока...»
   — Что ты напился? — мама стояла перед ним с морковкой в одной руке и тёркой — в другой.
   — Мама, прости, я не думал, что горький, испорченный вишнёвый сок — это вино.
   — И где ты его нашёл?
   — Кто-то из ребят вынес. Я даже не знаю кто.
   — Сынок, если ты с такого возраста начнёшь пить горькие соки, то у нас с тобой будет — горькая жизнь... Ладно, иди на свою кровать и постарайся уснуть, а я потом с тобой поговорю очень серьёзно и тебе не захочется не только горького сока, но и сладкий будешь обходить стороной.

 Январь 2021 года. г.Тула.