Сценарий внеклассного мероприятия Пасха

Данголия
Цели и задачи занятия:
1. Повысить интерес учащихся к православной вере, к обычаям, традициям православных христиан.
2. Познакомить школьников с историей возникновения праздника Пасхи.
3. Обобщить знания учащихся о традициях православной культуры.
4. Воспитывать чувство патриотизма и позитивного отношения к православным традициям русского народа, к народному творчеству;

Ведущий: Слайд 1.Вот уже тысячу лет, с момента принятия христианства, на Руси каждый год отмечают радостный праздник Пасху – День Светлого Христова Воскресения. Это самый великий день для православных христиан.
Праздник Пасхи перемещается в так называемых «пасхальных пределах» - в пределах 35 (тридцати пяти) дней: от 22 марта до 25 апреля (по старому стилю) или – не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая (по новому стилю). Почему же Пасху у нас именуют «Праздником праздников».
Первый: Слайд 2. Почти 2000 лет назад в Иерусалиме странствующий Иисус Христос был предан одним из Его учеников –Иудой, подкупленным жрецами храма за тридцать серебряных монет. Слайд 3. Совет иерусалимских жрецов – синедрион – приговорил Христа к смертной казни, а римский начальник Понтий Пилат утвердил приговор.
Слайд 4. Иисус Христос – Сын Божий был распят на кресте на горе Голгофа (лобное место). Ему шел 33-й год. Через три часа мучений на кресте его земная жизнь окончилась. Тогда один богатый человек, по имени Иосиф, который был учеником Христа, выпросил у правителя Пилата Его тело. Слайд 5. И, сняв тело с креста, завернув его в плащаницу, похоронил в своем саду в высеченной в каменной горе пещере, в которой никто еще не был положен. Вход в пещеру завалил огромным камнем. Этот день был пятница.
Слайд 6. На рассвете третьего дня Саломония – мать учеников Иоанна и Иакова, Мария (мать Иакова), и Мария-Магдалина пришли в сад, где была пещера, чтобы умастить тело благовониями. Однако гроб был пуст, а рядом на камне, сияя белыми одеждами, сидел ангел. «Что вы ищете живого среди мертвых, - сказал он. - Иисус Христос воскрес к вечной жизни». И действительно, Слайд 7. Он вновь явился к ученикам и проповедал еще 40 дней. Затем вознесся на Небеса.
Второй: Воистину страшные муки во искупление грехов человеческих принял Сын Божий на кресте, а воскресением своим указал путь к бессмертию и спасению, даровал нашим душам жизнь вечную. Случилось же это после пятницы «в третий день по Писанию» с тех пор на всей планете этот день именуют воскресением.
Третий: Слайд 8. Христианская Пасха – Воскресение Божие – стала радостным праздником бессмертия. Отмечается она в первое воскресение после дня весеннего равноденствия. В России в апреле начинает уже пригревать солнышко, тает снег, бегут ручьи, возвращаются перелетные птицы. В этот день кончается и семинедельный пост (символ скорби за перенесенные Христом муки).
Четвертый: Слайд 9. Пасхе предшествует Страстная неделя, Страстная седьмица – последняя неделя перед Пасхой. Она посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквах совершаются особые службы. Строгий пост соблюдается на протяжении всей седьмицы.
Слайд 10. В течение этой недели совершаются все приготовления к празднику: производится уборка и побелка домов. Как символ вечной жизни проращивают на подоконнике зерна пшеницы, шьют новые наряды. Особое внимание уделяют праздничному столу. Готовят из творога сладкую «пасху». В радостные цвета небесной радуги красят яйца, пекут сдобные куличи. В русской традиции пасхальное угощение готовили не за один день, а в течение почти всей Страстной недели – с понедельника до четверга. В понедельник – вторник раскрашивали яйца, в среду – четверг пекли куличи, делали пасху, а в субботу освящали пасхальные явства в церкви.
Пятый: Слайд 11.  По традиции куличи пекут в большом количестве – ведь нужно, чтобы их хватило для угощения всех приходящих в дом гостей. Поэтому для куличей готовили много теста, тем более что в большом объеме оно лучше бродит. В куличное тесто кладут много яиц, сливочного масла и сахара. Все эти компоненты позволяют получить очень сдобное тесто, а готовые куличи долго сохраняются не черствея. Тесто для куличей надо буквально выхаживать, лелеять, оберегать от сквозняков, укутывать. Выпекают куличи в специальных высоких цилиндрических формах из толстой жести. В старину же куличи выпекали в русской печи в ведерных куличных формах.
Слайд 12. Готовые куличи богато украшают: глазурями, символическими надписями, орехами, цукатами или цветным сахарным маком и крашеным пшеном. Едят куличи всю Пасхальную неделю.
Шестой: Слайд 13. В 12 ночи Великой Субботы начинается в церкви пасхальная служба. Это величественный, прекрасный ритуал с крестным ходом. Когда раздавался первый благовест большого колокола, процессия прихожан во главе со священнослужителями выходила из церкви и обходила ее по часовой стрелке. Они несли специальные зажженные свечи, фонари и хоругви.
Когда процессия возвращалась к церковному порогу, священник объявлял о Воскресении Христовом. После этого участники крестового хода входили в храм, где продолжалась праздничная служба. Она заканчивалась уже под утро. Выходя из храма, люди христосовались и обменивались крашеными яйцами. Фильм
Первый: Слайд 14. Пасхальный обычай христосоваться и одаривать друг друга крашеными яйцами идет со времен апостольских. Радостное пасхальное приветствие мы переняли у учеников Христовых, внезапно узнавших о Воскресении Его, и тогда они спрашивали с радостью друг друга «Христос Воскресе?» и отвечали «Воистину Воскресе!». Взаимное лобызание – в память всеобщего прощения, примирения, выражения любви.
Обычай дарить яйца существовал в глубокой древности задолго до Рождества Христова. В античном мире преподносили яйца в знак приветствия в день рождения, в Новый год с пожеланием благ. У иудеев и язычников было принято, являясь к важному лицу, приносить ему что-нибудь в подарок в знак уважения и почитания. Люди состоятельные приносили золото и драгоценности, бедные – яйца домашних птиц, плоды. Именно этот простой иудейский обычай и исполнила равноапостольная Мария Магдалина, проповедуя о Воскресении Христовом, придя к римскому императору Тиберию. Она подала ему яйцо с возгласом: «Христос Воскресе!» Император усомнился в возможности для смертного воскреснуть из мертвых: «В это же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным!».
В тот же миг белое яйцо стало красным!
Второй: Слайд 15. С тех пор и идет традиция красить яйца на Пасху и дарить их в подарок. И это не случайно, так как яйцо в мировоззрении древних символизировало Вселенную. В христианстве яйцо приобрело новые символические значения: красное яйцо – символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникла жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость воскресения и возрождения рода человеческого, но это и цвет крови Христовой, пролитой на кресте, которой искуплены грехи мира.
Третий: Слайд 16. В России существовала художественная традиция изготовления сахарных, шоколадных, деревянных, стеклянных – и даже золотых яиц, украшенных драгоценными камнями. Русские «писанки» покрывались затейливыми символическими узорами, на них расписывали пейзажи, жанровые сценки, храмы и иконы.
Четвертый: Слайд 17. В 1885 году к празднованию Пасхи Карл Фаберже изготовил особенно оригинальный сувенир. Он сохранял форму традиционной народной крашенки, но удивлял новизной воплощения идеи. Обыкновенное на первый взгляд яйцо на самом деле было выполнено из золота, покрыто плотным слоем белой эмали. Скорлупу можно было разъединить на две части и, подняв верхнюю половинку, заглянуть внутрь. Там, в полусфере золотого желтка, как в лукошке на яйцах, сидела маленькая курочка из цветного золота. Проработка деталей была сделана столь тщательно, что зритель мог разглядеть не только невысокий гребешок или круглые птичьи глаза, но и каждое самое маленькое перышко. Чудеса на этом не заканчивались. Курочка в свою очередь тоже содержала сюрприз, и даже не один. В ней хранились два миниатюрных предмета: рубиновое яичко и императорская корона. Это маленькое диво было выполнено по заказу императора Александра Третьего для подарка его жене императрице Марии Федоровне. Сюрприз произвел большое впечатление. С этого времени фирма Фаберже к каждой Пасхе готовила новый подарок, всегда неожиданный и оригинальный.
Слайд 18. После смерти Александра Третьего его преемник император Николай Второй заказывал по два яйца и дарил одно матери – императрице Марии Федоровне, другое жене – императрице Александре Федоровне.
Слайд 19. Насколько известно, фирмой было изготовлено более 50 (54) пасхальных яиц для императорской фамилии. Но в настоящее время известно местонахождение лишь 48 из них. К сожалению, только 10 хранятся в России в коллекции Государственной Оружейной  палаты Музея Кремля. Слайд 20. Пауза!!!
Пятый: Слайд 21. Сегодня для декорирования пасхального стола можно купить готовые праздничные атрибуты: писанки и крашенки, блюда и подставки для их, всевозможные венки, скатерти и салфетки, цыплят. Добавьте в оформление композиций немного души и фантазии – кашпо может превратиться в импровизированное гнездо для яиц, а на вербе вдруг «вырастут» деревянные крашенки.
• Слайд 22. Традиционно пасхальные яйца красят в отваре луковой шелухи. С появлением в магазинах специальных красок яйца стали разноцветными! После процедуры окрашивания яйца натирают растительным маслом для блеска.
• Слайд 23. Еще вареные яйца расписывают гуашью, цветной тушью, фломастерами и покрывают лаком.
• Шестой: Слайд 24. На яйца можно наклеить вырезанные картинки с открыток и старых журналов. В этом случае бумага должна быть достаточно тонкой, чтобы наклеенный рисунок ложился ровно.
• Также на яйца можно наклеить листики петрушки, герани, веточку укропа. После этого их опускают в краску, вынимают – и на скорлупе остается изысканный белый силуэт, который лучше природы не нарисовать.
• Первый: Однотонно выкрашенные яйца можно «развеселить» напылением на них с помощью кисточки разноцветного дождика из жидкой краски. Слайд 25. Оригинальные творения получаются при использовании бисера, цветных бусинок и декоративной тесьмы. Их приклеивают с помощью прозрачного двустороннего скотча.
• По старой традиции крашеные яйца укладывают на свежую проросшую зелень овса, пшеницы или специально выращенного кресс-салата.
Второй: Слайд 26. Считалось, что время пасхальной службы благоприятно для совершения определенных магических действий. Воры в эту ночь «заворовывали», старались незаметно украсть что-нибудь. Чтобы удача сопутствовала им весь оставшийся год.
Третий: При возгласе священника «Христос воскресе»! охотники стреляли в воздух, полагая, что их ружья будут в дальнейшем стрелять без промаха. Рыбаки говорили: «У меня рыба есть». Они полагали, что, выполняя подобные обрядовые действия, обеспечивают себе хороший улов.

Четвертый: Слайд 27. Известны также гадания девушек, обращавшихся к Богу с просьбой послать хороших женихов.
Пятый: В пасхальную ночь можно было распознать нечистую силу. Считалось, что если прийти в церковь в новой одежде, то во время богослужения (пения херувимской) можно увидеть колдунов, стоящих спиной к алтарю, а также опознать ведьму по хвосту, неожиданно ставшему видимым.
Шестой: Спрятавшись в церкви во время крестного хода, можно было также увидеть покойников, пришедших на богослужение. Правда, оказавшийся в церкви человек рисковал жизнью, ибо умершие могли ослепить его или наслать смертельную болезнь. Считалось, что если взять зажженную во время заутрени свечу и подняться с ней на чердак, то можно увидеть домового.
Первый: Слайд 28. Магические свойства приписывались так же остаткам пасхальных блюд. Считалось, что освященные яйца и даже их скорлупа могли помочь погасить пожар или найти заблудившуюся скотину.
Поэтому освященные яйца клали в зерно, предназначенное для посева, поглаживали ими корову перед первым выгоном в поле и даже закапывали яйца в поле, чтобы уберечь посевы от ненастья.
Второй: Слайд 29. После окончания заутрени участники обряда отправлялись на кладбище, чтобы известить умерших родственников о воскресении Христа. Обратный путь участники стремились преодолеть как можно быстрее, чтобы в течение года быть первыми во всех делах.
Третий: Слайд 30. В течение всей пасхальной недели (Светлой седмицы) любой прихожанин мог подняться на колокольню и позвонить в колокола. Поэтому в некоторых местностях первую неделю после Пасхи называли звонильной.
В богослужебном отношении вся Пасхальная неделя, Светлая седьмица, есть как бы один праздничный день: во все дни этой седьмицы богослужение бывает то же, что и в первый день, с небольшими отличиями.
Четвертый: Слайд 31. Светлое воскресенье открывалось домашним завтраком за празднично накрытым столом, в центре которого стояли освященные в церкви пасха, куличи, яйца. Он начинался с того, что хозяин разрезал крашеное яйцо и делил его по числу домочадцев.
В старину было принято, что в первый день Пасхи хозяйка оставалась дома, а мужчины ходили с поздравлениями к своим близким и знакомым. Столы были накрыты весь день.
Пятый: Слайд 32. В народе существует поверье, что в Светлое Христово Воскресение ранним утром играет солнце – будто разделяя радость великого праздника с людьми. Чтобы увидеть восход и игру солнца, люди рано забирались на самые высокие места: на колокольни, крыши, пригорки.
Шестой: Праздник Пасхи посвящался благотворительности. Кто мог, от простолюдина до царя, одаривали нищих, немощных, убогих. Русские государи посещали больницы, богадельни, узников тюрем. «Христос Воскресе!» - приветствовали государи обитателей этих мест и наделяли одеждою, пищей, деньгами.
Слайд 33. По народным поверьям, от Пасхи до Вознесения по земле странствует Христос и апостолы в нищенском одеянии. Они испытывают людское милосердие, награждают добрых людей и карают жадных и злых.
Первый: Слайд 34. Утром в день светлого воскресенья сельская молодежь начинала обходить деревню, исполняя специальные волочебные песни.
Волочебниками руководил починальщик, приветствовавший хозяина и произносивший припев песни, обращенный к хозяину и хозяйке. В песне обязательно содержались обращения к святым: Юрию, заботившемуся о коровах; Николе, опекавшему коней; Илье, зажинавшему «обильное жниво». Одновременно обращались к праздникам, выступавшим как антропоморфные существа: Богородицу просили хорошо засевать, а Покров – собирать урожай. В песне рефреном произносились слова «Христос воскресе!».
Ну-те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Пройдемте в тое село,
Поздравим их с праздником,
Их с праздником, с Христовым днем,
С Христовым днем, красным яйцом!

И не шум шумит, и не гром гремит,-
Христос Воскрес на весь свет!
Иут- бредут волочебнички,
Это не волочебнички – разбойники,
«Хозяин ты наш батюшка!
Ай спишь ты лежишь, али так лежишь?
Подари ты нас, волочебников!»

Вместе с группой волочебников ходил мехоноша. Часто участников сопровождали музыканты, игравшие на гудке и дуде.
Обряд можно считать своеобразной разновидностью весеннего колядования. Волочебники желали хозяину дома хорошего урожая, обильного приплода у скота и семейного благополучия:

Живи здорово, живи богато!
Дай тебе Боже пива варить,
Пива варить, сынов женить,
Горелку гнать – дочек выдавать!
Христос Воскрес на весь свет.

Сходи в гумно, там три праздника:
Первый день – Христов  день,
Второй праздник – Егоров день,
А третий праздник – Илья-пророк.
Он межи сжинал, стоги ставил.
Христос Воскрес на весь свет!

Второй: Кроме волочебников дома обходил священник, его сопровождали притч и несколько прихожан, несших иконы. Они служили в доме пасхальные молебны, получая соответствующее вознаграждение.
Третий: Слайд 35. Светлое воскресенье завершалось особыми пасхальными развлечениями: катанием крашеных яиц по земле или по специальным лоткам. Обычно побеждал тот, чье яйцо катилось дальше.
Слайд 37. Вторая пасхальная игра называлась «битки». Она заключалась в том, что два человека брали в руки по крашеному яйцу и ударяли ими друг о друга, побеждал тот, чье яйцо оставалось целым после третьего удара.
Пятый: В день Пасхи также водили хороводы, обряд сопровождался исполнением песни «Мы просо сеяли, сеяли». Иногда исполнялись особые любовные песни, в которых назывались имена будущих супругов.
Слайд 38. Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте (на деревенской площади, ближайшем выгоне) загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски – возводились общественные качели. На качелях катались все, но первенствующую роль занимали девушки и парни. Они пели, веселились:
На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.

На горе стоят качели,
Пойду пкачаюся.
Нынче лето отгуляю,
Зимой повенчаюся.
Пасхальные игры продолжались в течение целой недели,заканчиваясь на Красную горку.

Ведущий:
Чудеса
Слайд 39. Христос умер 3 апреля  в 33 года
Великую пятницу православные христиане всего мира будут отмечать лишь 21 апреля (8 апреля по старому стилю). Это не только самый строгий день Великого поста, когда позволены только вода и хлеб, но это еще и самый скорбный день в календаре верующих. Согласно священному Писанию, именно в пятый день недели был распят Иисус Христос.
В то, что спаситель умер в пятницу и воскрес, соответственно, в воскресенье, жители планеты привыкли верить с самого детства. Однако лишь два румынских астронома задумались над тем, что до сих пор неизвестна точная дата смерти Иисуса. Они вплотную занялись этим вопросом.
Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. Именно она была источником основных посылок. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.
На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу, 7 апреля, в 30 году нашей эры, а второй раз – 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.
Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу, 3 апреля, примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа пополудни.
Конкурс
Цели конкурса:
- повышение интереса к Христианским праздникам;
- развитие творческих способностей студентов;
- выявление и обнародование предметов декоративно-прикладного искусства.

Участники
Участниками конкурса являются студенты и обучающиеся МКС, преподаватели, мастера п/о, воспитатели и другие работники колледжа.

Этапы проведения конкурса:
-приём работ участников
-оценивание представленных работ  по сумме общих набранных баллов
-ознакомление участников конкурса с результатами

Правила  участия в конкурсе            
• На конкурс принимаются только авторские  работы, выполненные в соответствии с темой конкурса.
• Техника выполнения авторских работ не ограничена.
• Каждый автор может предоставить не ограниченное количество работ на каждую из номинаций.
• Участники конкурса предоставляют  клубу право использования конкурсных работ в целях популяризации конкурса.
• Организаторы конкурса вправе использовать предоставленные на конкурс работы следующими способами: публиковать, печатать продукции, публично показывать изображения (проводить выставки), доводить до всеобщего сведения (размещать изображения на Интернет-ресурсе), использовать иным образом с обязательным указанием авторства участника.
Номинации конкурса
1.Пасхальное яйцо (по мотивам Фаберже)
2.Пасхальная поделка
3.Поздравительная открытка
4.Пасхальный подарок
5.Компьютерный дизайн
Критерии оценивания:
• Оригинальность работы
• Сложность в передаче форм
• Многоплановость и перспективность работы
• Композиционное решение
• Цветовое решение
По результатам конкурса все участники получат сертификаты участников,  призеры и победители - дипломы III степени, II степени, I степени по каждой номинации.