Нарцисс Араратской Долины. Глава 56

Федор Лапшинский
Маркуша был очень бойкий ребёнок. Таких детей обычно называют гиперактивными. Он носился по детским площадками и жизнерадостно изучал окружающий его мир. Не могу сказать, что гулять с ним было легко. Слава Богу, я с ним редко бывал один. Я просто немного помогал. С Маркушей сидела его бабушка, со стороны его папы. Это была очень приличная и интеллигентная женщина. Она жила в городе Свердловске. И в тот период она приехала в Москву помогать, и проживала где-то рядом. Тут, возможно, я что-то путаю. И она проживала в этой же квартире, но память моя тут даёт сбой, и я совсем этого не помню. Здесь помню, а здесь – не помню. Сам же я, не сразу стал у этих барышень жить. Меня попросили погулять с ребёнком, и я приехал, и погулял. Потом опять попросили и я опять приехал. А потом как-то остался у них ночевать. Там была общая гостиная, и я там, на диванчике, и ночевал. Тут сыграла роль моя непритязательность. Где я только не ночевал до этого. И я умел вести себя так, чтобы не раздражать хозяев. Я тихо ходил по квартире и не храпел во сне. Я всегда спускал за собой воду в туалете. Я убирал и мыл за собой грязную посуду. Я умел не раздражать своим присутствием. Я был  худой, и не занимал много места. Единственным моим недостатком было то, что я курил. Бабушка Маркуши тоже курила. Мы курили на балконе, и она мне рассказывала про свою жизнь. Я интеллигентно слушал и не перебивал. Она была чем-то похожа на мою маму. Её единственный сын женился на нашей Леди, и учился в далёком Сан-Франциско. В очень известном университете. До этого он учился в Ленинграде, где он и познакомился со своей будущей супругой. Он был моим ровесником, но в отличии от меня, был гораздо умней и знал несколько языков. Он был филолог и литературовед. Леди тоже была филологиней. Я же немного умел читать английские тексты и очень плохо говорить, на этом языке островитян, сумевших подчинить себе большую часть Мира. В этом отношении, я был немного туповат, и язык сей я так и не смог хорошо освоить, как не старался. К стыду моему великому…

Мой дружок Лёша, вернувшись из города невест, и узнав от меня, что я стал помогать этой Леди, и гулять с её маленьким сыном, сильно расстроился. На моём месте должен был быть он. Правда, он сам не захотел втягиваться в это неблагородное  и нервное дело. Как я уже писал, Лёша был большой эгоист и в этом он даже превосходил меня. Я же, помогая нашей общей подруге, совершенно не имел в голове каких-то там низменный намерений. Говорю это честно, и даже могу на чём-то там поклясться. Мне просто нравилось туда приезжать и общаться с этими переводчицами. Мне это было совсем несложно. Её подруга Наташа, сперва ко мне отнеслась с напряжением и даже с лёгкой неприязнью. Я это почувствовал, так как обладаю сверхчувствительностью, которой меня наградила природа и, как сказали бы оккультисты, моё астральное тело было чрезмерно расширенно и в нём наблюдались тёмно-коричневатые дыры, ведущие в мрачное царство теней; а моё Я было недостаточно воплощено в моё физическое тело, и болталось где-то снаружи. В те времена, я про это, конечно же, не знал и не ведал. Это я потом начитался нахлынувшей на наши неокрепшие души литературы, которую у нас в СССР запрещали, чтобы мы, граждане и гражданки, не отвлекались от строительства развитого социализма… В общем, моё астральное тело почувствовало некую неприязнь и, я бы даже сказал, ревность. Наташа поначалу ревниво меня осматривала, но вскоре это напряжение как-то само собой рассосалось.  Они при мне обсуждали свои дела, не стесняясь моих ушей. Я стал какой-то частью этого девичьего мира. Они, не стыдясь меня, ходили по утрам в своих ночных рубашках и потом убегали по своим неотложным делам. А вечерами мы за ужином иногда немного выпивали вина, и весело болтали о том и о сём. Я вовсю старался их развеселить и у меня это получалось. Я и говорю, что во мне жил клоун. Девушки смеялись над моими глупыми остротами и язвительными репликами.

                А потом произошло то, что должно было произойти. А что должно было произойти? У нас там началась многочасовая оргия под надрывное пение Ани Леннокс?.. Конечно же, нет. Если бы это произошло, то меня бы на другой день выкинули как использованный презерватив. Женщины – очень стыдливые существа. И их всегда после таких необдуманных поступков сильно мучает женская совесть. Это я понял не сразу, а в процессе своей, так сказать, жизнедеятельности на планете Земля. Не знаю, что там на других планетах происходит. Я и сам очень стыдливое существо и, возможно, это следствие моей некой андрогинности. Ну, про это я уже писал, и могу ещё раз написать, что, будучи пловцом, я всегда снимал с себя плавки, прикрывшись полотенцем, и никогда не мылся голым при всех. Я стеснялся демонстрировать другим пловцам свои принадлежности. Это навязчивая стыдливость сопровождала меня всю жизнь. Я пытался во всём это умственно разобраться, но терпел неудачу. Видимо, это связано с какой-то сильной травмой, идущей из прошлого.  Да, я верю в прошлые жизни. Потому что, очень многие вещи нельзя объяснить одной лишь этой жизнью. И какими-то там генами-хромосомами или родовыми травмами. И я никогда не стану глупым атеистом. Хотя, и истово верующим меня тоже сложно назвать… В общем, я, скорей, средневековый мистик. И Чувства ставлю выше Разума и Логики…

                Как всё Это у нас началось, я помню смутно… А что вы хотите? Прошло тридцать с небольшим лет. Был какой-то весёлый денёк, и к нам в гости зашла ещё одна барышня. Тоже переводчица и звали её тоже, как и Леди - Светланой. Наташа тоже присутствовала. Ну, и мы вели весёлую светскую беседу. Потом, каким-то образом, на меня надели женский наряд, и я не сильно сопротивлялся. Этого очень захотела Леди. Она недавно ходила на спектакль «Служанки», где мужчины играли женские роли. Она вообще очень любила всё это. Арт-Нуво и Деккаданс, Ангелочки и Сфинксы, и всё такое упадочное и псевдорелигиозное… В общем, барышни очень сильно посмеялись, удивляясь моей пластичности. Да и мне это понравилось. Я всегда был склонен к лёгкому эпатажу и к антиморальным действиям. Если и есть бесы, то они явно во мне сидят.  А если бесов нет, то и говорить не о чем… В ту же ночь, Леди сама ко мне пришла в гостиную. И под пеньюаром на ней ничего не было. И она, страстно дыша, и полупьяная от возбуждения, легла на меня. И, можно сказать, овладела мной. И наши тела, как написали бы Тургенев и Бунин, слились в любовной неге. И был я этим сильно ошеломлён и даже ошарашен. И был это месяц май... Так я стал её тайным бойфрендом. Конечно же, дело тут было не в том, что я ей сильно понравился, как самец; а скорей в том, что я гулял с её ребёнком, и довольно заботливо и аккуратно с  ним сидел. А какую мать это оставит равнодушной? И к тому же, я не проявлял сильного рвения и не раздражал её. Такие Леди не любят назойливых мужланов. Они сами всё решают. Когда и с кем. И в каких позах…Так что, не я её соблазнил, - всё было в точности наоборот…

Возможно, её умилило то, что я не побоялся надеть на себя её романтичное платье в цветочек и наташины розовые лосины. Какой мужчина станет это делать. Так позориться перед женщинами. И они накрасили мне губы помадой, и стал я похож на филлинивского Казанову. Или на безумного императора Калигулу. И это её немного потрясло. И она узрела во мне нечто другое. Что-то древнегреческое и античное. И ей явно нравились отклонения от мещанских сексуальных норм. И Леди была тайной нимфоманкой, которая под маской холодной бесстрастности прятала буйные сексуальные вожделения. И я даже как-то в шутку её назвал Мессалиной, что у неё вызвало крайнее смущение. А кто это такая – как-то по-детски спросила она. Признаться, я тоже не очень хорошо знал кто это такая. Просто у меня был в детстве словарь Античности и я любил его листать. Я вообще любил читать про Древний Рим. Про те ужасные времена. Мессалина же была какая-то там распутная знатная женщина, и женой императора Клавдия, которая могла обслужить за ночь 50 мужиков. И ей этого было даже мало. И ещё она была очень властолюбивая. И она плохо кончила, - её молодую закололи кинжалом, и это не удивительно, ибо в те времена все плохо кончали. Жизнь была очень короткая, и у римлян не было никаких табу и запретов. Они постоянно пировали, воевали с варварами и друг с другом совокуплялись, невзирая на пол…

                А мы же, в отличии от похотливых римлян, получили тяжёлое «моральное» советское воспитание… и это не давало нам возможности грамотно отдаваться позывам своего свежего молодого тела. Сексуальная революция прошла мимо нас. Мы отстали от цивилизованного мира на тридцать лет, и то что происходило в той же Франции в шестидесятых, у нас в СССР начало пробуждаться во времена Перестройки… А какая может быть Свобода без свободного секса? Я не имею в виду, что надо всем слиться в едином совокуплении. Это будет уже чересчур свободно и непредсказуемо для человеческой цивилизации. Опять же, каждый человек находится на своей ступени развития, и то, что полезно одному, - другому совсем не полезно, и свободный секс ему полностью возбраняется. Над этой проблемой размышляли многие философы… и тот же Герберт Маркузе, которого я не читал, где-то там в своей книжке написал, что фотографии женщин демонстрирующих свои прелести намного пристойней фотографий генералов, увешанных медалями.  Свободная Любовь, а не Война и гонка вооружений. Когда у них там, в Сорбоннском университете, юные студентки прилюдно отдавались мудрым профессорам, у нас в СССР, тоже что-то там наклёвывалось, и это ощущалось в наших песнях и шлягерах. Всем хотелось любить, а не строить коммунизм. К сожалению, это всё быстро прикрыли, и наше население начало стремительно спиваться. И именно в это время и была написана поэма «Москва – Петушки», которую так любил мой друг экскурсовод Сева. Мне тоже очень понравилась эта поэма, хотя я не согласен с таким печальным финишем героя Венедикта Ерофеева. Он должен был в конце оказаться на Красной площади и произнести какой-нибудь оптимистичный монолог. И Анна Каренина не должна прыгать под поезд. И князь Мышкин не должен сходить с ума. Писатель не должен поселять в души читателей мрачный пессимизм…

                Только не подумайте, что Это у меня с Леди стало происходить каждую ночь. Конечно же, нет. Возможностей таких не было и, к тому же, приехала из Вильнюса её мама, у которой я стал вызывать сильные подозрения. Мамы всё это прекрасно чувствуют. И Леди стала ко мне относиться, как раньше, как будто ничего между нами и не было. Я просто её друг-художник, которому негде жить и который помогает ей по хозяйству. Возможно даже, она соврала, что я дружок Наташи. Мама, чувствовалось, в молодости была очень красивая женщина. К тому же она была полька, как и моя бабушка Катя. Мы с ней общались очень вежливо, и она даже ко мне обращалась на Вы. У неё был муж, от которого она родила двух дочерей. Наша Леди была старшая дочь, а младшая дочь, которой было восемнадцать лет, проживала в Ленинграде. Папа у них скончался рано. Причину я не помню. Скорей всего от сердца. По словам Леди, она лишилась отца, когда ещё училась в школе. Вероятно, это сильно на ней отразилось, и ей пришлось рано повзрослеть. Как тут не вспомнить экскурсовода Севу, у которого папа тоже неожиданно рано ушёл из жизни. Как это сказывается на психике подростка? Я думаю, что это сказывается очень сильно, и это очень драматично во всех отношениях. Сева, к примеру, стал алкоголиком и диссидентом. А Леди стала женщиной с очень независимой жизненной позицией, и делала то, что считала нужным; и я бы даже сказал, имела склонность к деспотичному поведению. Она была крайне горда. И, честно говоря, я её даже немного побаивался. Ведь мой папа тоже был крайне гордым и импульсивным человеком, и я вырос тоже в неком страхе. И сбежал в Москву, чтобы стать «свободным». По словам Леди, папа её очень любил. Меня тоже мой папа любил…

                В это время в Москве шёл фильм «Ночной портье», итальянского режиссёра Лилианы Кавани. Леди взяла меня на киносеанс. Фильм мне показался слишком драматичным и жёстким. Я не очень люблю все эти любовные драмы. И помню, мы даже не досидели до конца сеанса, и на Леди этот фильм произвёл неприятное впечатление. Фильм носил явно садомазохистский характер. Хотя, конечно же, всё там было красиво, и режиссёром была женщина. Она даже в Москву приедет в тот год, и я её летом увижу в кинотеатре «Октябрь» на фестивали итальянского кино. Меня очень зацепит её фильм «По ту сторону добра и зла», который тогда посмотрю. Там будет отображён любовный треугольник, где философ Ницше со своим другом Паулем Рэ, влюбятся в русскую барышню, с немецкими корнями, Лу Саломе. Ницше потом сойдёт с ума, и его друг тоже печально закончит. А эта Саломе будет иметь ещё много романов, с разными известными людьми, и станет психотерапевтом. И доживёт до 1937 года… Очень интересная была эта Саломе. И мне кажется, моя Леди тоже чем-то была похожа на такую вот роковую женщину, которая не приносила мужчинам тихого счастья. И, конечно же, такие женщины нужны нашей человеческой эволюции. И дело тут вовсе не в красоте или в чём-то другом, а в том, что…

                А в том что?.. А в том, что нечего в этом всём копаться. Всё равно, ничего не поймём. Роковые женщины нужны, чтобы приносить Страдания. А Страдания нужны, чтобы Мужчина духовно развивался. Или наоборот деградировал. Спивался и вешался, стрелялся и сходил с ума. И практически каждая женщина хочет стать роковой. Чтобы вокруг неё вились ярконаряженные самцы, и она ими руководила. Неугодных прогоняла, а угодных мучила и по своему любила. Как какая-нибудь мадам де Сталь, которая даже самого Наполеона хотела приручить. Мадам де Сталь не только была яркая женщина, но и очень образованная и умная. И как мужчины могут в такую не влюбляться! Сам тайный советник Гёте писал ей полу-любовные письма, которые она бережно хранила в своей золотой шкатулке. Она написала кучу литературных произведений. Кроме того, мадам де Сталь была очень свободолюбивая женщина и, можно сказать, была предвестницей феминизма. Лично я к феминизму всегда относился с большим пиететом, так как всегда хотел равноправных отношений между полами. Все полы должны быть равноправны. Вне зависимости от наличия или отсутствия пениса. Вне зависимости от величины грудей. Вне зависимости от цвета кожи и цвета волос. Вне зависимости от сексуальных фантазий. Вне зависимости от наличия паспорта или его отсутствия его...

                Моё гордое свободолюбивое Эго в ту весну 1991 года потерпело фиаско, и я оказался в плену непредвиденных обстоятельств. Эта Леди поймала меня, как глупого кролика, в свои сети. И это произошло как-то очень неожиданно для меня. Как уже писал, я не был таким уж влюбчивым молодым человеком. Мне вообще это несвойственно. Мой ехидный разум всегда сдерживал все эти порывы и желания. Женщины мне просто нравились, и я мог практически с любой ненадолго поиметь какие-то там отношения. Да и то, лучше было их не иметь, чем иметь. Поэтому я и не был каким-то там тайным дон жуаном, и не вёл список своих побед. Просто бывали периоды, когда делать Это мне было легко и весело. Хотя потом, всё равно, некий телесный стыд меня преследовал. И не только телесный, но и моральный. Как можно легко бросить несчастную женщину, когда она к тебе начинает привязываться? Ладно бы, вы просто, грубо говоря, перепихнулись и разбежались. Легко, весело и без слёз, и без страданий. И я бросил рисовать и выходить на Арбат. И я  на какое-то время потерял себя. И в душе моей поселился неприятный хаос…