Уроки моих наставников

Валентина Алефиренко
Я никогда не задумывалась о наставниках... А сегодня вдруг задумалась и пришла к выводу, что каждого из нас на протяжении всей нашей жизни сопровождают наставники.

Хорошие или плохие - это уже другой вопрос, зачастую мы сами выбираем, так что результаты соответствуют тому выбору, который мы сделали, либо тому кто нас выбрал, или кого Вселенная послала.

Первым моим наставником был отец. Как большинство отцов он мечтал о сыне, но не случилось.

Когда он построил дом на окраине города в рабочем поселке и перевез туда нас с мамой, я стала от местных мальчишек получать тумаки.

Он заметил, что я иногда являюсь домой с синяками. Как военный человек, он этого видимо не мог стерпеть, поэтому посвятил несколько своих выходных тому, что катаясь со мной по полу, учил отбиваться, показывал всякие приемчики.

Это помогло мне отстоять свое место в обществе местной детворы, я перестала мотать сопли на кулак. А став постарше пошла в секцию самбо. Это мне тоже помогло в жизни, потому что поселок наш был не очень спокойный, да и город тоже.

Отец брал меня с собой на рыбалку, учил не только удить рыбу, но и разжигать костер, варить на костре уху, кулеш, любить природу, не причиняя ей вреда.

А когда их, военнослужащих почти всех наземных служб военных аэродромов области, отправили в тайгу расчищать площадку для  ракетных шахт и военного городка (в последствии Углегорск), где обосновалась позже ракетная часть, а еще позже её перебазировали в космодром Восточный, он посчитал возможным иногда меня брать с собой. Там рядом протекает речка Пёра, ох рыбы в ней было! Сейчас, к сожалению, этого нет. На тот момент мне было 8 лет.

Как он учил меня плавать? Да легко! Занес на глубину, опустил в воду и сказал: "Плыви!" От страха я так замолотила руками и ногами, что каким-то образом не сразу пошла ко дну. Общим, через два дня я поплыла. Он никогда со мной не сюсюкал.

Когда я была в пятом классе, он мне подарил щенка немецкой овчарки, девочку, и книгу по служебной дрессировке  собак. Передавая книгу, сказал: "Вот тебе поручение — воспитать себе друга и защитника".

Щенка я почему-то назвала Волгой, не знаю с какого "перепугу" придумала такую кличку. Уж какой она была службист, не знаю, но что была верная, это уж было не отнять.

На пятом километре от города у нас было озеро, которое мы просто именовали "Пятуха". В летние времена бедная "Пятуха" стонала от детворы, мы там обитали целыми днями, а чтобы нас не ругали матери, мы придумали брать с собой тазик с постирушками, свои одежонки там полоскали и тут же на травке сушили, остальное время сами  полоскались.

Через озеро проходила железнодорожная ветка на Благовещенск. И у нас была фишка - мы выстраивались за перилами моста и ждали поезд. Когда он начинал грохотать у нас за спинами, мы как горох сыпались в воду. Не отставала от меня и Волга, она скулила, но летела вслед за мной, каждый раз отбивая себе брюхо о поверхность воды.

Не было ни одного раза, чтобы она струсила, не прыгнула. Вынырнув, крутила головой, выискивая меня, и увидев, что моя голова на поверхности, подплывала и сопровождала до берега.

Отец, узнав о моих "подвигах" устроил мне порку портупеей. Скидку мне, как девочке, он не делал, я должна была отвечать за свои поступки. Порол он меня, в данном случае я думаю, больше от страха за свою непутевую дочь. Поэтому, раскинув мозгами, я решила на него не обижаться.

А дальше стройной вереницей наставников идут учителя. И от того, каков был учитель, у меня рождалась или не рождалась любовь к предмету.

Приведу только один пример. Был у нас географ, уже в преклонных годах, полный, лысый. Когда он шел по школе, держа в правой руке классный журнал с указкой, а в левой полусогнутой руке, как на подносе, нес свою шляпу, все перед ним расступались.

И всем, кто его приветствовал, он обязательно кланялся, независимо от того был ли это коллега или школьник. Всех учеников он называл только на "вы".

В моей душе навсегда он оставил след от единственной за всю мою школьную жизнь единице. Я про нее рассказывала своим детям и внукам.

Это был учитель от бога. За один урок он мог опросить половину класса, а классы у нас были до 40 человек, школа училась в три смены.

Заходя в класс на урок, если он замечал у кого-то на парте кроме дневника учебник, указка тут же указывала ученику путь к доске. Опрос шел таким образом: 5 человек, поделив классную доску на 5 узких полосок, писали тезисы на вопросы, которые раздавались им на узких бумажных полосках.

Парты стояли в три ряда, и на первых шести партах по два человека писали контрольные работы, время им отводилось минут 7, ответы должны были быть короткими, точными и лаконичными. И один человек отвечал устно, стоя около учительского стола. Этому разрешалось к ответу добавлять немного красноречия.

Учеников, которые писали свои тезисы у доски, он мог и не спрашивать, а глянув на тезисы, поставить оценку, иногда мог задать дополнительный вопрос.

И вот я стою у стола отвечаю. Думаю, что пожалуй на твердую четверку могу рассчитывать, вроде все рассказала. А Антон Павлович говорит (так его звали):" ОтвЕтите мне на один маленький дополнительный вопрос, ставлю пятерку и до конца четверти не спрашиваю, если не ответите — единица".

Я опешила от такого поворота, а он спрашивает: "Почему Российская Империя продала Аляску Америке". Пока я от такого поворота судьбы приходила в себя и собиралась открыть рот (ответ-то я знала), он с сожалением в голосе тихонечко так произносит: "Садитесь, единичка".

Так он ласково назвал мою оценку, видимо для того, чтобы я не обижалась, а спорить было себе дороже. И в моем дневнике прочно водрузилась огромная, жирная, красная, почему-то карандашом, единица!

Он учил нас собранности, точности в формулировках, лаконичности и знанию предмета. Поэтому мы географию знали на зубок. У него практически не было неуспевающих учеников.

А попросите  современного школьника, например, сказать сколько в России республик и назвать их столицы. Я как-то спросила у своих внуков, тут же вопли раздались: "Ну, Ба-а, опять ты начинаешь"!

Уже будучи молодой женой и молодым специалистом я пришла работать в районный узел связи в большое отделение связи, штат у нас был 40 человек, если не больше, операторы, сортировщики, почтальоны, телефонисты, электромеханики, электромонтеры, инженеры, телеграфисты.

И была у нас начальник отделения связи Надежда Алексеевна лет 45, а нам - молодым операторам, она казалась уже старой теткой. Начальница учила нас работать (каждый вторник до работы с клиентами все штудировали действующие правила и инструкции), говоря при этом, что если "хотите премию получать должны работать без браков". Учились все работники невзирая на специализацию, занимались каждый по своему профилю.

Но и это не все! "Милочки мои, послушайте меня. Нельзя так обращаться с мужьями, муж всегда голова, а жена шея. Он не должен чувствовать, что вы его заставляете что-то делать. Сделайте так, чтобы он думал, что эта мысль пришла именно ему в голову. Семья это большой труд, иногда очень тяжелый",- говорила она, наслушавшись наших разговоров.

"А отдохнуть, прийти в себя и приятно провести время, вы имеете возможность в отпуске, когда есть свободное время. Наскучаетесь, опять романтичные отношения. Кроме того, на расстоянии вы имеете возможность все обдумать - свои поступки, ошибки, что-то переоценить, сделать выводы". Мы, конечно фыркали, но ее слова мимо ушей не пролетали.

А жила я тогда на Чукотке и отпуска у нас с мужьями часто не совпадали. Так что летели мы на материк, действительно имея возможность на расстоянии подумать о своей семейной жизни наедине. Она знала, что говорила.

Позже, когда я пошла дальше по карьерной лестнице, очередная моя наставница тоже учила правильно совмещать работу и семейную жизнь. Всем нам, работникам отдела, она постоянно напоминала, чтобы мы не обижали своих мужей, иначе это отражается на работе.

Сначала мы это воспринимали с отторжением, как вмешательство в нашу личную жизнь.
Она смеялась и говорила, что "то настроение, с которым мы приходим на работу создает микроклимат в коллективе отдела", от которого зависит наша и производительность, и качество работы.

Мне в частности она говорила: "Валентина, ты пойми, если ты обидишь мужа, мы с тобой не выполним план по контрольно-ревизионной работе". "Как это понимать?"- спрашивала я. "Элементарно! Испортишь ему настроение, он тебя не отпустит в командировку и наш график ревизий летит к чертовой матери!".

Уроки всех моих наставников не прошли мимо моего сознания.

Вот и получается, что роль наставников в моей жизни не только оставила глубокий след, но и принесла свои плоды. Я думаю, что по большому счету, я должна быть им благодарна. Наставники мои многому меня научили, и я действительно им благодарна.