Конфета из брикета

Галина Савина
               

         Тихие уютные домашние вечера  воспоминаний - они надолго остаются в памяти, чем шумные семейные праздники,  которыми сегодня испещрена наша жизнь, и от событий в других семьях мало отличаются...
         ...Новогодняя елка доживала свои даже не дни, а часы своего новогоднего пребывания в доме. Мы с внуком потихоньку снимали елочные украшения: мишуру, игрушки, гирлянды, и раскладывали сначала на столе, где сортировали их, оборачивали  мягкой туалетной бумагой и только потом складывали в коробку. Дочь в это время убирала праздничную посуду в шкафы, перебирала вазочки, где лежали конфеты и печенья, оставшиеся еще с новогоднего подарка, и недовольно выбрасывала заплесневевшие печенюшки и засохшие конфетки в мусорный пакет.
          Я наблюдала за ней , а сама вспоминала далекие времена из своего детства, где не только не выкидывались, но даже не помню чтобы залеживались  когда - то  конфеты в вазочках. Их всегда было мало...
          А на следующий день произошел случай, который заставил мою дочку по другому  смотреть на многие вещи в жизни. Современных молодых жителей нашей планеты трудно сейчас чем-нибудь удивить, уж конфетами точно не удивишь.
          Так вот. Собрались мы как то сварить кисель малышу, внуку моему. Полезно пить маленьким фруктовый киселёк. Кисель можно варить из свежих фруктов и крахмала, а можно купить в магазине брикетированный сухой экстракт киселя.  Растворив его в воде, заварить в кипятке, и  кисель готов.  Вкус еще лучше  получается,  чем из свежих ягод.
          А какой вкус брикета я помню с детства...
          Детворе с нашего двора всегда в голову приходили разные идеи, чтобы разнообразить  свою детскую жизнь. Игр было очень много, и кто их и когда придумывал, передавая потом из поколения в поколение подрастающей детворе, останется тайной века. Но то, что мы пропадали на улице  до темна,  и мамы наши не могли нас дозваться на обед или еще зачем - то,  это точно. Что такое жвачка, мы тогда не знали, но пожевать кусочек гудрона, такую черную смолу, которую расплавляли и затем покрывали ей днище лодок, фундамент дома и другие вещи для предохранения от сырости, было в радость. Смола была совершенно безвредна, а от долгого жевания казалось, что зубы белели.  Любили так же мы бегать на колхозный ток, располагающийся неподалеку от воинской части, и собирать,  оброненные с машин, молодые початки кукурузы, которые с удовольствием  грызли  сырыми.  Жевали яблочки  кисло – зеленые.  Садиком засажен был весь двор. Почему то такой подножный корм нам был интереснее маминых борщей.
            Моя подружка Маринка, с которой я дружила и жила на одной лестничной площадке, выдумщица была отменная. Недаром много  позже, когда я узнала, что она стала художником и рисовала мультики на самом главном  Москино,  я не удивилась. Вот и в тот день ее придумка нам пришлась по вкусу.  Как - то раз я пошла в магазин и увидела навстречу идущую Маринку, в ее руках был разорванный пакет брикетного киселя, который она смачно грызла.
У меня потекли  слюни  и я попросила ее дать мне попробовать Это.  Вкус мне показался очень даже ничего. Стоило все это копейки и я решила на сдачу купить , погрызть сладкое и братьям дать попробовать. И когда вернулась из магазина,   то  в руках держала уже полу изгрызанную вкусную "конфету". И я уже  была не одна такая. На лавочке в укромном местечке уже сидела парочка наших дворовых ребят и с благоговением грызла новое вкусное "открытие".  В прочем  мода  эта быстро прошла, так как обнаружилось, что  брикет сухого заварного крема еще вкуснее. Такое занятие  наши мамы вскоре  пресекли, так как после такого "обеда" - мамины обеды уже не шли. Но мамы наши понимали, что все это происходит от того ,  что в магазинах наших провинциальных городков не было хороших конфет. Вообще было пустовато в магазинах. Да и не баловали тогда детей без причины конфетами. Были, конечно, карамельки ,   леденцы,  да и те долго не залеживались в вазочках.  По-настоящему вкусные шоколадные конфеты привозились из Москвы, из Ленинграда, как и весь остальной дефицит.
                Глядя сейчас на брикет, мне очень захотелось вспомнить вкус детства.  Разорвав упаковку, я откусила кусочек сухого экстракта. Он оказался очень вкусным, клубничным и я увлеклась, откусывая кусочек за кусочком. За этим занятием меня и застукала дочка, которая пришла с прогулки с внуком.  У нее округлились глаза. Она взяла малыша на руки стала показывать  на меня рукой и, обращаясь к малышу со смехом, произнесла: "Наша бабушка с ума сошла!" Малыш смеялся больше за компанию, чем от понимания анекдотичной ситуации. Я тоже с ними посмеялась. А через час, когда мы все сели обедать и пить вкусный кисель, я рассказала дочери причину своего пристрастия к этому полуфабрикату.  Я смеялась ,   рассказывая про свое детство, а дочь уже не смеялась.
              Пол дня она  проходила  какая то задумчивая, а вечером, когда мы сели пить чай, придвинула ко мне вазочку с конфетами со словами: "Ешь хоть сейчас нормальные конфеты ,  мама. Они свежие, вкусные.  А вот ты рассказывала, что  в детстве ты часто ела черную икру, которую твоя бабушка просто могла купить на рыбном рынке». И это была правда.  « А мне, наверное, уже, - продолжала жалиться на жизнь дочь,- ее и не попробовать никогда. Очень дорого».
             Да, рыбы этих пород повывелись, теперь искусственно выращивают ее на рыбкомбинатах, а раньше в старину засушенными этими рыбинами печи топили - так было ее много и горело такое топливо дольше  из- за  жира. Трудно поверить в это.
              Может быть  наступят когда-нибудь опять времена, что и конфеты не исчезнут, и икру будем покупать ,  как конфеты: запросто , доступно и сколько хочешь.