Облом

Василий Рылов
В декабре 1979 года переводом пришел в цех изложниц  на должность старшего мастера участка плавки и заливки чугуна. Первые полгода было особенно трудно на новом месте. Во-первых, никто там меня не ждал, на это место очень хотел другой человек из цеха изложниц (это я узнал позднее). Во-вторых, я работал до этого на плавильном участке, но на плавильных агрегатах меньшей емкости и выплавлявших стальные сплавы, а не чугун. В-третьих, мой предшественник, Баранов, абсолютно не владел технологией подготовки чугуна и на этапе строительства участка плавки были допущены множественные ошибки. Неправильно была выбрана технология приготовления чугуна в ковшах-отстойниках, не продумана технология удаления набивной футеровки и отгрузки отходов, вообще не было бункеров и весов для взвешивания и дозировки ферросплавов и многое другое. Все это нужно было решать и решать быстро. С помощью коллектива участка, механиков и электриков цеха многие проблемы были решены, но еще не все. Примерно через два года моей работы начальник цеха взял на мой участок пенсионера, героя Социалистического труда Шишкина Василия Алексеевича, работавшего ранее в конвертерном цехе разливщиком металла. Цель -   обучать заливщиков металла.  Я сразу был против, но начальник цеха, Макаров Эрнс Степанович, своих решений не менял. Так герой оказался у меня на участке. Сейчас немного о том, как в то время становились орденоносцами и героями.
Не хочу ни в  коей мере бросить тень на действительно заслуженных работников, но система отбора для награждения была такова, что в число награжденных попадали и не лучшие люди. Вот как это все было. Обычно награждали к дню металлурга или еще к каким нибудь знаменательным датам. Приезжает начальник цеха в пятницу с заводского совещания, собирает всех руководителей и объявляет - завтра для всех рабочий день, включая личный стол и бюро нормирования, дали разнарядку на награждение, будем подбирать достойных. В понедельник нужно все документы представить в заводоуправление. На следующий день, каждый начальник участка и руководитель службы подает список достойных, по его мнению, для награждения. Личный стол и нормировщики начинают смотреть личные дела кандидатов и отсеивают тех, кто когда-то попадал в медвытрезвитель, не член партии, нет среднего образования, платит алименты или имеет прочие нарушения отраженные в личном деле. И получалось, что достойные, оказывались недостойными по пустяковым причинам не имеющим никакого отношения к основной работе. Хорошо, если кандидат проходил такой фильтр, но на самом деле, это было редко. Получалось, что награждать некого, но от наград нельзя отказываться. И начиналось - "высасывание из пальца" Искали тех, кто ничего не нарушал, но работал так себе. Вот так и становились орденоносцами и героями те, кто по факту и не достоин был. Такая была порочная система. Представлять к наградам нужно было не по разнарядке сверху, а достойных, по представлению снизу.
За два прошедших года заливщики участка получили достаточный опыт заливки форм изложниц и советы Шишкина В.А., которыми он щедро начал делиться с заливщиками, были просто смешны. Заливщики просто откровенно смеялись над ним. Чтобы не дискредитировать Героя окончательно, я пошел к начальнику цеха Макарову Э.С., объяснил ему сложившуюся ситуацию и попросил дать Шишкину другую работу. Макаров, на удивление, со мной согласился и поручил Шишкину курировать строительство спортзала в бомбоубежище подвала. А числился он, по прежнему, на моем участке и мне приходилось его табелировать. Таких называли тогда - "Подснежники."
Ежедневно, в девять часов утра, начальник цеха проводил совещание с руководителями в раскомандировке начальника смены. В этот день получилась задержка с поставкой чугуна из доменного цеха, нужно было срочно заняться этим вопросом и я отпросился у Макарова с рапорта. После рапорта ко мне на участок приходит Лутохин Юра, старший мастер участка формовки и говорит: "Ну, Василий Степанович, пригрел ты у себя на участке Героя. Он сейчас на совещании такое наговорил начальнику цеха про твой участок!!! Что вы не правильно заливаете и  зачем-то переливаете чугун в ковш в заливочном пролете и прочую чепуху."
Вскоре после этого разговора с Лутохиным, встречаю Шишкина в цехе:
- Василий Алексеевич, вот Вы числитесь на участке плавки, но, минуя меня, идете к начальнику цеха и начинаете поливать грязью свой участок, ничего не понимая в технологии, что и зачем делается. Что Вам мешало подойти ко мне и поговорить, если у Вас есть какие-то подозрения, что мы что-то делаем не так, по Вашему мнению? Я бы Вам все объяснил и Вы бы не позорились сами и не позорили участок. Теперь мне нужно идти к начальнику цеха и объясняться по Вашим бредням.
На этом разговор закончился и жизнь снова вошла в обычную колею. Но, герою Шишкину, видимо, не понравилось, как я с ним поговорил. Через два дня вижу, что он и Гуляев, который числился на участке энергетиков, а протирал штаны в народном контроле комбината, не подходя ко мне, бродят по территории участка. Я еще подумал, что, наверное, не спроста, но не придал этому особого значения, пусть бродят. Прошло около двух недель, меня вызывает к себе начальник цеха Макаров. Захожу к нему в кабинет, присаживаюсь.
- Ты знаешь, что на тебя в народном контроле завели дело?, -  спросил Макаров.
- Первый раз слышу, Эрнст Степанович. А что за дело?
- Вот, полюбуйся! - и дает мне бумагу. Сегодня в 16 часов в актовом зале будет выездное заседание народного    контроля Заводского района, твоя явка обязательна.
- Эрнст Степанович, а можно я эту бумагу возьму, потом верну?
- Можно.
И пошел я изучать дело народного контроля. На самом деле у этой неофициальной структуры власти были большие полномочия, они могли выносить постановления от имени народа о привлечении к ответственности, отстранении от должности и даже передаче дела в следственные органы. Что же вменяли мне в вину, как руководителю участка?
1. Ненадлежащее хранение ферросплавов, лежат навалом на территории участка.
2. Использование для обрамления габаритов мест хранения огнеупорных материалов швеллера №10.
Что отвечать по первому вопросу мне было понятно сразу. По второму вопросу, по использованию швеллера, я вспомнил, что должно быть рационализаторское предложение. Пошел в техбюро и с рацоргом цеха нашли это предложение. Предложение было принято, как рационализаторское, подписано начальником цеха и зарегистрировано в Бюро по рационализации и изобретениям. Отлегло!
К 16 часам пришел в актовый зал, в зале были все инженерно-технические работники дневной смены. На сцене за столом сидели - заместитель начальника Заводского отдела народного контроля и председатель народного контроля комбината. Заседание открыли, судилище началось. Первыми с обвинениями выступили Шишкин и Гуляев, говорили по сути одно и тоже, обвиняя меня в ненадлежащем хранении ферросплавов и использовании швеллера №10 , по их мнению, не по назначению. После них на трибуну пригласили меня. Вышел на трибуну и стараясь не выдавать волнения начал отвечать:
- На участке плавки и заливки чугуна цехе изложниц работаю старшим мастером два года. Вынужден констатировать, что во время проектирования и строительства участка были допущены многочисленные ошибки и просчеты, большинство из которых удалось устранить. Так за два года работы коллективом участка с помощью механо и электрослужбы выполнено шестьдесят четыре мероприятия по улучшению условий труда и рационализации технологических процессов. Но многое еще предстоит сделать, в том числе и места для хранения ферросплавов и их рационального использования. Проект выдан в работу, идет монтаж бункеров для хранения ферросплавов. На участке проводится большая работа по повышению культуры производства - внедрена пылевлажная уборка рабочих мест, оборудованы места хранения огнеупорных материалов и по рационализаторскому предложению рабочих Плотникова и Шалак выполнено обрамление их швеллером №10, что позволило снизить трудоемкость содержания с годовым экономическим эффектом 860 рублей.  Я закончил.
В зале воцарилась минутная тишина (как в "Ревизоре"), а затем раздался дружный хохот. Шишкин и Гуляев сидели опустив головы...Заместитель председателя из Заводского района сказал, обращаясь ко мне: "Да тебе орден надо давать! "На этом заседание закончилось. Ко мне подошли Юра Лутохин и Гриша Шупик - Ну, Степаныч, ты и врезал им! Мы получили большое удовольствие.
А у Героя Шишкина вскоре случилась неприятность -  в пьяном виде потерял орден Ленина, который выдается вместе со звездой Героя. Как говорится - Бог - не Тимошка, видит немножко!