Не украшение

Любовь Бокова-Кнопп
Педагогу было за восемьдесят. Был он маленького роста, сгорбленный от старости, лицо покрывали морщины. Дирижёр и композитор в прошлом, он многие годы отдал преподаванию дирижирования в одном из престижных столичных музыкальных вузов. Работая концертмейстером на одной с ним кафедре, мне довелось не раз беседовать с этим интересным человеком.
 
Дело в том, что Юрий Петрович (имя изменено) был одинок, и его «домом» стало место работы. Он ежедневно приходил туда, поднимался на верхний этаж, где находились двух рояльные классы фортепиано и дирижирования, и устраивался на одном из стульев с подлокотниками, стоявших в длинном коридоре. Со студентами он работал не каждый день, так что просто дремал сидя, или обменивался парой слов с проходящими мимо. При виде педагога немецкого языка он радовался, что может сказать фразу на немецком и его поймут.

В свободную минуту я выходила в коридор, садилась рядом с Юрием Петровичем, и мы беседовали на всевозможные, в том числе, и бытовые темы. В числе прочего запомнилось, что он жаловался на мозоли на ногах, мешающие ему ходить, а я советовала применить мозольную жидкость. Короче, на протяжении многих лет трудно было представить это учебное заведение без колоритной фигурой Юрия Петровича.

Наконец  от знакомого профессора мне стало известно, что на учёном совете был поднят вопрос о невозможности дальнейшего нахождения Юрия Петровича в вузе, причём основной аргумент был сформулирован ректором следующим образом: «Д. - не украшение нашего учебного заведения». Вскоре Юрий Петрович был отправлен на заслуженный отдых. Не прошло и двух месяцев, как он скончался, возможно, от ощущения ненужности и пустоты.



Дирижирование - не столь  простое дело, как может показаться на первый взгляд тем, кто далёк от музыки, и обучение ему молодых людей – нелёгкая задача для преподавателя. Каждая рука дирижёра выполняет свою собственную работу, о сложности которой говорит следующее упражнение для начинающих – надо нарисовать мелом на доске обеими руками одновременно разные цифры, или одной рукой цифру, другой – букву.  Необходимо отлично знать партитуру, уметь жестами передать динамику, эмоции, вступления инструментов и групп оркестра, штрихи... Не буду вдаваться в подробности, скажу только, что дирижировать не проще, чем профессионально играть на музыкальном инструменте, а в чём-то, возможно, и сложнее.
 
Занятия в классе дирижирования происходят следующим образом:  за двумя рядом стоящими роялями сидят пианисты-концертмейстеры, они имитируют звучание оркестра, исполняя переложенные для двух исполнителей оркестровые произведения, а между роялями перед дирижёрским пультом на дирижёрской подставке стоит студент. Пианисты играют, что называется «по руке» дирижёра. Например, в нотах написано «форте» (громко),  но если студент-дирижёр не может убедительно это выразить жестом, пианисты будут играть так, как показывает неопытная рука, например, тихо. То же можно сказать и о темпе, эмоциях и всего остального, что касается передачи музыки. Так студент наглядно ощущает результаты своих действий. Конечно в классе находится ещё и преподаватель, обучающий студента дирижёрским  премудростям.
 
Для чего я это всё пишу? Пытаюсь хоть немного дать представление, с какими трудностями связана работа педагога, обучающего студента порой с нуля.  Некоторые педагоги годами бьются с не очень понятливыми учениками, ведь передать руками музыку таким образом, чтобы жесты понял оркестр и не мог не починиться воле дирижёра – задача порой очень непростая. Даже просто правильно показать вступление получается далеко не у всех.

Студенты Юрия Петровича после его ухода были переданы другим педагогам. В то время мне довелось работать в классе относительно молодого темпераментного дирижёра. Он старался изо всех сил, отрабатывая со студентами каждый мельчайший жест, и мы, концертмейстеры, по множеству раз повторяли фрагменты произведения, когда у студента что-либо не получалось, несмотря на титанические усилия преподавателя.

Одна из студенток старшего курса, прежде обучающаяся у Юрия Петровича, попала к нам в класс. Девушка была старательной, но у неё были трудности с освоением программы. Как-то в отсутствие педагога она поделилась с нами, концертмейстерами: «На уроках Юрия Петровича он тихо дремал в углу класса пока мы дирижировали. И только время от времени, в нужные моменты он открывал глаза и одним пальчиком чуть-чуть дирижировал. И у нас всё тут же как бы само собой получалось! А этот прыгает, кричит, из кожи вон лезет – и ничего, никакого толку!».

Мы в душе посочувствовали Наде и другим студентам, не имеющим счастья окончить вуз у столь великого мастера.

20.01.2019