Пальма

Аркадий Богатырёв
                Сыну с любовью               

-Я купила путевки, - сказала мама, -Поедете с бабушкой в Моршин, в санаторий "Перлина Прикарпаття". Моршин-это небольшой город на Западной Украине.
Никто не болел, просто мама решила, что будет полезным и бабушке, и Андрейке, попить минеральной воды. А раз мама решила, так тому и быть. Спорить бесполезно. И никакие доводы, что лучше поехать на дачу, где можно ходить на речку, играть с друзьями в индейцев, гонять на велике, на маму не действовали. -Я думаю,- сказала мама, - лучше поехать в санаторий. И все согласились. На вокзале она давала бабушке последние наставления, что надо, и, что не надо делать. Бабушка слушала молча. С дочерью она никогда не спорила, но на всё имела своё мнение. - Внимательно везде, - напоследок сказала мама и вышла из купе.
-Обязательно, мамочка, - сказал Андрейка, обнял и поцеловал ее в щеку. -Я уже большой, я пригляжу за бабушкой, не беспокойся. Ведь мне уже целых семь лет.
Мама и бабушка улыбнулись.
-Я и не сомневаюсь, - сказала мама и поцеловала сына.

В санаторий приехали поздно вечером. На ужин опоздали. Доели то, что брали с собой в дорогу и легли спать. Утром, перед завтраком, выпили минеральной воды прямо в вестибюле санатория и пошли в столовую. Чтобы туда попасть, нужно было выйти из корпуса и пройти по улице.
Собака сидела у входа в столовую. Преданным взглядом она провожала каждого входящего и выходящего.
-Бабушка, смотри какая собака, - крикнул Андрейка. Бабушка не успела ничего сказать, а внук уже обнимал и гладил собаку.
-Хорошая, - говорил он, - хорошая.
Собака виляла хвостом и пыталась лизнуть мальчика в лицо.
-Какая смешная, - уворачиваясь от собачьего языка, говорил Андрейка. -Ба, а давай мы её покормим?
-Пошли, - бабушка взяла внука за руку, -На завтрак опоздаем. Поедим, и ей что нибудь захватим.
-Ба, ты самая лучшая, - Андрейка обнял бабушку.
В салфетку он завернул половину недоеденного варёного яйца, кусок хлеба и два колбасных кружочка. А для верности, чтобы было вкуснее, хлеб посыпал сахаром. Чуть не сбивая выходящих из столовой людей, Андрейка помчался на улицу. Он боялся, что собака убежит и он не успеет ее покормить. Но собака сидела на том же месте. Мальчик развернул салфетку с едой и положил перед ней. Та сначала обнюхала все и начала с колбасы, затем съела пол-яйца. Хлеб есть не стала, лишь слизала весь сахар, взяла кусок в зубы и побежала в сторону небольшой рощицы, которая расположилась недалеко от здания санатория. Андрейка побежал за ней. Бабушка едва поспевала за ними. Андрейка уж было потерял собаку из вида, но в последний момент заметил, как та юркнула в прикрытый ветками лаз, под ствол упавшего дерева. Он присел на корточки, раздвинул ветки, пытаясь разглядеть, где спряталась собака. Но, кроме пахнувшей на него сыростью темноты, ничего не увидел.
-Вот ты где? - услышал Андрейка, запыхавшийся голос бабушки. -И куда ты так рванул? Я тебя насилу догнала.
-Ба, она там, - Андрейка указал пальцем на ветки прикрывающие лаз.
-Кто она?
-Пальма, - так мальчик решил назвать собаку, -Она там спряталась.
И вдруг случилось невероятное. Из лаза, шатаясь, на маленьких кривых лапках, выбежал рыжий щенок. Он подбежал к мальчику и ткнулся ему в ладонь мокрым холодным носом. Андрейка замер от счастья. Он смотрел то на щенка, то на бабушку сияющими глазами и ничего не мог сказать. Почти сразу за щенком из норы вылезла собака-мать. А за ней ещё один щенок, тоже рыжий, но с белым пятном на груди.
-Так вот куда ты хлеб потащила.

После завтрака, Андрейка стал бегать к поваленному дереву. Бабушка была не против. Он прибегал, раскладывал еду на салфетке перед входом, отходил в сторону и ждал, в надежде ещё раз увидеть щенков. Но после первого знакомства, следующие несколько дней, как он только не звал, щенки не выходили. Андрейка расстраивался. Жаловался бабушке, мол они больше не хотят к нему выходить. Бабушка успокаивала. Говорила, что они ещё маленькие. Наберись терпения. И его терпение было вознаграждено. На четвертый день щенки выбежали вслед за матерью. Они смешно толкались и довольно урчали, когда ели.
-Вот видишь, - сказала бабушка, глядя на внука, -Главное научиться ждать.
Андрейка сиял. На следующий день он сам пришел к дереву. Бабушка отпустила его одного, просила только не долго. Щенки играли. Бегали кусая друг друга возле дерева, а Пальма прикрыв глаза, лежала, греясь в лучах тёплого летнего солнца. И вдруг мальчику сильно захотелось посмотреть, как выглядит собачье жилье внутри. Он лёг на живот и помогая себе руками, заполз в нору. В нос ударил сильный собачий запах. Когда глаза привыкли к темноте, мальчик разглядел какие-то тряпки, видно собака притащила их, когда щенилась. Жилище оказалось достаточно просторным. Андрейка даже смог сесть, но тогда его голова касалась ствола упавшего дерева, которое служило надежным прикрытием. В дальнем углу он обнаружил не съеденные куски хлеба и маленького игрушечного медведя с обгрызенным ухом. Андрейка уже собирался вылезать, когда ветки прикрывающие лаз раздвинулись и там показалась мордочка одного из щенков. Он пролез ещё немного и смешно расставив передние лапы съехал внутрь. Сразу за ним влез и другой щенок. За ними появилась Пальма. Места было достаточно, но Андрейка испугался, что собаке может не понравится, что он залез в святая святых, в тайное жилище и она может его укусить, но собака не обращала на мальчика никакого внимания. Она забралась в дальний угол и стала грызть хлебную корку. Щенки возились тут же. Они привыкли к нему за эти дни и совершенно его не боялись. Один из щенков залез к нему на колени. Сердце Андрейки радостно заколотилось, его распирало от восторга. Он представил, что он Маугли, только живет не в волчьей стае, а в собачьей. Ему захотелось поскорей рассказать об этом бабушке. Так же, как залезал, на животе, он вылез наружу, поправил ветки, которые прикрывали лаз и побежал в санаторий. Бабушка сидела на скамейке и читала книгу. Андрейка увидел ее и закричал: -Ба! Ба!
Бабушка положила книгу, поднялась и расставила руки. Андрейка с разгону ткнулся головой ей в живот и крепко обнял.
-Ба! Ба! Я должен тебе что-то рассказать! Вернее, показать.
-Что случилось, родной?
-Идём! Идём со мной, - Андрейка крепко схватил руку бабушки и потянул за собой.
Собака лежала у входа в жилище . Услышав, что, кто-то идёт, она приподняла голову, но узнав мальчика, опустила ее обратно на лапы и закрыла глаза.
-Смотри, бабушка.
Андрейка отпустил ее руку, стал на четвереньки, раздвинул ветки и исчез за ними. Бабушка испугалась.
-Андрейка, ты куда полез? А ну, вылезай, сейчас же.
-Ба, тут хорошо, - из веток показалась довольное лицо внука, -Они спят, - шепотом продолжил он. Пальма потянулась, громко зевнула и подошла к лазу. Бабушка испугалась ещё больше, она подумала, что кормящая собака защищая щенков, может укусить внука, но она лизнула мальчика в нос и исчезла за ветками.
-Быстро вылезай оттуда, - настаивала бабушка. Но Андрейка снова исчез за ветками и бабушка услышала его голос.
-Ба, я Маугли. А ты, давай, будешь Багирой, или лучше медведем Балу, он всегда, как ты меня, учит Маугли, как надо поступать.
Бабушка улыбнулась.
-Вылезай давай, Маугли. Пора идти воду пить, а потом на обед.
Андрейка вылез довольный. На лице его сияла радостная улыбка. Он подошёл и обнял бабушку. Бабушка поцеловала внука в макушку.
-Фу, а псиной от тебя, как от настоящего Маугли несёт.
Андрейка засмеялся и побежал по узкой тропинке громко выкрикивая: -Я Маугли! Я Маугли!
Бабушка пошла вслед за внуком. Она шла и думала, когда такое было, чтобы кормящая собака к щенкам подпускала? А эта внука в жилище пустила и ничего. Животные любовь чувствуют. И добро всегда помнят. Подкормили ее и она любовью ответила. Вот бы и люди так. А они вечно делят чего-то, завидуют. Живи-радуйся и сам радость дари. Ее размышления прервал голос внука, который продолжал скакать и кричать, что есть мочи: -Я Маугли! Маугли! А бабушка-медведь Балу!!!
Женщина посмотрела на то как радуется внук и снова улыбнулась. «Хороший он мальчик, добрый. Хорошо бы таким и остался» - подумала она.
Последняя неделя пролетела быстро, даже не заметили. Весь последний день Андрейка провёл рядом с Пальмой и щенками. Не хотел уходить. Уговаривал бабушку, чтобы взять всех троих с собой.
-Ну куда же мы их возьмём, - говорила бабушка, - нас в поезд с ними не пустят.
-А мы их в чемодан спрячем, - уговаривал ее внук.
После ужина, на котором Андрейка почти ничего не съел, он все завернул в салфетку и сложил в кулёк, они вместе с бабушкой пошли к дереву, чтобы последний раз покормить собаку со щенками и попрощаться. Завтра, рано утром, у них поезд. Он долго гладил Пальму и щенков. Брал их на руки, целовал. Спрашивал бабушку, как же они будут жить без него, а он без них. Бабушка молчала, но в глубине души тоже переживала. Уже стемнело, когда они пошли назад в санаторий. По дороге Андрейка не выдержал, заплакал.

Пальма лежала на перроне, опустив морду на лапы. Состав дёрнулся и поехал. Собака вскочила и побежала за набирающим скорость поездом. Андрейка стоял в проходе и смотрел в окно. Мимо, высоко поднимая колени, будто он бежит по мелководью, пробежал человек. Это был мужчина. На ходу он смешно махал кому-то руками. Мальчик улыбнулся и подумал, что так мог бы выглядеть рассеянный с улицы Бассейной, из стихотворения, которое читал ему папа. Но вдруг он увидел едва заметную тень двигающуюся параллельно поезду. Андрейка пригляделся.
-Бабушка! Бабушка! - закричал он, - смотри, Пальма нас пришла проводить.
-Тише, - сказала бабушка, - людей разбудишь.
Она вышла из купе и стала рядом с внуком. «Надо же, - подумала она, - пришла проводить. Как же она узнала? Почувствовала? Или незаметно бежала за ними вечером и всю ночь ждала? Почему тогда не подошла утром?»
Андрейка уперся лбом в холодное стекло и смотрел на бегущую собаку. Но вот кончился перрон, собака остановилась на краю и залаяла. Андрейка помахал ей рукой. На глаза навернулись слезы и пейзаж за окном слился в сплошную серую полосу. Мелькали силуэты спящих домов, их сменили деревья и телеграфные столбы, которые являют собой привычную картину, когда едешь в поезде и смотришь в окно.