О богатстве через призму золотого унитаза

Татьяна Недоспасова
Наш век всё перевернул с ног на голову, и чем дальше, тем меньше остается тех, настоящих, подлинных людей с достойной системой ценностей. Да и пусть бы себе, каждый живет, как умеет, но недавняя публикация видео с дворцом президента ввергла в раздумья. Пожалуй, стоит-таки говорить о приоритетах ценностей, если мы не хотим видеть вокруг себя людей, завидующих золотым унитазам и мраморным покрытиям, готовых выйти на митинги, если вдруг кто-то ухватил себе пожирнее кусок. Готовых выколоть себе глаз, чтобы у соседа не осталось двух (перефразируя известную притчу). Для начала — об отношении к богатству на Руси и в России.
Слова «богатый», как и «убогий» имеют в себе корень «Бог», так что древнее мышление в равнозначной степени наделяло людей состоятельных и нищих Божьим благословением. Люди состоятельные от своих богатств уделяли нуждающимся, этим оправдывая собственное положение. Христианство, принятое на Руси в X веке, окончательно низвергло богатство с пьедестала почета. «Трудно богатому войти в Царство небесное» (Мф. 19:23). Для подлинного благополучия при жизни и стяжания вечного блаженства христианин должен был победить страсти и стяжать добродетели. В доброте противопоставленной злобе, кротости противопоставленной злобе, любви противопоставленной ненависти вся христианская Русь и видела истинное богатство. Кстати, в начале XVI века среди монахов разгорелся спор о богатстве, о «стяжании»: люди, принявшие обет посвятить себя Богу, а они могут ли иметь богатство? Два наших почитаемых подвижника и святых человека, Нил Сорский и Иосиф Волоцкий, отстаивали первый нестяжательство, второй богатство Церкви во славу Божию. Прошли века — от деревянных скитов Нила Сорского ничего не осталось, а вот Иосифо-Волоцкий монастырь под Волоколамском до сих пор красуется мощными оборонительными стенами и убранством храмов. И тем не менее Церковь с веками продолжала накапливать золотые оклады, богатые ризы, золото куполов. На спасение христианских душ это могло и не влиять, но со стороны всё больше появлялось противников, завистников. Когда в начале XX-го века пролетариат потребовал власть рабочим и крестьянам, то первым делом отправился грабить накопленное в церквях.
Итак, следующий период нашей истории — к власти пришли бедные, «низы», они изгнали богатых и разделили имущество «каждому по труду» (по крайней мере в теории). В любом случае советская идеология высмеивала богатство, ставила великие идеалы строительство коммунизма и воспитывала в людях альтруизм и братские чувства. Не нищебродами росли сыны советский эпохи, их богатством были книги, песни, походы с палаткой, достижения науки и искусства. Такое общество еще видела я своими глазами: до сих пор в домах пожилых людей главное место уделено книгам. Дюма, Жюль Верн, Толстой… — эти томики читались и перечитывались, формируя сильные личности, веру в победу справедливости и всеобщее братство. Рассказать такому человеку о чьем-то золотом унитазе — это просто унизить его слух вещами незначительными и не интересными. Таковы были наши деды и отцы! Перестройка внесла свои коррективы, сориентировав нас на западное мышление. И вот тогда-то и появилась зависть до богатства, желание стяжать, накапливать, собирать. Тогда каким-то немыслимым образом вместо собирания добродетелей (как в обществе религиозном), вместо интереса к миру вокруг нас (как в обществе социалистическом) развилось повсеместное стремление обогатиться.
Что люди жадные были всегда — в этом спору нет. Мультфильм советских лет показывал нам сказку про золотую антилопу: индийские древние предания о богаче, засыпанным монетами, падающими из-под копыт волшебной антилопы. В древнегреческой мифологии царь Мидас фригийский имел волшебное прикосновение, превращающее всё в золото. Но это были единицы, которых поднимал на смех народный фольклор, и о которых рассказывали, как об образчике недостойного поведения. Сейчас изменилось количество Мидасов и похитителей антилоп. Теперь про людей, богатых культурными и нравственными ценностями, время слагать легенды, как о меньшинстве, последних из могикан. Так вот, в нашем народе, на нашей земле стяжательство всегда являлось сродни жадности, а люди не достойные не стоили и упоминания. Их жизнь, конечно, их личное дело, но наша с вами жизнь пусть будет полной чашей, богатой новыми открытиями, знакомством с мудрыми книгами и людьми, встречей с прекрасными местами и вдохновляющими пейзажами. И если вашей единственной похвальбой (а то и единственной мечтой) является золотой унитаз, то грош вам цена!
Интересно, с другой стороны, как в европейское (а за ним и американское) сознание, изначально христианское, как и у нас на Руси, могла вкрасться такая грубая подмена, как из примерных христиан они превратились в капиталистическое общество товарно-денежных отношений. Всему виной — вот это да — протестантизм. Страны, отказавшиеся от внешних проявлений веры, почитания изображений, церковного искусства, и признавшие, что их благосостояние является приближением Царства Божья на земле (перефразируя Кальвина), такие страны, как Швейцария и Англия, первыми стали накапливать богатства, открывать банки и скапливать сбережения. Постепенно про Царство Божье было вообще забыто, а собственное комфортное пребывание в этом мире стало единственной целью большинства.
Но мы, россияне, лишь наполовину в Европе, большая часть остается в Азии. А азиатский мир пока сдерживает распространяющееся стяжательство известными уже нам методами: верой (ислам, буддизм…), социальстическим альтруизмом (Китай, Северная Корея). Привыкшие ровняться на Европу, если нам нужно на кого-то ровняться (что в прочем спорно, и всё же), может развернуться на 180 градусов, и насладится мудростью Востока, нирваной Будды и эпосом Махабхараты. Позавидовать энтузиазму Китая, строящему великую державу уже тысячи лет. Или же просто вспомнить, что мы теряем родное, исконное в погоне за чужими ориентирами. И пусть больше ваш золотой унитаз не засоряет мой чистый ум от медитаций и созерцания свежевыпавшего снега и игры солнечных лучей на переливающихся всеми цветами радуги сосульках!