Избранные комментарии к стихотворениям. Во

Виталий Альбертович Иванов
Избранные комментарии к стихотворениям. Книга 1. «А» - «К» / Виталий Иванов и друзья. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. – 314 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4158/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/jreo/
------------------------------------------------

Избранные комментарии к стихам. Во

Возвращение блудного сына
https://www.stihi.ru/2002/01/16-472

Песня группы «Quo Vadis»
Альбом «теория невероятности»
http://www.stihophone.ru/works.php?ID=3857

Над белой водой поднимается ветер,
Сначала чуть слышно, потом - всё заметней!

На тёмном стекле открываются знаки,
Как будто сигналы далёких галактик.

На кронах деревьев рисуются буквы,
Как будто бы к ним подключился компьютер,

И что-то из самых основ мирозданья
Пытается к нам достучаться в сознанья…

Я знаки встречаю – повсюду! повсюду!
Весь мир необъятный – огромное Чудо!

Волнение странное чувствую в венах,
Повсюду - во мне, вне меня – перемены!..

Другой ощущения пробуют ракурс…
А может, иной получаю я статус.

Росту я из тела, как отрок из платья;
Вселенная мне раскрывает объятья!..

И вдруг в голове разрывается бездна,
Как будто бы вечность пространства разверзла,

И то, что казалось мне Тайной и Чудом, -
Во мне, и со мной… Я - повсюду! Повсюду!!..

1998
_________________________________________

- А, как Вам:
«...Я повсюду, и ... всюду!»
К сожалению, сейчас ограничен временем. Ещё вернусь посмотреть внимательнее.

Владимир О.Сергеев
----------

- Мне кажется, повторение здесь усиливает смысл текста. Но я подумаю. Привык к своему варианту. Но - подумаю… Потом, «и … всюду» легко прочесть как «ивсюду» - а этого бы мне не хотелось!
Спасибо за внимание. Заходите! Всегда рад.

Виталий Иванов
----------
____________________

- Тяжёлая вещь...
«вне меня – перемены» - я Вам завидую :))
А я себя никогда духом не чувствовал, только человеком...

Антон Ли Круковский 
----------

- Не предполагал, что эта вещь может показаться тяжелой. Для меня она радостная и светлая. Здесь полное осознание своего единения с миром, а потом и слияния с ним. Без потери сознания! Т.е. это – не смерть. Я как бы становлюсь самим миром, в нем растворяюсь и им наполнен. Нахожусь одновременно повсюду – на Земле и в самых дальних закоулках вселенной…
Необыкновенное, скажу, ощущение!
Для таких ощущений нужно научиться отпускать свое «я». Насколько понимаю, это возможно делать либо в детстве и юности, либо в возрасте, когда сильные сексуальные влечения перестают затемнять сознание, отпускают или входят в какое-то более-менее спокойное русло.

Виталий Иванов
----------
____________________

Здесь ассонансные рифмы. Они намного боле сложные, чем обычные. Не все их воспринимают. Думаю, если бы прочитать правильно стихотворение вслух, вы бы даже и не заметили, что «там нет рифм».

Хорошо, что бросается. Когда в глаза бросается каждая строчка – здОрово! Если это, конечно, не мешает целостности восприятия.
Да, есть такой резкий переход из звуковой в зрительную систему… Но в стихах и надо максимально себя концентрировать, а не разжижать. При таком подходе вся вода выжимается, остаются только питательные вещества, витамины… мыслей и чувств.
Не хочу, конечно, сказать, что от живого организма стиха остается сухой осадок… Нет, просто организм должен быть органичен, прекрасен, не иметь ничего лишнего. Тем более, лишней воды.

Во вселенной есть где душе развернуться. Не всегда просто найти место, где ей хочется свернуться обратно.

- «Волнение странное чувствую в венах»  - волнение в венах? как это?
- Кровь в венах волнуется, бежит волнами, то быстрее, то медленнее.

- «Другой ощущения пробуют ракурс» - кто - пробуют? – Инверсия
- Инверсия есть, верно. Подумаю.
А ощущения – пробуют. Что ж тут такого? – на вкус, запах, слух и т.д. И я через них пробую.

- «И вдруг в голове разрывается бездна» - бездна! Как она может разорваться, она же бесконечность?
- Известно, каждый человек, сознание каждое – безконечность в себе. Но не всегда она ощущается. При этом внешние ограничения черепной коробки никакого значения для данной безконечности не имеют.
Суть в том, что пока мы имеем «сознание», свою безконечность (внутреннюю) мы ощущаем только потенциально. А когда «вдруг в голове разрывается бездна», наша внутренняя безконечность из потенциальной переходит в реальную, а внутренний наш мир сливается с внешним. Не по внешним критериям конкретной черепной коробки, головы то есть, а по глубоко внутренним – единству целого мира и отсутствию разграничений между внешним и внутренним.
Примерно так. Но полноценно объяснить это сложно. Попробуйте послушать по ссылке:
http://www.stihophone.ru/works.php?G=22&ID=3857

«Раскрывается»- более мягкий вариант. Что ж, на это можно пойти. Хотя я лично считаю свой вариант более соответствующим общей идеи стиха.
А вот вариант:
«И пробуют ракурс другой ощущенья,
Я статус иной получаю мгновенно.»
Совершенно не годится. Хотя бы потому, что вместо одной инверсии, читатель получит две «ракурс другой» и «статус иной».

Стекло, галактики, компьютеры, основы мирозданья, вены, вселенная… не думаю, что «ракурс» и «статус» сильно выбиваются из этого ученого ряда. Замену, безусловно, можно найти, но… я, как автор, не ощущаю острой необходимости. Это не плохой вариант. Инверсия есть, да. Возможно, здесь в ней нет необходимости, не спорю. Буду еще искать.

В стихе рифмы практически все– ассонансные.
Ветер - заметней
Знаки – галактик
Буквы – компьютер
Ракурс – статус
Бездна – разверзла…
На этом построено стихотворение. И скорее, надо менять все остальные рифмовки, «правильные».
Посмотрите, «ракурс – статус» - ничем не хуже других!
Конечно, всегда можно найти десять замен. Но! Смысл? Здесь?..
Хорошо, я еще подумаю.
Ей, богу, я уже почти со всем согласился, столько всего поменял. Давайте хоть раз согласимся с мнением автора!
____________________

Возвращение блудного сына. Рецензия.

С точки зрения философии всеми нашими действиями руководит знаменитый закон единства и борьбы противоположностей. Внешняя сторона этого закона состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают один другой (вытесняют, отталкивают, несовместимы). Если присмотреться внимательно, закон существует в любой точке нашего кругозора. Не обошел он стороной и Союз российских писателей. С начала организации ордена он делится при кажущемся единстве задач на явные противоположные стороны. Это поэты песенники и поэтическая элита. - «Цыганщина! Дворовой примитивизм!» - С высоких трибун вещает элита. - «У самовара я и моя Маша!» «Нам песня строить и жить помогает!» - Отвечают песенники хором вместе со всем народом. Так что же это за явление? Попробуем разобраться.
Читаю опубликованное авторитетным поэтом Виталием Ивановым стихотворение «Возвращение блудного сына» http://www.litname.ru/avt_36410178&pbl-8131.htm
Впечатление: - Восторг! Удивительное стихотворение. Живая образность, проходящая одновременно через душу и сознание. Здесь и материалистическое познание, и библейская бесконечная глубина и , извините за сравнение - радость сперматозоида при перерождении в человека, или впечатления реинкарнации души после смерти, что одно и тоже. Очень понравилось. Настоящий стих! И, что самое главное, тонкая для меня узнаваемость автора. Хвалю. Здорово!
Автор отвечает: - «Вы знаете, мы сделали на этот стих песню». Слушаю. Слушаю и раз и два. Неожиданное очень хорошее чувственное исполнение. Совсем не примитивная аранжировка. С этим всегда проблемы. Серьёзная творческая работа. Но что интересно, прямо скажу, в очень неплохо сработанной композиции не увидел ассоциаций, отчётливо просматривающихся при прочтении стихотворения. Но и до массового бестселлера эта песня явно не тянет. Для меня это сразу стало очень любопытно.
На моей книжной полке Сартр, Камю, Шопенгауэр, Андреев и Гессе. Сотни трудов отцов церкви и гуманистов, пытающихся разобраться, что и откуда есть человек. Задумался. Залез на стремянку и уткнулся в обозначенный ими на книжных полках квадрат. Почему же ни один из этих безусловно признанных корифеев не догадался в лубочно песенной форме популяризировать свою глубину мысли? Донести, знаете ли Вы, прямо частушкой до простого народа глубокую Кантовскую мысль о невозможности раскрытии самосознания или рубануть водевилем о наличии конкретной Фейербаховской сиськи в кулаке? И если открывали эти гиганты мысли философские глубины, то почему их не популяризировали?
В наши дни, когда конфронтация массовой и элитарной культур сменяется активным диалогом, интересно проследить это на примере явлений, которые когда-то эту конфронтацию олицетворяли. Имеются в виду «шлягер» и «шедевр». И, действительно, трудно представить себе что-нибудь более далекое, чем классический шедевр и популярный шлягер. С одной стороны -олицетворение вершин искусства, непреходящих духовных ценностей, знак высокой художественной пробы, с другой -низинный пласт культуры, ориентация на сиюминутный успех, изменчивость моды, коммерческая природа. Но так ли глубока и непроходима пропасть, как это может показаться на первый взгляд?
Король народного шлягера, Василий Иванович Лебедев- Кумач. Великий автор всей страной поющихся песен из кинофильмов «Волга -Волга», Весёлые ребята», «Дети капитана Гранта» да и «Вставай, страна огромная!» Личный враг председателя Союза писателей тов. Фадеева.
Фатьянов. В 1947 году был принят в Союз писателей СССР. как поэт-песенник (сам он считал себя поэтом и не любил, когда его так называли). Отношения с писателями были сложными. Фатьянов многократно подвергался критике с формулировками: «поэт кабацкой меланхолии», «дешёвая музыка на пустые слова», обвинялся в «творческой несостоятельности» и т. п. Вам ничего не говорят «Соловьи», «Три года ты мне снилась» «Где же Вы теперь, друзья однополчане»? Многих композиторов неоднократно награждали Сталинскими премиями за песни на стихи Фатьянова, однако автор слов отмечен не был. После 1946 года вышло 18 кинофильмов с его песнями. Продолжим.
Владимир Агатов, автор «Тёмной ночи» и «Шаланд» с кефалью половину жизни просидел в лагерях.
Владимир Высоцкий, сам песенник критикуемый элитой, неоднократно высказывая своё негативное отношение к массовой культуре вообще и эстрадной песне в частности, часто приводил в пример песню «Белый свет» как пример текста, не несущего абсолютно никакой смысловой нагрузки, эдакие стихи ради стихов: «...„На тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет… И мелькнул за поворотом санный след… Я могла бы побежать за поворот…“ только, там чтой-то не даёт. И что самое удивительное, там два автора текста, значит, один не справился — очень сложные мысли они излагают, значит, двое их». Имелись в виду совместно написавшие стихи Михаил Танич и Игорь Шаферан. Танич возмущался: «Дай Бог мне написать ещё раз такую всенародно любимую песню! Её спел 170-миллионный хор! Такие песни неподсудны, но Высоцкий лишь посмеялся над нами»
Поэт Владимир Цыбин (по определению Танича — «не из худших в длинном списке Союза писателей») сказал в его присутствии: «Вот и ещё одного потеряли». Танич подумал, что кто-то умер, но оказалось: Анатолий Поперечный «в песню ушёл!». Танич иронически прокомментировал это в своей книге: «…семья поэтов потеряла своего, к чужим ушёл, в песню — погиб для настоящей поэзии.
Леонид Дербенёв, родивший «Волшебником недоучкой» Пугачёву, автор запомнившейся больше чем фильм песни « Есть только миг», стихотворный автор песен всех фильмов Гайдая, не сумел стать членом Союза писателей. Совершенно самостоятельно вместе со своими медведями он раскручивал земную ось.
Список можно продолжать бесконечно. Вы хочете песен? Их есть у меня! Есть и их авторы! Но причём здесь действительный член Союза российских писателей Виталий Иванов? Так ведь с него, с его стихотворения и песни началось наше рассуждение о сторонах на поэтическом фронте. При том, что бессмысленно согласно великого закона борьбы этих самых противоположностей экспериментировать в серединной позиции. Не будет понято с эстрады серьёзное философски глубокое произведение, хоть спой его, хоть станцуй. Настала пора блудному поэтическому сыну союза уже занять своё место на чьей-нибудь линии фронта и бить со всей своей мощью по мозгам совершенно противоположных категорий граждан. С той стороны и туда, что он выберет. При этом, как показывает история и примеры, без надежды на понимание и награды. У нас этого не дождёшься. Награды в нашей стране достаются за другие заслуги. Такая, понимаешь, у нас в России сложившаяся философия. Вечная борьба противоположностей... При общем единстве.

Андрей Муз
----------

- Андрей.
Всё хорошо. Спасибо, что в конце не забыли про автора.)
Шучу.)
Интересные мысли проводите. Честно скажу, у меня нет такого строгого отношения к песенным текстам. Отдельно читать их, возможно, не стоит. В своё время перечитал несколько сборников текстов популярнейших песен. Вы правы, вне песни их читать невозможно. Это практически ни о чем. А вот с музыкой, хорошим голосом, исполнением – чудо!
Песня – коллективное творчество. Так же, как, например, кино или театр. Мы же не выхватываем отдельно артиста или же режиссера из конкретной вещи. Так и с песней.
Возможно, что-то должно превалировать, либо гениальная музыка, либо талантливые стихи. То и другое одновременно практически невозможно, или одно другому будет мешать. Стихи музыке, музыка стихам. Вот в театре режиссер делает так (хороший), что не мешает артистам, наоборот. Постановщик песни – то же самое. Но…
Вы знаете хоть одну песню, где стихи стояли бы вровень с музыкой, и наоборот? Удачные решения? Я затрудняюсь ответить.
Хотя есть, конечно, романсы на стихи классиков. Вот разве что.)
Среди современных авторов такие прецеденты мне неизвестны. Может быть, «Купола»? :)
Но на моё мнение здесь не стоит ориентироваться. Я совершенно не меломан. Музыку знаю мало, отдельно слушаю крайне редко. Ну, а песни – те, что фоном по радио и ТВ.
Вот, наверно, и всё, что могу здесь сказать.
Из предпочтений – русская классическая музыка. Чайковский, Глинка, другие композиторы Х1Х века. Романсы.
Из песен – авторские, бардовские. Визбор, Кукин. Лучшие песни 30 – 50-ых годов.
Современные песни мне не нравятся вовсе. Слова и музыка должны идти от души. Тогда даже простые слова или мелодия несложная дотрагиваются до другого сердца. А когда делается «популярный» продукт, для меня – ни-че-го. Вызывает лишь раздражение.
А то, что такие нулевые вещи везде, на мой взгляд, говорит лишь о том, что «кто-то» руководит этим процессом, формируя вкусы, мозги. На самом деле, последовательно их вынимая. У тех, у кого они вынимаются или же заполняются извне, по сути, врагами.
Вот здесь многое можно сказать. И уже сказано.)
Огромное СПАСИБО, Андрей за рецензию!
Это плюс в нашу копилку. С вашей стороны, по сути, благотворительный. Что в литературных делах нынче редкость.
Жму руку!
С уважением, дружески Виталий

ЗЫ. Да. Я не член российского союза писателей. Состою в Российском Межрегиональном Союзе писателей (РМСП) с 2000-ого года. Был принят после 30-ти лет творческого пути.)

Виталий Иванов
----------

- Большое спасибо что без обиды встретили моё небольшое исследование. Вы совершенно верно дали оценку песенным текстам и их роли в истории. Без внедренческого треугольника исполнитель, композитор, поэт - они ничто. Но это предмет следующего рассуждения. Прочитал Ваши «Купола». Не в восторге. Как и написал в рецензии, ровно серединная позиция между поэтом и песенником. Может поэтому и не звучит? Попытался найти эту песню в звуке - не нашёл. Ваша ссылка не работает.
А вот с «Блудным сыном « по ходу произошла интересная история. Есть у меня хороший друг во Владивостоке. Известный в своё время дальневосточный КВНщик. Руководитель в молодости нескольких ансамблей и сам неплохой аранжировщик. Ехидный критик всего. Он заказывал у меня пару песен и гнобил, пока я их не опрощал до теперь понятного мне безобразия. Предварительно я сбросил ему весь материал по «сыну» для обсуждения. Обсуждение было долгим и интересным. У него, как у профессионала, были предложения как усилить песню за счёт изменения аранжировки, ритма, и т. д. Удивился и порадовался стихам. Дал такую же как я положительную оценку, но однозначно заявил, что шлягером это не будет. К сожалению, Ваши стихи не сравнить с гениальными строками «На тебе сошёлся клином...»
Но в конце нашего разговора была сказана ключевая фраза - «А ведь это же уже здорово, что мы столько времени обсуждаем этого поэта и его стихотворение. Значит задело. Значит действительно он чего то стоит! Но говно и дешёвку я бы не потратил и минуты!»
Таким образом, Виталий, мы с Вами заслужили дополнительную высочайшую оценку у злобного и поверьте, циничного КВНщика.

Андрей Муз
----------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Волшебная ночь
http://www.stihi.ru/2009/10/30/3229

Авторское чтение:
http://www.stihophone.ru/works.php?ID=6615

На душе восторженно и юно…
В комнатах погашены огни.
Светит месяц призрачно и чудно.
В сад ночной окошко - распахни!

Тишина насторожила уши.
За калиткою колдует мрак…
Но замри, прислушайся, послушай -
Это шелест, шорох… Или шаг?

Посмотри-ка!.. Серебристым светом
Осенён… торжественный, немой,
Бродит леший по лесным паркетам,
Выстеленным шёлковой травой.

А вон там, виднеется на крыше,
У трубы лохматый домовой…
Звёздный рой чуть небеса колышет,
Расходясь таинственной игрой.

Выходи смелее за калитку!
Ждут тебя - ты видишь? – впереди.
Месяц тропку сказочную выткал…
Только тише, взрослых не буди!

Мы пойдём с тобой навстречу Чуду,
В ночь волшебников и ночь чудес,
Чтобы юность с нами шла повсюду,
Под сиянье вечное небес!

Карельский перешеек,
п/л «Мечта», 1970...
_________________________________________

- Ну, что ж, могу только сказать, что второй раз читаю - и второй раз нравится :)))

Наталья Эльф
-------------

- Очень рад, Эстель. :) Это одно из стихотворений, которые в себе сохраняют волшебные ощущения моей юности...

Виталий Иванов
-------------
________________


- Это просто совершенно удивительное стихотворение!
Спасибо за приобщение к Чуду!
Дивная ночная сказка!
Или не сказка?..
Для меня каждая ночь – волшебная!
Когда ночь спускается на Землю, душа каждый раз сладостно замирает в ожидании невероятных чудес!
И сколько их уже было! –
Таких явлений, которые я, как астроном, объяснить не могу!..

Арктуров Вячеслав
-------------

- Это не сказка, Вячеслав, так все и было. :) 16 лет, летние ночи, леса Карелии… Чудо!

А далеко - так далеко! -
За вереницей облаков,
Там, за сияньем лунным
Я был бы вечно юным!..

Да, и я много встречал необъяснимого. Ну, так ведь разве Вселенная – объяснима?.. :)

Виталий Иванов
-------------
________________

- Боязно так, за лешим идти...)))

Татьяна Юрьевна Голева
-------------

- Страшно, а хочется на лешего посмотреть… :) Он добрый! :)))

Виталий Иванов
-------------

- Вы уверены в этом?..

Татьяна Юрьевна Голева
-------------

- В моем Волшебном лесу нету злых леших. Я их всех сделал добрыми. :)
________________

По поводу ритма в последнем четверостишии. Последнее, оно – завершающее. Потому ритм замедляется и становится торжественным ещё более. Насколько это возможно.
«В нОчь волшЕбников и нОчь чудЕс…» - так и надо читать, в соответствии с правильной расстановкой ударений в русских словах.
Спасибище за внимательное прочтение – особое. Но менять ничего в этой строчке не хочется. Не потому что это авторское упрямство – я очень часто и много меняю, редактирую, и в этом стише тоже. Но эта строчка мне нравится именно в таком виде.

Виталий Иванов
-------------
________________

- Можно не глядеть на страницу автора - видна рука матёрого. Но если углубиться...
«Слышен листьев шорох или шаг?»
С точки зрения чисто формальной логики - безупречно, но бытовой - не очень, ибо есть у союза «или» намёк на контекст противопоставления. А «шорох листьев» и «шаг» друг друга вовсе не исключают. Скорее, наоборот.
В общем: кто адресат? Юности интересны лешие и домовые?

Митрофаныч Воронежский
-------------

- Тонкое замечание! Искренне рад! Что сказать… по существу, правильное. Хотя можно оправдываться, что летом на земле трава («по лесным паркетам, Выстеленным шелковой травой…»), а не листья, листья всё-таки на деревьях и бывает шуршат под ветром, точнее, конечно же, - шелестят. Вот тут промах, действительно.
Может, так?
Слышен листьев шелест или шаг?
В общем, спасибо огромное. Ещё немного подумаю и, наверно, поправлю.
А стих – из юношеских, но правленый многократно. Для тех, кто юн сердцем всегда!

Виталий Иванов
-------------
________________

- Да, именно в яркие лунные ночи особенно пугает тьма в тени, куда не то что ступить, а и глянуть страшно!

Александр Борисов
-------------

- А мне никогда не было ночью страшно, особенно в лунную ночь. Страшно бывает днём, иногда.
Помню как-то в юности возвращались мы поздно вечером с товарищем домой из поселка «Мичуринское», где смотрели кино про Фантомаса, в наш пионер лагерь «Мечта». Отстали от общей группы. Шли по лесу в лунную ночь, примерно 5 километров, совершенно одни. Было нам лет по 11-12. Друг мой оччень боялся, каждого шороха. А мне было – весело и легко. Вот примерно так, как описано в стихотворении.

Виталий Иванов
-------------

- Странно, но никто из рецензентов ничего не сказал о диалоге с классикой.
Диалог через сотню с лишком лет звучит живо и осмысленно, на одном языке, в единой лексике, соединяя две эпохи через пропасть революций.

Александр Борисов
-------------

- Земля-то наша, Россия та же осталась. Те же реки, горы, леса… И люди, несмотря ни на что. Русская душа – та же! Сколько нас не пытались бы переделывать по чужому какому-нибудь образцу. :)
На мой взгляд, от каждой земли исходят некие собственные флюиды, поля, которые влияют на всё живое по данной местности. И поэтому, кто бы ни появлялся на ней через какое-то количество поколений всё равно обретает свойства некие, вполне определённые. И скажем, на русской земле со временем всё равно все становятся русскими, в Англии – англичанами, а в Китае – китайцами и т.д. :)
Поэтому, кстати, захватывать земли чужие – совершенно бессмысленное занятие. Если только ты не хочешь переменить природу свою… :)

Виталий Иванов
-------------

- «В небесах торжественно и чудно», - это что касается переклички с классикой)

Галина Алексеевна Горбачева

- Что правда, то правда. :)
Кстати, вы первая обратили внимание на эти строки. :)

Виталий Иванов
-------------
________________

- «Тишина насторожила уши». Удивили меня... Ведь так логично, что прислушиваются К ТИШИНЕ, а не тишина к чему-то...
А это!
«Бродит леший по лесным паркетам,
Выстеленным шелковой травой.»
Паркеты! В общем, радуюсь, как ребёнок.
Чудесное стихотворение!

Рина Титова
-------------

- Поэзия и логика не всегда совмещаются. :) Точнее, в поэзии свои законы и связи - наверное, не настолько простые, прямолинейные, однозначные, как в логических рассуждениях. Поэзия многомерна. :)
Спасибо Вам! За тёплые слова и живое понимание стихотворения и внутреннего моего лада!

Виталий Иванов
-------------
________________

- Спасибо, так сказочно, будто в детстве, захотелось увидеть домового и посидеть на крыше) Очень красиво и мягко написано!

Валери Фей
-------------

- Такая волшебная ночь бывает в жизни у каждого)

Виталий Иванов
-------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Волшебник языка
https://stihi.ru/2010/11/10/3582

Поэту очень вредно,
Когда в кармане пусто.
Наверное, поэтому
Поэту часто грустно.

Поэт - не парапет.

Поэт - живой и грешный,
Запальчивый и нежный…
Не трутень, не учебник,
А языка волшебник!

1976
_________________________________________

Поэт не должен быть богатым, как Крез, но не надо и умирать с голоду, как Велемир Хлебников. Или Блок.
Честно сказать, думаю, для поэта деньги тоже имеют значение. Да, не главное, но и ничтожное - нет.
Известны случаи вполне богатых поэтов. Никто из русских классиков не нищенствовал. Ни Пушкин, ни Лермонтов. Наоборот, деньги, порой вдохновляли или служили стимулом творчества Есенина, Маяковского.)
Я, каюсь, написал это стихотворение в минуту душевной слабости. Набросок - довольно давно. Окончательную редакцию только что.
Да, главное для поэта - волшебство, а не деньги.

Виталий Иванов
-------------

- А я с вами, мальчишки, не соглашусь! ) Деньги - видимость свободы ))) Бе-бе-бе! )
А стих хороший!

Трифонова Алена
-------------

- А я так думаю, шо дэнги – это как соль. И лекарство, и яд – зависит от дозы. Ага, деньги дают какую-то свободу – человеку ж нужно где-то жить, что-то есть и обеспечить этим тех, кто от него зависит. В этих пределах мани-мани дают человеку свободу, но перейдя эту грань они начинают её (свободу) потихонечку отбирать и делать его своим рабом... Вон сколько случаев, когда миллиардеры, разорившись и став обычными миллионерами, начинают суицидничать, не пережив этого несчастья)

Тюренков Василий
-------------

- АЛЕНА
Любая медаль имеет две стороны.) Так же свобода. Василий тут прав.
Или вот, например, жизнь – что она, свобода или ограниченье её? Условие жизни – огромное количество несвобод. Мы вынуждены есть, спать, продолжать род, работать, жить в социуме и прочая, прочая… В то же время само понятие «свобода» - очевидно связано с жизнью и разумом.
Кстати, и разум возможен и бытиет лишь при условии понимания, что «свобода – осознанная необходимость».
Я ввожу понятие самораскрывающейся свободы и написал на эту тему целый трактат.) Развитие мира соответствует все более усложняющейся среде, в которой оперируют индивиды со все большим количеством степеней свободы.
Самораскрывающаяся свобода возможна лишь во всё более сложной среде со всё возрастающим количеством ограничений.
Всё это в полной мере относится и к отношениям между людьми, не в последнюю очередь – деньгам. :)
Вот как. :)

- Это не наш случай, Василий. Не знаю, как ты, я никогда не был миллиардером и даже миллионером.
Жизненный опыт показывает, настоящие ценности не вне тебя, но внутри. И всё, что тебе нужно от внешнего мира, - гарантия их сохранности.
А сохранять можно с гораздо меньшими деньгами, чем миллион. И не только что сохранять - приумножать. Вбирать в себя этот прекрасно-ужасный мир и за это.. дарить ему что-нибудь от себя.
Какое-нибудь волшебство.)
Так сказать, обмениваться по-доброму... Не деньгами, а волшебностями. И волшебствами.)

- Алена
Максимально возможная свобода - полный хаос, отсутствие каких-либо связей вообще! Жизнь в такой равноправно аморфной среде не подразумевается.
Вот не будет у тебя денег, и ты совершенно свободно умрёшь голодною смертью. Так? Тебе этого хочется?
Жизнь накладывает определённые обязательства. Все более сложной деятельности во все более сложной среде. Нет?)
В том числе и деньгами приходится уметь пользоваться. Как бы это кому-нибудь не не хотелось... Иначе - в пустыню, пампасы! На свободу.. нафиг! :)))
Другое дело, надо быть свободными от засилья, тюрьмы денег. Т.е. надо быть свободными от денег не в том смысле, чтобы их не иметь.. а чтобы они не имели тебя. :))) И вот тогда деньги - настоящее благо!

Виталий Иванов
-------------
___________

...ещё волшебник мысли, ещё волшебник слова, никто не понимает, как жизнь его сурова...))))

КсюКсю
-------------

Поэтому и упоминается парапет.)
Поэт не холодный и каменный. Однако волны бытия бьют по нему, может быть, сильней, чем по камню.
Да, вода камень точит… Поэт… Чем глубже мыслишь и чувствуешь, тем жить больнее.
Но волшебники должны жить)))

Виталий Иванов
-------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Вопросы
https://stihi.ru/2003/10/15-740

Почему звезды сияют?
Почему листья шевелятся?
Почему цветы так красивы?
Зачем люди пишут стихи?
Отчего бывает тоска?..
Есть ли Бог?..
1996
_________________________________________

- «Ответы»
Потому что на небесах!
Потому что нужен ветер!
Потому что на них смотрят!
Ты и сам знаешь!

Александр Павлов
-------------

- Есть вопросы, на которые нет и не может быть «окончательного ответа».
Твои ответы годятся, но необязательно они правильные. И, конечно же, не исчерпывающие. :)
Ведь как просто - задать вопрос, и как сложно – ответить! Впрочем, и задавать вопросы только кажется – просто. :) Задать новый вопрос, наверное, так же сложно, как дать новый ответ. :)
А если задаться вопросом и учитывать еще то, в какой степени соответствуют наши вопросы и ответы на них недоступной нам истине, - можно запутаться окончательно и сойти, Александр, с ума.
Так что поосторожнее! :)))
Удачи тебе.

Виталий Иванов
-------------

- Такие вопросы есть, но не в твоем стихотворении! ;))
Мои ответы исключительно правильные, но конечно же не исчерпывающие – они под стать твоим вопросам. ;)
Правильно поставить и сформулировать вопрос зачастую сложно, но найти на него ответ еще сложнее.
Истина доступна всегда, но не всем! ;)))
А с ума сойти – невозможно... ум – не лестница... ум – это лес из мыслей... и единственное, что возможно, так это в нем заблудиться... ;)))
И тебе того же...

Александр Павлов
-------------

- Никто не знает, какие вопросы являются самыми сложными. ;) Внутренняя уверенность в чем угодно прикрывает, как правило, заблуждения. И чем более человек убежден в чем-нибудь, тем, наверняка, он менее прав. Или не так, Александр? :))
Твоя уверенность в своих знаниях вызывает у меня большие сомнения. Именно поэтому, скорее всего, мои «вопросы» ближе к истине, чем «ответы» твои.
Да, «истина доступна всегда, но не всем». Сказано великолепно!
Мы живем в реальности, однако почти ничего не знаем о ней. Плохо вдумываемся в вопросы и даем скоропалительные ответы. А ведь, чем проще вопрос, тем ответить сложнее! И то, что кажется нам «ответом», на самом деле, - только гроб для «вопроса».
Удачи тебе!

Виталий Иванов
-------------

- Или не так, Виталий! :)) Все как раз наоборот! Когда человек не уверен, то обычно прикрывается общепринятым мнением, а оно-то чаще всего и оказывается заблуждением, по крайней мере, по отношению к нему. А если человек в чем-то абсолютно убежден, то это значит, что он пришел к этому через долгие размышления и пробы, выстрадал свое мнение... и почти наверняка он прав. Другое дело можно ли быть в чем угодно абсолютно уверенным? – сомневаюсь...
Спорно! – это были слишком простые вопросы... и ответы на них может найти любой! ;))
Можно помещать в раздел “Афоризмы”? ;)))))
Любой ответ на вопрос, вне зависимости от его сложности, порождает цепочку других вопросов. Вот когда будет получен ответ на самый последний вопрос, тогда можно будет с уверенностью утверждать, что первый ответ был правильным! ;)) Но зачем так долго мучиться? Не проще ли спросить у меня? ;)))
А тебе – творческих успехов!

Александр Павлов
-------------

- О твоей «копилке ответов» не забываю. Однажды приду со всеми вопросами сразу. Тогда уж – не обессудь! :))) Пока все-таки пытаюсь справиться сам, как могу. :)

Виталий Иванов
-------------
____________________

- Когда человек научился говорить,
Он стал задавать вопросы,
Пытаясь умом постичь,
То, что давно знало сердце.
Не спрашивай понапрасну,
Ведь сердце давно все знает...

Вот... попыталась набросать свои размышления...

Светлана Кулинич
-------------

- Самое трудное – сформулировать то, что известно сердцу. :)
Нужно это или не нужно? Наверное, все-таки, необходимо, раз мы хотим быть разумными, не только знать - осознавать. Ведь именно осознанием окружающего человек отличается от прочей природы.
Спасибо, Светлана! :)

Виталий Иванов
-------------
____________________

- А все-таки, Виталий, что же было раньше - курица или яйцо?
:))))
Интересен не тот человек, который знает ответы на все вопросы, а тот, который их СЕБЕ задает!
А еще, А.МОРУА сказал однажды примерно следующее:
«Не достаточно быть умным, нужно быть достаточно умным, чтобы не стать слишком умным.»
Виталий, так что с Вами все в порядке!
:)))

Ирина Васильева
-------------

- «В начале было Слово.» :)
А потом слова стали множиться, произноситься с различными интонациями, повторяться, дублироваться и всех запутывать… :)
Может быть, главное – понимать смысл собственных слов, не важно, задаешь вопрос или же отвечаешь? Ведь это очень не просто!
Как часто мы говорим по привычке, бездумно, многократно повторяя сказанное когда-то другими…
Разделяю Ваше мнение, надеюсь, оно близко к истине. :)

Виталий Иванов
-------------
____________________

- Ну вы блин даёте... 40 лет человеку, а вопросы прямо как у моего брата в 5 лет :)
Что про Бога... Он есть его не может не быть.
Он был есть и будеть есть :)

Константин Куроширо
-------------

- Детство продолжается, видимо. Только теперь – взрослое детство. :)
Спасибо, Константин. Теперь я о Боге все знаю. :) Прожорливый Он, оказывается. :)))
Новые вопросы возникли. Появляются откуда-то, ничего не могу поделать! :)))
Вот например…

Думают ли деревья?
Почему пишут стихи?
От чего бывает тоска?..
:)

Виталий Иванов
-------------

- Прожорливый Бог? Хм... возможно, хотя я этого не говорил. Я сказал только то, что он БУДЕТ есть! :)
Думают ли деревья? Думают! А как же! Я - точно знаю! :) Сам слышал :) А вот из соседней палаты мужик вообще Наполеона видел! Он - он и есть.:)
Стихи пишут часто от тоски. А тоска бывает от чьих-либо стихов :)
Ну, я готов, давайте, отвечу на любые вопросы :)

Константин Куроширо
-------------

- Вот что мне недавно в комментарии написал Александр Павлов. :)
«Поэт, умом иного склада,
Искал ответ полсотни лет...
Быть может дать ему совет? –
Ведь у меня склад тот, что надо!»

Теперь, Константин, в моем распоряжении уже два склада ответов. Спасибо! А я еще думал, вывешивать этот стиш или нет. :)))
Готовлю список вопросов, вышлю обоим. Интересно, совпадут ли ответы? :)

Виталий Иванов
-------------

- Вполне возможно, что совпадут :)
Но вполне возможно что нет...
Теория вероятности блин.
Жду :) Склад ответов уже готов принять вопросы! :)

Константин Куроширо
-------------
____________________

- Вот тебе и раз……
Пришёл помочь, да видно не судьба! Сам ничего не знаю.
Хотя… листья от ветра шевелятся. Только не спрашивайте: почему дует ветер? :)))

Александр Невзоров
-------------

- Да. Не все так просто! Были бы ответы, не было бы вопросов. Стихотворение «Ответы» не сочинишь… :) Правда, и хорошие вопросы не просто найти. Но нужно. :) Иначе, жить - скучно. :)))

Виталий Иванов
-------------
____________________

- Звезды сияют от счастья.
Листья шевелятся, потому что еще живы.
Цветы красивы, потому что вечно молоды.
А есть ли край у бесконечности?

Эдлен
-------------

- Красота дарит лицо свое вечности. Безобразное исчезает во тьме.
«Край бесконечности» делит мир на две части: вечное бытие во вселенной гармонии и бренность всего, что не совершенно… :)

Виталий Иванов
-------------

- Ответ понравился! УмнО :)
Пытаюсь проникнуть я разумом бренным
В Великую тайну вселенной :)
С бесконечным уважением…

Эдлен
-------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Воспоминание. В театре им. А.С. Пушкина
https://www.stihi.ru/2002/01/31-354

Я помню чудное мгновенье…
А.С. Пушкин

1.

Мне помнится лицо…
Нет, не лицо, а счастье!
Я помню счастье! – То ли сон…
В безудержном потоке счастья
Я видел лишь Тебя…
Я был влюблён!

Я помню: Ты была - прекрасна!
И юные Твои черты
Так были трепетны и страстны,
Так были полны красоты.

Я помню дивное сиянье
В Твоих восторженных очах.
Была Ты вся, как ликованье,
Светилась в солнечных лучах…

И мне хотелось крикнуть звонко
На весь внизу притихший зал:
«Ты - счастье!» – громко! громко-громко! -
Чтобы весь зал о том узнал!

Но я не крикнул… Что за сила
Меня губила?.. берегла?..
Меня Ты счастьем подхватила
И закружила, понесла!..

И мы летели рядом-рядом…
Но разделяла нас черта,
Неодолимая преграда…
Ведь Ты была – моя Мечта!

2.

Да, я - мечтал… Чтоб с нежной страстью
И в гулком звоне вешних струй,
Как отзвук неземного счастья,
Звучал несмелый поцелуй.

И чтоб в прекрасные мгновенья
Забыть все призраки тоски
И задыхаться от волненья
Прикосновения руки.

И чтоб не как-нибудь украдкой
Искать касаний - навсегда
Любви отдаться без остатка
И слышать, видеть, верить: «Да!..»

И чтобы звуки замирали,
И сердце билось, как в бою,
Когда Твои уста шептали:
«Любимый, я тебя люблю!..»

И чтоб в наплывах жаркой страсти,
Средь грохотанья гроз и бурь,
Как отзвук неземного счастья,
Неслось: «Целуй меня, целуй!..»

1970...

_________________________________________

«Счастье» рифмуется со «счастьем», потому что СЧАСТЬЯ в тот момент было ОЧЕНЬ МНОГО !
А стихи - юношеские, потому и «наивные», написаны в 16 лет – первоначальный набросок. А потом всю жизнь редактировал. Это последняя версия.
Я предпочитаю говорить искренние, а не «наивные».

Виталий Иванов
------------
__________________

- Виталь, привет! Читаю... В первой строфе рифма счастье-счастья не нра..., тем более что там подряд аж три счастья.)

Пермякова Алла
------------

- Алочка! Конечно, подобрать рифму не трудно. Но здесь именно что - много счастья! Поэтому всё – только о нем! Но я еще подумаю… Мчаться здесь не подходит, конечно.. потому что я не хочу мчаться, а уже во всю мчусь!

Виталий Иванов
------------

- Виталь, я как-то неровно задышала... Отличные стихи!

Пермякова Алла
------------

- Аленький. Это высшая похвала женщины!

Виталий Иванов
------------
__________________

- Виталий,
в строфе «И чтоб в наплывах жаркой страсти,
Средь грохотанья гроз и бурь,
Как отзвук неземного счастья,
Неслось: «Целуй меня, целуй!..»

«бурь - целуй» - вовсе не рифма. Неужели Вы этого не видите?

Л.
------------

- Спасибо за замечание!
Не слишком хорошая рифма, согласен.
Именно поэтому существует приём повторения, усиления второй рифмованной компоненты. На самом деле, рифмуется не «бурь – целуй», а «целуй – целуй». «Бурь» же к этому времени, как рифмующая составляющая практически забывается.
При том еще что, некоторые говорят так невнятно, что «бурь» и «буй» зачастую не разберешь. :) И тут именно усиленное повторение одного из компонент рифмы – два, а то и три раза полностью снимает невнятку.

Виталий Иванов
------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~