Козёл безрогий или брат дорогой?

Виктор Тарасенко
     Сегодня мне захотелось обсудить с тобой дорогой читатель одну непростую тему, на которую мы не часто обращаем внимание, или говоря точнее, если говорим о ней, то относим её к кому-либо другому, будь это фарисеи времён Иисуса Христа или другие – неприятные нам люди. Что же касается нас самих, то по нашему убеждению мы вполне приличные люди, и не страдаем таким недостатком как лицемерие. Да, именно об этом проявлении эгоистичной природы человека, мне захотелось немного порассуждать с тобой, потому что время от времени этот недостаток я вдруг обнаруживаю и у себя самого, да и в других, вполне уважаемых людях, нет-нет, да и проявляется это неприглядное качество.
     Стоит ли этому удивляться? Нет, потому что ещё Христос предупреждал своих учеников об опасности проявления лицемерия и давал им наставление – беречься этого: «1 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.» - Лук.12:1. Что же такое лицемерие? Давайте дадим определение этому термину, чтобы продолжать наши рассуждения.
      В толковом словаре русского языка под редакцией Ожегова дано такое объяснение этого термина: ЛИЦЕМЕРИЕ, я, ср. -  Поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.
А в толковом словаре под редакцией Кузнецова, мы можем прочесть следующее: лицемерие — ЛИЦЕМЕРИЕ -я; ср. Несоответствие слов, поступков человека истинным, чувствам, убеждениям, намерениям; притворство, неискренность.
       Есть и другие определения этого слова, но все они близки по своему значению и думаю, что нет необходимости сейчас все их перечислять. Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с лицемерием других людей, ощущал на себе неприглядность этого явления. Это очень неприятно, когда «в глаза» вам говорят одно, а «за глаза», о вас говорят совершенно иначе.
      Казалось бы, те, кто поверил Господу Иисусу Христу и принял Его искупительную жертву должны быть совершенно свободны от этого недостатка, но так ли это? Жизнь показывает, что часто лицемерие прорастает обильно и порою даже просто расцветает своим удивительным цветом именно в религиозной среде верующих, и даже служителей. Как много тех верующих, и даже некоторых служителей, которые в церкви одни, а вне церкви совершенно другие.

     Возвращаясь к заглавию нашей статьи, я хочу дать разъяснение, почему столь странную фразу предложил вашему вниманию. Это вполне реальная история, которая произошла со мною в начале моего христианского пути, и которая помогла мне осознать, как лицемерие может проявлять себя тогда, когда вы не контролируете ситуацию, или говоря другими словами вас застали врасплох. Как ваша сущность, то что у вас внутри, вдруг может показать себя, когда вас выводят из зоны комфорта, из некого благостного состояния или равновесия, которое как правило всегда присутствует в вас в стенах церкви. Но всё ли так радужно, когда мы в «миру»?

     В далёком 1990 году, когда в вере Христовой я находился всего лишь один год, но уже начинал проповедовать, случился со мной этот случай: Дом Молитвы находился тогда по адресу: ул. Радищева, 67 и мне требовалось совершать пересадку с троллейбуса на трамвай, чтобы попасть на собрание. Тогда общественный транспорт ходил не достаточно хорошо и ритмично, так что приходилось пораньше выходить из дома, но это не всегда помогало и долгое ожидание транспорта на остановках скапливало как правило изрядную толпу желающих уехать. Так, что когда подходил долгожданный трамвай или иной транспорт, требовалось изрядно постараться и потесниться, чтобы войти в салон и продолжить своё путешествие.
 
    Так было и в тот раз. Доехав до остановки на которой нужно было пересаживаться на другой транспорт я поспешил на другой. Так как таких же желающих было довольно много, то все немного толкались, пытаясь утрамбовать пассажиров задней площадки, чтобы закрыть двери трамвая и начинать столь долгожданное движение по заданному маршруту. Мне тоже приходилось употреблять некие усилия, чтобы не остаться на остановке. Положение усугублялось ещё и тем, что до собрания было совсем немного времени, и опаздывать совершенно не хотелось. Таким образом я достаточно активно протискивался в этот утрамбованный вагон, и конечно доставлял окружающим пассажирам некий дискомфорт, о чём мне было и сказано вполне образно на великом русском языке: «Куда ты прёшь козёл безрогий?!». Ничего особенного в этой фразе не было, и те читатели, кто имел опыт передвижения в общественном транспорте советского периода может вспомнить и более крепкие выражения недовольства пассажиров. Интересное случилось буквально сразу же после произнесения столь грозного предупреждения. Женщина, которая, наверно заслуженно отругала меня за столь усердные мои усилия, обернулась, желая знать кто же такой прыткий «козёл», и когда обернулась и признала меня, то тон её голоса, да и само её грозное выражение лица, вдруг вмиг изменилось и она, практически елейным голосом, чуть ли не пропела: «приветствую брат дорогой!». Я ответил на приветствие, извинившись за доставленное неудобство, но в глубине души сразу для себя отметил, как удивительно диаметрально противоположно можно выразить своё отношение к одному и тому же действию.
       В тот момент, когда этой сестре было доставлено неудобство не известно кем, то её реакция была жёсткой и вполне «в мирском стиле». Когда же она увидела, что доставивший ей некоторое неудобство является молодым проповедником, то она вполне благосклонно смогла претерпеть эти сложности, и даже поприветствовать его в столь сложных обстоятельствах. Когда она была искренна, а когда лицемерила?
        Мне тогда не хватило мужества поговорить с ней об этом, наверное, по причине моей молодости, но для себя самого я взял очень хороший урок, и старался потом всегда быть искренним в проявлении своих чувств.
        Почему же лицемерие проявляется и у верующих людей? Разве может быть в них притворство, неискренность? Хочется сказать, что этого даже наименоваться не должно в среде верующих, и тем более служителей, но как тогда быть с примерами, оставленными нам в назидание в Писаниях, когда мы видим, что этому недостатку были подвержены даже апостолы, такие как Пётр, и даже, как пишет о нём Павел – Варнава: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.» - Гал.2:11-13.
       Посмотрите, как страх Петра и прочих верующих во Христа иудеев привёл их к лицемерию, о чём нам повествует Павел. Нежелание Петра выглядеть не в столь привлекательном свете перед посланными от Иакова, привело его к тому, что он стал устраняться от общения с уверовавшими из язычников. Это было полным лицемерием, так как до прибытия братьев из Иерусалима, Пётр вполне свободно общался с теми, мог сидеть с ними за одной трапезой, молиться и совершать другие деяния. Но вот пришли строгие блюстители иудейских традиций и закона Моисея, и свобода Петра вдруг куда-то пропала. Что с ним произошло? Он побоялся уронить свой заслуженный авторитет в глазах тех, кто свято продолжал чтить добрые отеческие предания. Так бывает и с нами, когда мы поступаем по каким-либо традициям не потому, что абсолютно уверены, что такое поведение отвечает библейским принципам, а потому, что боимся уронить свой «святой» авторитет в глазах других.
     Конечно нет, наверное, более благословенного апостола, чем Пётр, он тот, на котором Иисус основал свою церковь, но если это так, то посмотрите, даже его иногда сатане удавалось поймать в эти сети лицемерия. Думаете с вами такого никогда не случиться?
     Разве вы больше Варнавы, которого прозвали сыном утешения. Того, который смог отказаться от обладания своей землёй, продав её и положив всю её цену к ногам апостолов. Способны ли вы на подобный поступок? А когда будущий апостол язычников Павел, тогда ещё Савл, обратился к Господу, разве не Варнава смог преодолеть страх перед этим грозным человеком, причиняющим столь много бед первой церкви, поверить его обращению и ввести его в круг апостолов?
«Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.» - Деян.9:26-28. Можно смело утверждать о том, что Павел с Варнавою стали друзьями, это видно из последующего их совместного первого миссионерского путешествия. К чести Павла можно сказать то, что даже крепкая дружба не могла заслонить перед ним свободы евангелия – благой вести от Бога проповедуемой не только евреям, но и язычником. Апостол Павел, будучи в прошлом ортодоксальным фарисеем, очень хорошо понимал религиозный капкан устоявшихся иудейских традиций, в который пытались втянуть обращённых язычников некоторые иудействующие христиане. Вот почему он смог противостоять и Петру и Варнаве. Его обличение, как мне представляется, выло ещё одним уроком от Господа для апостола Петра, и это обличение Павла, послужило на пользу и Петру и всей церкви.
    Вспомните первый церковный собор, собранный в Иерусалиме, как раз по вопросу принятия в церковь обращённых из язычников. Там очень остро стоял вопрос религиозных правил и традиций, и очень много было мнений и рассуждений на этот счёт. Однако, после выступления апостола Петра, все пришли к одному мнению, которое было и сегодня есть, совсем не обременительным для тех, кто обратился к истинному Богу от ложных богов.
«6Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;
8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам;
9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.
10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?
11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
12 Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.» - Деян.15:6-12
     И даже Иаков, уважаемый всеми и христианами, и иудеями, за строгое исполнение закона Моисея после такого выступления апостола Петра, встал на их сторону и способствовал решению вопроса в свободе Христовой, а не в слепом копировании, хороших, но все же, не вполне отвечающим привычкам, уверовавшим из язычников, традициям. В частности, он сказал:
«Ведомы Богу от вечности все дела Его.
19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.» - Деян.15:18-20.
 
    Посмотрите, как могли апостолы принимать обличение и исправлять свои пути! Как часто нам, современным христианам не хватает этого. Как многие из нас являются ярыми приверженцами отеческих преданий, порою даже не вникая и не понимая их значения. Как свято чтим мы свои традиции и осуждаем тех, кто их не принимает.
Как часто мы в пределах церкви или христианского окружения аки «агнцы Божии», а вне её пределов «козлы безрогие»?
    Апостол Пётр, хорошо усвоивший урок обличения в лицемерии, очень ясно осознал, что по своей разрушительной силе, оно стоит на ряду с другими пороками, которые мешают человеку по истине веровать в Господа Иисуса Христа.
«1Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие,
2 как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение;
3 ибо вы вкусили, что благ Господь» - 1Петр.2:1-3
 
     Насколько мы свободны от этого порока? Я очень желаю, чтобы в нас не было совершенно никакого лицемерия, и все наши поступки и помыслы были от чистого сердца, ибо как говорил Господь «чистые сердцем Бога узрят».

    В каком состоянии вы сейчас перед Богом в вопросах вашего упования, жизни и веры, решать вам, важно на мой взгляд одно – уметь принимать обличения, в том числе и в лицемерии так, как это смог принять Пётр, и оставаться всегда «братом возлюбленным», а не «безрогим козлом».

ТВГ, г. Барнаул, январь 2021 г.