Угрызения совести

Фёдор Тиссен
Своих подопечных Менно причащал раз в неделю, а себя лично ещё и в свободное от работы время, а времени свободного у него было очень много. Представляю, как укоризненно смотрели на него прихожане, когда во время мессы от него разило перегаром на весь сельский храм. Тут пашешь на польдере день-деньской, а этот парень нашёл себе лёгкую работу и ту проводит богохульно. Отдал бы лучше свои сто гульденов в армию на защиту отечества или пожертвовал бы эти деньги на ремонт каналов.

Говорят, что мысли людей материальны. Опять же много ума не надо было, чтобы эти мысли своих прихожан угадать. Дьякон Менно Симонс стал ни с того ни с сего мучиться угрызениями совести.

Лев Толстой такое состояние души выразил в «Войне и Мире» словами Андрея Болконского: «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол».

Со здоровьем у Менно было нормально, но он вдруг почувствовал себя несчастным и его осенило - это же ведь меня совесть грызёт! Помощник пастора садится за Библию и основательно изучает её, а изучив, понимает, что мир расколот на добро и зло, что он, дьякон Менно Симонс, не на той стороне.

Стал мучить вопрос: за что ему, помощнику сельского пропагандиста, не пропагандисту, а его помощнику, платили в сто раз больше, чем простому солдату? За что?! Оруженосец получал в сто раз меньше, чем носитель рясы.

Значит Менно Симонс носил кроме рясы ещё что-то невидимое, неосязаемое, но имеющее ценность и силу во много раз большую, чем аркебуза, бывшая в то время оружием массового уничтожения. Да, да, да, оружием массового уничтожения! Аркебузами испанцы завоевали Новый Свет. Огромная армия ацтеков, около ста тысяч воинов, не смогла справиться с небольшим испанским отрядом, у которых было на вооружении всего лишь двенадцать аркебуз и четыре пушки.

16 ноября 1532 года испанцы захватили в плен правителя Атауальпу. За освобождение из плена Атауальпы ацтеки предложили всё золото страны. Целый год они собирали со всех селений золотые украшения: блюда, чаши, драгоценности, изразцы из храмов, предметы роскоши, создававшиеся не одно столетие многочисленными народами и цивилизациями Южной Америки.

Испанцы целый месяц превращали это добро в слитки и переправили в Испанию более шести тонн золота. Атауальпу это не спасло. Победители предложили костёр заменить удушением, если правитель ацтеков примет католичество.

Сегодня европейцы вершат такие дела не оружием, а лапшой на ушах. Противника зомбируют, он сам свергает или уничтожает своего правителя и превращает свою страну в руины. Так случилось с Российской империей, так закончилась короткая история Советского Союза.